Методологические подходы к совершенствованию принятия решения

 

Для управления любой организацией очень важно принятие правильных решений по тому или иному вопросу.

Принятие решений является основой управленческих функций. Чтобы принимаемое решение было правильным и эффективным, на стадии его подготовки и разработки управленческих решений должен проводиться полный экономический анализ ситуации, при в ходе которого производится поиск, сбор и обработка необходимой информации, а также формулируются проблемы, требующие принятия решений и возможные альтернативы. Фактически, принятие управленческих решений, это прежде всего, работа с информацией.

Руководителям необходимо постоянно изучать огромные объемы поступающей информации и согласовывать её на всех уровнях организационной структуры. [1]

Использование информационной системы значительно упрощает этот процесс. Для того чтобы проследить, как внедрение информационной системы предотвращает риски, связанные с принятием решений, разработаем модель процесса принятия решений. Рассмотрим этот процесс как до, так и после внедрения информационной системы, что позволит нам сравнить результат и определить эффективность внедрения.

Сущностями данной модели будут являться лица, принимающие решения, само решение и информация, используемая для принятия решения (рис.1).

Рисунок 1. Сущности предметной области

Лицо, принимающее решение — это субъект решения, наделённый определенными полномочиями и несущий ответственность за последствия принятого управленческого решения.

Лицом, принимающим решение, может быть как один человек, так и группа людей. На предприятии коллективное решение предпочтительнее индивидуального.

Но существует трудность в организации работы группового лица, принимающего решение, чем больше группа, тем больше времени уйдёт на координацию её работы, согласование многих точек зрения, что приведёт к увеличению времени принятия решения.

В представленной модели под лицом, принимающим решение, понимается одно или совокупность лиц, связанных между собой административными и функциональными связями.

Управленческое решение — это выбор, осуществляемый руководителем, в рамках его должностных полномочий, и направленный на достижение целей организации. [2]

Управленческие решения классифицируют по нескольким признакам, которые описаны в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Классификация управленческих решений. [2]

Признаки Виды решений
Субъект принятия решения · индивидуальные, · групповые;
По времени действия · стратегические, · тактические, · оперативные;
По методам переработки информации · алгоритмические (математические и статистические методы), · эвристические (логика, интуиция);
Содержание решений · экономические, · технические, · социальные, · организационные;
Уровень принятия решения · организации в целом, · структурных подразделений, · функциональных служб, · отдельных работников;
Условия принятия решений · в условиях определенности (с риском и без), · в условиях неопределенности(с риском и без);
Направления решения · внутри организации, · выходящие за пределы организации;
По функциональному содержанию · решения плановые, · организационные, · контролирующие, · прогнозирующие.

 

Под управленческой информацией подразумеваются сведения о процессах, протекающих внутри предприятия и в его макросреде, уменьшающих неопределенность в управлении и в принятии решений. [1]

К управленческой информации предъявляются определённые требования такие как:

· достоверность — надёжность источников происхождения информации и её соответствие реальной ситуации;

· своевременность – определяется временем от получения информации до её использования;

· полнота – способность отражать все важнейшие стороны необходимые для решения проблемы;

· допустимость – свойство информации служить основанием для принятия решения;

· значимость – свойство информации сохранять свою ценность, не подвергаться моральному старению. [2]

Информация, используемая для принятия управленческих решений, может быть внутренней (постоянно циркулирующей в информационных потоках предприятия), и внешней (та информация, которую необходимо получить для принятия верного решения).

Практическая часть

SWOT- анализ

 

Главными элементами системы управления является персонал, который одновременно выступает объектом и субъектом управления. Анализ численного состава работников Администрации обусловлен численностью по категориям, качественному составу работников по образованию, полу и стажу. На основании штатного расписания по состоянию на 1 января 2017 г. можно оценить общественную эффективность. Штатная численность 81 единицу.

 

Таблица 2.1

Штатная численность персонала администрации

Наименование должностей Количество должностей % от общей численности
1. должности муниципальной службы   75,8%
2. должности, приравненные к должностям муниципальной службы по оплате труда   12%
3. должности обслуживающего и вспомогательного персонала   12,2%

 

Из таблицы 2.1. видно, что наибольшее количество должностей занимают должности муниципальной службы – 60 (75,8%).

 

Таблица 2.2

Возрастной состав муниципальных служащих

Служащие в возрасте до 30 лет Служащие в возрасте от 30 до 49 лет Служащие в возрасте от 50 до 59 лет Служащие в возрасте от 60 до 65 лет
19,5% 56,6 % 19,7% 4,2%

 

Таким образом, из таблицы 2.2. видно, что в администрации города Алексеевка по возрастному признаку преобладают сотрудники в возрасте от 30 до 49 лет, которые уже имеют большой опыт работы и несколько высших образований.

Таблица 2.3

Численность сотрудников по стажу муниципальной службы

Со стажем до 1 года Со стажем от 1 года до 5 лет Со стажем от 5 до 10 лет Со стажем более 10 лет
30 человек 35 человек 5 человек 11 человек

 

Из таблицы 2.3. видно, что наибольшую численность по стажу муниципальной службы составляют сотрудники, проработавшие в администрации от 1 до 5 лет – 35 человек.

Таблица 2.4

Гендерный состав муниципальных служащих

Мужчины Женщины
24 человека 30% 57 человек 70%
       

 

Судя по гендерному составу из таблицы 2.4., видно, что количество женщин значительно больше чем мужчин.

 

Таблица 2.5

Образовательный критерий муниципальных служащих

С высшим профессиональным образованием Сосредним профессиональным образованием Со вторым высшим образованием
78 человек 99,19% 3 человек 0,81% 14 человек 18,82%
           

 

Таким образом, из таблицы 2.5. можно сделать вывод, что общественной эффективностью администрации является персонал, который состоит из 81 человек, где 99,19% это люди с высшим образованием. Также работают 3 доктора и 10 кандидатов наук, 6 работников обучаются в аспирантуре.

Характеризуя в целом кадровый потенциал администрации города следует отметить, что это, в основном, квалифицированные кадры, находящиеся в стадии профессионального роста и уровень образования и профессионализма сотрудников муниципалитета ежегодно возрастает.

В администрации города Алексеевка на цели профессионализации персонала в 2013 году из бюджета городского округа «Город Алексеевка», затрачено 1022,3 тыс. рублей, в том числе:

- на организацию и проведение обучающих семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, деловых игр и тренингов – 609,5 тыс. рублей;

- на профессиональную подготовку и переподготовку – 162,0 тыс. рублей;

- на повышение квалификации – 250,8 тыс. рублей.

Кроме того, обучение муниципальных служащих осуществляется также за счет государственных и областных средств в рамках специально разработанных федеральных и региональных программ.

Был проведен опрос руководителей, принимавших участие в адаптации. Большинство из них считает, что адаптация проводится на должном уровне. Но, тем не менее, есть ряд существенных недостатков. Так причинами недостатков системы признаны несвоевременная работа вспомогательных служб, нечеткая подготовка к адаптации нового сотрудника, что подтверждают данные о том, что 63% наставников указали, что рабочее место нового сотрудника обеспечивается несвоевременно. Также большинство наставников не удовлетворено доплатой за наставничество. Кроме того была выявлена сложность социально-психологической адаптации на предприятии

Результаты исследования успешности проведения адаптации, по мнению адаптированных сотрудников, так же выявили ряд негативных моментов (табл. 2.6).

Таблица 2.6

Затруднения в процессе адаптации

Показатель Абсолютное количество, чел. Относительное количество, %
Задержка в оборудовании рабочего места   57,14
Обращение к руководству   47,62
Общение с коллегами   38,10
Оформление отсутствий, отпуска, больничного   28,57
Отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим вопросам   47,62

 

Исследование показало, что наибольшая неудовлетворенность адаптированных сотрудников связана с факторами: наличие перспектив и размер зарплаты, а также отношения с коллегами.

Срок овладения профессиональными навыками оценивается как достаточно длительный.

Также работники указывали на трудности в общении с коллегами, задержки в оборудовании рабочего места и обращении к руководству, отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим их вопросам.

Трудности чаще всего возникали как из-за несвоевременного выполнения службами своих обязанностей, так и несвоевременного информирование ответственных за обеспечение служб.

Подводя итог анализу кадровой политики администрации города Алексеевкаа, составим матрицу SWOT-анализа (табл. 2.7).

 

Таблица 2.7

SWOT-анализ кадровой политики администрации

Возможности:   - эффективность кадровой политики; - разработанные мероприятия по адаптации персонала; - сформированная программа адаптации новых работников. Угрозы:   - повышение текучести кадров; - снижение производительности работников; - снижение эффективности деятельности всей организации в целом.
Слабые стороны:   - устаревшая система оценки; - недостаточная разработанность социально-психологической адаптации, - недостаточная подготовка к приходу новых сотрудников (задержка оборудования и др.), - нечеткость взаимодействия со вспомогательными службами при обеспечении рабочего места нового сотрудника. Сильные стороны:   - администрация является юридическим лицом; - дивизиональная организационная структура; - возможность обучения и повышения квалификации; - стремление руководства Администрации к изменению условий работы; - готовность персонала эффективно трудиться.

 

На основании результатов из SWOT-анализа, можем сформулировать следующие проблемы:

- необходимо совершенствование системы адаптации персонала;

- необходимо совершенствование системы мотивации персонала;

-администрация нуждается в формировании программы профессионального развития работников.

Устранение данных недостатков позволит повысить эффективность кадровой политики и снизить текучесть кадров.

Проблемы и цели проекта указаны в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8

Проблемы и цели проекта

Проблемы Цели
1. Сложности с массовым отбором кадров Разработка программы автоматизации процесса
2. Неэффективный внешний подбор кадров Подбор критериев для оптимизации внешнего отбора
3. Неэффективный внутренний подбор кадров Оптимизация деловой оценки персонала для эффективного подбора
4. Проблемы и с оценкой уже имеющихся специалистов Автоматизация оценки

 

Таким образом, в таблице 2.8 были выявлены проблемы в деятельности организации и необходимые цели по ним. Далее необходимо выделить общую цель организации (табл. 2.9).

 

Таблица 2.9

Общая цель: повысить эффективность деловой оценки персонала 1. повышение производительности 2. повышение мотивированности персонала 3. повышение общей эффективности деятельности организации Источники информации: Годовая отчетность, данные об установке автоматизированных систем на аналогичных учреждениях
Результаты: Разработка программы автоматизации процесса Подбор критериев для оптимизации внешнего отбора Оптимизация деловой оценки персонала для эффективного подбора    
Действия: 1. внедрение системы 2. обучение персонала работе 3. оценка эффективности системы    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: