Теоретические основы управления организацией

Введение

Принятие управленческих решений руководителем является важнейшей задачей науки управления и предполагает всестороннюю оценку конкретной обстановки руководителем и выбор оптимального решения из нескольких возможных вариантов.

В связи с этим, актуальность темы работы обусловлена тем, что от эффективности управленческих решений зависит и эффективность деятельность каждого предприятия в целом.

Целью работы является анализ и совершенствование принятие управленческих решений на примере муниципального образования, администрация гор. Алексеевка.

Объектом исследования является администрация города Алексеевка.

Предметом исследования является управленческие решений.

Результаты проведения исследования являются достоверными, так как исследование проводилось с помощью специально подобранных, адекватных и взаимодополняющих друг друга методов.

Задачи работы:

- изучить теоретические аспекты применения методов системного подхода в оценке эффективности управленческих решений

- сделать анализ правленческих решений, принимаемых в муниципальном образовании администрация гор. Алексеевка Белгородской области

- разработать мероприятия по повышению эффективности управленческих решений в муниципальном образовании администрация гор. Алексеевка Белгородской области

Теоретической основой работы выступают труды авторов, указанных в списке литературы, посвященные анализу проблем и разработке мероприятий по повышению эффективности управленческих решений.

 

 

Анализ проблем учета неопределенности при принятии управленческих решений в системе государственного и муниципального управления

Теоретические основы управления организацией

 

 

Изучение концептуальных подходов к организации системы управления целесообразно начать с рассмотрения сущности таких управленческих терминов как «система», «система управления», «организация» и характера взаимосвязи организации и управления.

В научной литературе существует множество определений понятия системы. Так М.Х. Мескон, М.Альберт и Ф. Хедоури отмечают: «Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого». Более полная трактовка термина «система» содержится у Г.В.Семенова: «Система – это некоторая совокупность элементов произвольного множества, их взаимосвязей, свойств и взаимоотношений, представляющих целостный комплекс и функционирующих в соответствии с определенными объективными закономерностями, присущими данному комплексу». Практически во всех литературных источниках показана иерархия систем как целостного комплекса взаимосвязанных компонентов, имеющего особое единство с внешней средой и представляющего собой подсистему системы более высокого порядка. Единство системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов. Система состоит из двух составляющих:

- внешнего окружения, включающего в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;

- внутренней структуры, т.е. совокупности взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку выход и достижение целей системы.

Термин «система управления» в экономической литературе имеет двоякий смысл. В широком понимании система управления рассматривается как система более высокого порядка и представляет собой взаимодействие двух подсистем – управляющей и управляемой.

В качестве управляемой подсистемы на предприятии выступает производственный процесс как субъект управления, в качестве управляющей – совокупность органов управления как субъект управления. Они обмениваются между собой информацией по каналам прямой и обратной связи.

Прямая связь реализуется посредством передачи управленческих решений по регулированию производственного процесса (оперативные решения) и по его развитию (стратегического решения), обратная связь является необходимым условием разработки управленческих решений и представляет собой полный объем информации о ходе производственного процесса.

Система управления обменивается с внешней средой посредством материально-вещественных носителей (ресурсов, продуктов) и нефизических (информации, интеллектуальных услуг).

Для системы управления свойственно:

1. цельность — все части служат единой цели

2. большой размер, что обусловлено количеством и разнообразием входящих в нее элементов

3. сложная, обусловлено количеством связей между ее элементами

4. стохастическая природа

5. содержит конкурентные элементы

6. структурность

7. иерархичность

8. делимость

9. множественность состояния частей целого.

Следует отметить, что управление — непрерывный процесс. Управленческий цикл — это определенная последовательность видов работ по реализации целей развития объекта.

Существует несколько типов структур управления:

1. разомкнутая

2. замкнутая

3. комбинированная

В экономической литературе наряду с термином «организация» используется понятие «предприятие». Г. Клейнер пишет: «под предприятием (в социально-экономическом смысле) следует понимать организацию, самостоятельно систематически производящую товары или услуги для реализации их за рамками организации, а также осуществляющую воспроизводство ресурсов.

Это не всегда совпадает с понятием юридического лица, наоборот, в последнее время в России участились случаи, когда за одним предприятием стоят несколько юридических лиц, или несколько юридически разных предприятий пользуется реквизитами одного юридического лица» [13].

Представляет интерес рассмотрение терминов «организация» и «управление» в их взаимосвязи.

В литературе преимущественно исследуется организация в связи с управлением и выступает как социальный институт или одна из общих функций управленческого цикла.

Вместе с тем в немногочисленных исследованиях показана автономность организации от управления, которая может функционировать самостоятельно, на принципах самоорганизации как в неживой, живой природе, так и в обществе, в то же время управление не может существовать без организации как объекта целенаправленного воздействия.

Взаимосвязь организации управления представляет собой последовательное, тесное и многогранное пересечение постоянно развивающегося состава и модернизирующегося содержания их конкретных проявлений в процессе функционирования и развития современного мира.

В таком пресечении и взаимодействии раскрывается организационная природа формирования и развития мироздания, первичность организации как процесса и системы, производность и интегрированность управления как важнейших видов целенаправленной человеческой деятельности».

На практике организация в управлении находит выражение в разработке и применении таких инструментов как методы, технологии, методики, алгоритмы и процедуры. Проявление организации в управлении, как правило, реализуется в виде следующих процедур:

1)организации системы целеполагания в ходе разработки и построения дерева цели субъекта и объекта управления;

2)распределения функционального выполнения содержания управления между элементами и подразделениями организационной структуры;

3) организации построения и реализации процесса управления путем последовательного объединения действий, операций, стадий, этапов и т.д.;

4) выработки и применения процедуры организации функционального взаимодействия в ходе разработки и осуществления управленческого воздействия. Возможны другие конструктивно - интерационные проявления организации в реальных процессах и системах управления. Они определяются концептуальными подходами к организации системы управления.

Таким образом, анализ исследований организации системы управления на предприятиях позволяет сделать вывод о наметившейся тенденции смены приоритетов со структурно-функциональной концепции на структурно-процессную, информационно-техническую и поведенческую.

Однако информационно-технический аспект еще слабо интегрирован с другими; человек по прежнему рассматривается как один из элементов процесса управления, а не как креативный агент управленческих отношений; для достижения целей организации в сознании управленческого персонала и в практике управления признаются более эффективными властные отношения, чем партнерские; влияние на результативность фирмы креативных управленческих связей и неформальных в режиме упреждающего управления не исследовано.

На практике содержание организации системы управления сужается и ограничивается лишь исследованием формы в виде организационных структур управления.

Многие организационные структуры могут быть неэффективны. Так каковы же симптомы неэффективности? Ответ на этот вопрос представлен в таблице 1.1

 

Таблица 1.1

Симптомы неэффективной организационной структуры

Симптомы Проявление
Низкая мотивация Решения представляются непоследовательными и произвольными, не соотнесенными со стандартными правилами и критериями. Сотрудники не понимают, что от них требуется и каким образом определяется их вклад. Отдельные работники становятся объектом конкурентного давления других сотрудников из-за отсутствия стандартных правил определения приоритетов. Имеются сотрудники, слишком сильно нагруженные из-за того, что они выполняют работы, которые следовало бы выполнять другим исполнителям
Запоздалые и неправильные решения Важная информация поступает с опозданием к сотрудникам, принимающим решения. Наблюдается изолированность лиц, принимающих решения, в своих структурных подразделениях, что связано с отсутствием адекватных средств координации их деятельности
Конфликты и слабая координация Отмечается перегруженность сотрудников, принимающих решения, из-за их неспособности передать другим часть своих полномочий. Отсутствуют адекватные процедуры для оценки результатов принятых в прошлом решений. Отдельные сотрудники или группы сотрудников имеют конфликтные цели, не связанные с общей политикой организации и ее приоритетов, Имеются случаи, когда были. упущены возможности использования бригадных форм организации деятельности или других механизмов связи. Сотрудники, выполняющие производственные операции, влияют на процесс; планирования
Рост расходов В организации слишком много руководителей по сравнению с числом рядовых сотрудников. Имеется слишком много канцелярской работы и процедур, отвлекающих от производительного труда и требующих дополнительного административного штата
Неадекватная реакция на изменение обстоятельств В организации отсутствует специалист, который следит за изменениями некоторых факторов окружающей среды и способствует организационным нововведениям. Вышестоящие органы реально не поддерживают нововведения и изменения. Отмечается недостаточная или неправильная координация деятельности сотрудников, отвечающих за новые рынки сбыта, и тех, кто разрабатывает способы насыщения этих рынков

 

Проблемы структурного характера влекут за собой необходимость находить компромисс между справедливыми, но противоречащими друг другу требованиями:

¾ потребность в надежности и контроле в ущерб гибкости и инициативе;

¾ четкое разграничение полномочий и сфер ответственности в ущерб необходимости принимать во внимание информацию ряда заинтересованных лиц и штатных специалистов.

Проблемы структурного характера могут особенно явно проступить в периоды перемен. Они часто возникают, когда преобразование организационной структуры происходит неразумно или структурные изменения запаздывают и перестройка структуры оказывается неудачной.

Можно выделить следующие принципы формирования организационной структуры управления:

¾ первичность функций управления и вторичность самой структуры. Важна производственная структура (бизнес-процессы) организации, определяющая иерархию, а также разделение труда в линейном и функциональном аппаратах управления.

¾ Принцип единства распорядительства предполагает концентрацию ресурсов для достижения главных целей и исключения подчинения работников нескольким руководителям.

¾ Принцип централизации принятия стратегических решений при одновременной передаче на максимально низкий уровень полномочий и ответственности по принятию и реализации тактических решений.

¾ Принцип разделения организации на производственно-хозяйственные блоки, ориентированные на достижение относительно самостоятельных конечных результатов посредством независимого распорядительства выделенными ресурсами;

¾ Принцип возрастания объема координационной работы по мере специализации управленческих подразделений на функциях и видах работ, а производственных звеньев — на продуктах и видах услуг,

¾ Принцип обеспечения контроля (управляемости) для линейных руководителей и связанного с ним удлинения иерархической лестницы по мере увеличения размеров организации.

¾ Принцип соответствия задач, обязанностей и ответственности для каждого звена и работника.

¾ Принцип гибкости (адаптивности): структура должна иметь способность своевременно реагировать на изменение внутренней й внешней среды.

¾ Принцип экономичности: структура должна иметь столько уровней управления и функциональных подразделений, сколько может обеспечить эффективное функционирование организации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: