Социальная девиация в студенческой среде

 

Как и любая ая группа, студен молодежь имеет специфические особенности, собственно, и делают ее вой. В первую очередь – это юношеского возраста, а социальная ситуация, в данные индивиды Эти особенности одновременно служить и причинами тяги к совершению не соответствующих принятым в или его отдельной части,

Обучение в ВУЗе как правило, на поздний юношеского возраста: года. Характеристикой этапа жизни людей является того, что они являются особенными и ни на кого не.Это чувство подтолкнуть юношу или к совершению особенных, поступков, которые иной не совершал, а, девиаций, чтобы еще упрочить свою В случае с возникновением одиночества возникает на поиск группы которая по отношению к обществу может девиантна.

Вторая важная – юношеский возраст необходимость самоопределения, интереса или, быть, призвания, в свою очередь, способствовать отказу от других видов и интересов. А такое возникшее ограничение как правило, недостаточном опыте молодого, может поспособствовать познать неизведанное. В это может входить и не соответствующая принятой в то есть девиантная.

к тому, чтобы и доказывать самостоятельность, при реальной самостоятельности способствует некоторым в девиантного проявления. П как в юном возрасте многие формальные, запреты, например, на алкоголя, курение или собственным телом сделать татуировку или в особенности, если до юноша воспитывался в строгих, ограничивающих При этом не всегда к этому времени может принимать импульсивные решения о как можно наверстать не осознавая последствий и Поэтому, для современной характерна физиологическая вкупе с некоторой «децелерацией», по сравнению с поколениями молодежи.

социализация в юношеском е –поиск идеалов и И если этот нацелен на группы непохожих на большинство или же не социализироваться в привычном придерживающемся традиционных ых норму, то мы можем изменение поведения в отклоняющегося

Вторая сторона выбранной социальной категории – это изменившаяся ситуация Студенты ВУЗов в данного статуса находятся в переходном от школьников-подростков к взрослым. Уход на задний план с временным отсутствием ответственности. Благодаря возникать и, зачастую, желание опробовать на все то, что было запрещено, при осознания возможной ответственности за те или иные

1. С точки зрения социального статуса, студенческий возраст (18-25 лет)

- это период интенсивных поисков призвания, начала трудовой деятельности, вступления в брак. С психологической точки зрения, студентам (как и молодежи в целом) свойственны максимализм суждений, нетерпимость к мнению других, стремление к радикальным действиям, повышенная эмоциональность восприятия. Во многом стиль жизни, мышление молодых людей, в частности студенчества, определяются наличием своей субкультуры, которая формирует нормы, ценности, образцы поведения. К возрастным характеристикам студенчества можно отнести и продолжающийся процесс социализации, который в современной России имеет ряд особенностей: снижение эффективности воспитательной деятельности основных институтов социализации (государства, семьи, образования) и усиление влияния СМИ, которое можно охарактеризовать как негативное.

2. Транзитивность студенчества выражается в его промежуточном положении между пассивным объектом заботы государства и активным участником социального действия. «Промежуточность» положения студенческой молодежи создает предпосылки для девиантности в ее среде в связи с тем, что, выступая в качестве объекта опеки государства, студенты вместе с тем уже ощущают некую независимость и пытаются ее реализовать в различных поступках, не чувствуя при этом ответственности за них. Сочетание независимости и безответственности порождает отклоняющееся поведение.

3. Социокультурная среда

Существования студенчества во многом определяется особенностями взаимодействия студентов с другими группами в системе образования. На поведение студенчества (в том числе и девиантное) могут влиять особенности его структуры. С точки зрения структуры студенчество можно разделить на гуманитарное и техническое, бюджетное и контрактное. Предполагается, что для всех этих групп будут характерны разные установки, жизненные приоритеты, поведение. Соответственно, степень распространенности социокультурных девиаций, а также их виды будут различными для этих групп. Важным социокультурным фактором, детерминирующим поведение студентов, выступает их место проживания. В данном контексте поведение городской молодежи будет существенно отличаться от поведения молодых людей, приехавших из сельской местности.

4. Студенческий коллектив

является по сути малой социально организованной группой, отличительными чертами которой можно назвать тесное взаимодействие субъектов, собственную динамику развития, основанную на общих нормах, ценностях, определяющих поведение каждого в отдельности члена группы. Э. Дюркгейм утверждал, что внутри одной и той же социальной группы происходит нивелировка сознания, в силу чего все думают и чувствуют одинаково. Особенно это актуально для студенческого коллектива, члены которого в силу своего возраста склонны к подражанию. Следовательно, велика вероятность того, что появление в студенческой группе индивидов, мысли и поступки которых противоречат общепринятым нормам и правилам, приведет к быстрому распространению девиантных форм поведения среди остальных членов группы.

Специфика студенчества как особой социально-демографической группы актуализирует проблему изучения девиантности в его среде на двух уровнях: общества в целом, и социального института, в частности ВУЗа.

Первый уровень включает в себя общие девиации

: злоупотребление алкоголем, наркоманию, делинквентность, проституцию, суицид и т.д. Характерные для социума в целом, они наиболее опасны, когда речь идет о студенческой молодежи. Это связано, во-первых, с особым социальным статусом студенчества, которое является интеллектуальной основой общества и во многом определяет его будущее. Во-вторых, тесное взаимодействие студентов друг с другом способствует быстрому распространению различных отклонений среди данной социальной группы. Возникновение общих девиаций в студенческой среде исследователи объясняют влиянием следующих факторов: затянувшимся кризисом во всех сферах общественной жизни, психолого-возрастными особенностями студентов, социальным окружением, отрицательным воздействием СМИ, большой учебной нагрузкой в университете и т.п.

Второй уровень девиантности студенчества включает в себя отклонения от формальных норм, принятых в вузе: нарушение дисциплины, несвоевременная подготовка учебного материала, платный способ сдачи сессий, пропуски занятий без уважительной причины, использование шпаргалок на экзаменах, и т.д. Эти отклонения связаны с учебным процессом и характерны только для студенчества, в связи с чем их можно охарактеризовать как специфические девиации

. В объяснении причин их возникновения лидирует мнение о роли мотивации получения высшего образования.

Если общие девиации студенчества в той или иной степени анализируются социологами, то специфические девиации рассматриваются лишь эпизодически в рамках конкретно-социологических исследований молодежи. Между тем, даже незначительные отклонения от норм, принятых в вузе, могут предшествовать делинквентному поведению, а потому заслуживают такого же пристального внимания, как и отклонения от общепринятых норм. Такая связь общих и специфических девиаций свидетельствует об одном источнике происхождения, в связи с чем целесообразно изучать их в единстве.

Объяснение природы девиантного поведения социальными причинами является характерной особенностью социологического подхода к изучению девиантности. При этом в основе большинства социологических концепций (аномия, теория «напряжения», конфликт культур, теория субкультур и т.д.) лежит ценностный аспект. В данном контексте можно сделать вывод о том, что источником девиантного поведения (также как и нормативного) являются ценности – основные принципы, определяющие отношение индивидов и социальных групп к общепринятым образцам поведения, мышления, и регулирующие их поступки.

В своей регулятивной функции ценности тесно связаны с социальными нормами, которые также определяют правила, цели, которыми необходимо руководствоваться в своих действиях. Однако ценности более устойчивы, их отличает более глубокий уровень интериоризации. Являясь «фундаментом» человеческого поведения, ценности определяют отношение субъекта к существующим социальным нормам и непосредственно мотивируют поведение. Говоря о ценностях, разделяемых конкретным человеком, оперируют понятием «ценностные ориентации». Именно они определяют направление, в котором индивиды действуют, цели, к которым стремятся, и средства, которыми пользуются для достижения этих целей. Ценностные ориентации могут укреплять, провоцировать сложившуюся антиобщественную установку личности, тормозить асоциальные потребности, тем самым, препятствуя возникновению девиантного поведения, или же выступать в качестве самостоятельного мотива последнего.

В условиях социальных преобразований происходит трансформация общественного сознания, которая выражается в том, что на фоне прежних представлений возникают новые. В результате меняются предпочтения, взгляды на те или иные явления. При этом утвердившиеся в сознании общественные ценности, нормы остаются по-прежнему актуальными для отдельных индивидов и социальных групп, в то время как для других они вытесняются на второй план, уступая место более значимым в данный момент времени. В связи с этим отслеживать изменения в ценностной системе общества или отдельных социальных групп целесообразно, опираясь на ценности, свойственные большинству населения или группы.

Зачастую изменения в ценностной системе провоцируют рост девиантных ценностей (или «антиценностей»), которые в стабильном обществе присуще незначительной части населения и не имеют возможности распространяться, так как сдерживаются общественным мнением. В данном контексте переоценку ценностей можно рассматривать как приспособление к новым условиям посредством коррекции взглядов, ценностной ориентации, норм поведения. Это приспособление зачастую приводит к тому, что различные отрицательные явления (беспринципность, продажность и т.д.) все чаще воспринимаются в обыденном состоянии не как аномалия, а как вполне нормальный вариант взаимоотношений.

Многочисленные социологические исследования в крупных городах и провинции фиксируют изменения в ценностной системе современного студенчества. В целом же в настоящее время наблюдается тенденция к переориентации с общественных проблем на личностные. Студенты, как и молодежь в целом, ориентируется, прежде всего, на собственные интересы, полностью разделяя психологию индивидуализма. Большинство из них стремится к обеспеченной жизни, под которой подразумевает возможность существовать, ни в чем себе не отказывая. Среди «новых» инструментальных ценностей современного студенчества зачастую на первый план индивидуалистическое утилитарное сознание западного типа, которое порождает прагматично-утилитарное отношение к социальным нормам. Выражением прагматично-утилитарного сознания является отношение к ценностям как к средствам достижение определенных целей. В связи с этим отмечается тенденция к «превращению» образования (изначально терминальной ценности) в способ получения диплома, высокооплачиваемой работы или отсрочки от армии, - т.е. в терминальную ценность, что во многом способствует развитию специфических девиаций.

Трансформация ценностей студенчества в данных направлениях является следствием общей переоценки ценностей, которая отражает реальные изменения в российском обществе.

 

1.3. Тату и как вид социальной девиациив е молодежи

 

Для начала об к истории возникновения. появления феноменов и пирсинга разные датируют от 1000 до лет до н.э. При этом образцы найдены на обитаемых континентах, что о том, что данное не имело и не имеет принадлежности. Различные и определенные участки на, выбранные, например, для рисунка, дают предположить приблизительно появление культуры и проколов на различных

Важное обстоятельство в том, что независимо от принадлежности, народы и придавали татуировкам и в первую очередь значение, то есть подобный объект свое практическое Это назначение, предположительно, разнообразным: лечебным,о, клеймлением преступников, и т.д. И, конечно же, некоторое время, нашла и украшательное Но наиболее распространены и на наш взгляд, все же две идеи.В использование татуировок как социального расслоения: те или изображения, нанесенные на участки тела, и показывали окружающим обладателя к той или иной группе, семье, Во-вторых, татуирование, а с ним и шрамирование, и пирсингвсегда болезненными процедурами, они использовались в обряде демонстрируя взросление и указывая на то, что, болевые ощущения, человек готов и на любые новые

Подобным образом обстоит и с пирсингом – на лице и теле с целью демонстрации статуса, снижения ощущений в определенных и т.д.

Если мы на современное общество, то провести довольно параллели между татуировок и проколов и в момент самого их. На современном этапе и проколы несут значение в качестве защиты или тотема., преступники или тюремные имеют целую знаков, выраженную в рисунках.

Военные и других сопряженных имеют татуировки и (морские волки) в отличительных особенностей войск, вида, благодаря которым прочесть порой историю о жизни.

Кроме того, изображения и проколы участков лица или носят представители неформальных социальных Неизменным остается и способность подобных собственного тела. И, современная инкарнация клеймления собственного подобным образом, упрощенным обрядом, демонстрируя взросление, не как к исполнению взрослых но как демонстрация возможности принимать значимые по отношению к собственному

Как было отмечено, и пирсинг являются видом поведения, в зависимости от определенных можно отнести, как к так и к нейтральному и даже – Данная граница, на наш, является довольно и субъективной и выражается, в основном, в том или ином отношении.

Н.Ю. в качестве такого выделяет так называемую болезнь», то есть тату и которая представляет неконтролируемое, подсознательное увеличения количества или проколов на собственном Данная зависимость, как и существующих зависимостей, скорее осуждаемой, не обществом[4].

Н.Ю. Костюнина на основе интервью из числа носителей и тату и пирсинга, возможные причины непосредственно осуждаемого поведения, выраженного в зависимости.

Первая и распространенная, по мнению Костюниной, причина - это выглядеть оригинальным и выделяться из массы.

самая популярная нанесения тату на –потребность относиться к определенной социальной

Третья распространенная татуировку кроется в выглядеть более в себе, изменить чтобы стать

Четвертая – это эстетическая нанесения татуировки на

Пятой распространенной оказалось нанесение в состоянии стресса.

причина, проявляющаяся у девушек, нанести – это желание начать жизнь. Уверенность, что во внешности даст для внутренних изменений.

причина в нанесении на тело заключается в приобрести тотем или

В качестве дополнительных выделяются, во-первых, продуманная или неудачно первая татуировка, зачастую сподвигает к бесконечным доработкам, и коррекции.Во-вторых, некоторые испытывают определенное от самого процесса татуировки, получая от болевых ощущений или собственной решимости и сложностей. Эйфория от длится не очень и клиент вынужден за новой порцией ощущений[5].

Как видно, семь представленных могут служить и для просто нанесения не перерастая в патологию. Но К. проанализировал и связал особенности людей с проявления у них данного в связи с чем, мы сказать, что в зависимости от особенностей данные могут подтолкнуть как к одного изображения, так и к потребности во все новых и порциях подобных [6].

Были и другие распознать основные появления тату-изображений на Например, социологическое проведенное на базе московских университетов: и РГГУ, было изучению причин татуировок, осознанности половозрастным особенностям и студентов к тату.

исследование, позволило хоть в некоторых и частные, но все же довольно результаты: первые мысли о нанесении посещают молодых от позднего подросткового при этом, у большинства идея возникает под мнения ближайшего

При этом, в качестве подтолкнувших респондентов к замысла, большая отводится желанию выглядеть лучше, более уверенным в выделяться из толпы, себя другим некоторым образом свой социальный хотя, в некоторых в качестве причины вариант «просто [7].

Таким образом, от особенности возраста группы молодёжи, увидеть, что большинство стимулов соответствуют возраста: самореализации, самостоятельности и самодостаточности, своей ни на кого демонстрация уверенности в и возможности принимать решения.

Интересный в процессе глубинного распространения тату-культуры специалисты с кафедры стилистики русского МГУ. Причину обширного распространения феномена специалисты в деградации языковой и обращению к комиксному или мышлению, для которого воспринимать изображения, осмыслять или воспроизводить и тем белее – письменный [8].

Наше исследование не перед собой тонких задач. Его ос идея в изучении социального отношения к и пирсинг-культуре в молодежном среди студенчества, его и не имеющего на собственном тату или проколов с социальными и средовыми

Примечательно, что большинство исследующих данный старается склонить на сторону неприятеля и пирсинга. Мы же, как в рамках изучения, так и в рамках предпочитаем остаться стороной, способной феномен с различных и различных позиций, и, тем постараться лучше его природу.

 

 

На протяжении девиантологии разные несмотря на многообразие и форм девиантного пытались выявить и предпосылки разного отклонений;найти схожие черты у лиц, к такому поведению, в очередь для эффективной и коррекции такого

Учёные пытались с разных позиций, во внимание все факторы: социальный, психологический, медико-санитарный и личностный.

примеров классификаций психологических особенностей склонных к девиантному множество, приведем из них:

В числе взаимосвязанных факторов, отдельного человек к Ю.А. Клейберг

- Индивидуальный, действующий на психобиологических предпосылок поведения, которые социальную адаптацию

- Психологический, раскрывающий особенности взаимодействия со своим ближайшим в семье, на улице, в коллективе;

-Личностный, в социально-активном избирательном индивида к предпочитаемой общения, нормам и своего социального

-Социальный, определяющийся - культурными и экономическими

-Социально - педагогический, в дефектах школьного и воспитания.

По Е.В. личность, склонную к поведению, характеризуют:

проблемы - отсутствие или смысла жизни, нравственные ценности, высшиые чувства ответственность, честность), пустота, блокировка

- деформации в ценностно-мотивационной - девиантные ценности, ориентация, фрустрированность внутренние конфликты, механизмы психологической

-эмоциональные проблемы - депрессия, негативные трудности понимания и эмоций;

-проблемы - нарушение способности цели и добиваться их неадекватная самооценка, или недостаточный самоконтроль, рефлексия, малопродуктивные совладаниясострессом, низкие возможности, дефицит ресурсов личности;

искажения - дисфункциональные стереотипы мышления, знания, мифы, неадекватные установки;

жизненный опыт - привычки и навыки, опыт, ригидные стереотипы, психические опыт насилия.

Максимова считает, что психологические характеристики привести человека ли, юношу, взрослого) к поступкам:

- отсутствие достижения, вплоть до считать себя преобладание избегающей

- низкий уровень самосознания, отсутствие рефлексии;

- низкий самоуважения, вплоть до образа «я», однако, может защитным поведением, завышенную самооценку;

- тип реакции на фрустрацию, неуверенностью в себе, что в отказе от деятельности при с малейшими трудностями;

- самооценки и уровня что приводит к алогичности и деятельности, связанной с препятствий;

- тенденция к от реальности в стрессовой

- экстернальный локус - качество, характеризующее приписывать ответственность за деятельность внешним

- несформированностьфункциипрогноза.

Как мы можем все, авторы, из выше, выделяют общие черты, для людей, склонных к поведению.

К ним, в относятся: отсутствие избегание деятельности, саморегуляции, тенденция к от реальности, ригидные стереотипы, перекладывание за свою деятельность на и другие.

Особенно выделить такие как: низкий развития самосознания, навыков рефлексии; уровень самоуважения, до неприятия образа что, однако, маскироваться защитным демонстрирующим завышенную

Поскольку девиантное которое мы изучаем, непосредственное отношение к (изменению) своего то мы предполагаем, что у таких помимо психологических которые были ранее, нарушен тела, слабая по поводу него, а присутствует высокая к агрессивному и аутоагрессивному выражающемся в стремлении модифицировать свое

Для того, чтобы причины, толкающие на телесные модификации, что же такое образ и как происходит его формирование.

тела.

В большинстве понятие «образ рассматривается в качестве из важнейших компонентов (Бернс Р., Мухина Пиаже Ж., Рубинштейн Сеченов И.М., Р.И., Мдивани Соколова Е.Т. и

Само понятие тела» ввелП. определив его как «субъективное человеком своего т.е. как психический образ, который, по его складывается в межличностном

Это своеобразная система человека о физической собственного «Я», о теле - телесно-психологическая При этом образ не являетсяпассивным и «застывшим», раз и заданным. Напротив, он и субъективен, таккак самим человеком в активной деятельности.

тела конструируетсяиз фрагментов - различных телесного осознавания в жизненных ситуациях.

тела у человека формироватьсячрезвычайно рано и важную роль в жизни. Он включает в и ощущение своего и его оценку. Все это начинает у младенца вместе с прикосновениями. Например к которому не прикасались, не гладили и не ласкали, в выражении своих его эмоциональная сфера он не понимает, не чувствует людей. Е.М. отмечает, что образ и его восприятие редко связаны с реальными По ее мнению, образ самым тесным связан с ядром «Я» и является составляющей характеристик личности.

образ тела результате деформаций Е.М. Черепанова подобные деформации с сравнивая ее с занозой, глубинные слои в т.ч. и образ Чем сильнее травма, тем глубинные личностные она затрагивает, и тем более и длительные последствия

Стрессовые ситуациии травмы формируют так «мышечную броню». В. полагал, что формированию брони» (или характера»), выражающейся в различных групп стесненном дыхании и способствуют механизмы защиты, которые для того, чтобы «актуальные эмоциональные Формирование характера и брони» взаимосвязано, и психика в этом непрерывно взаимодействуют. люди, перенесшие травму, часто проблемы с физическим причем можно связь между телесной проблемы и травмы.

Травмы, в детстве и вытесненные в взросления, а также неудовлетворенные потребности, к нарушениям формирования тела. Пережитые в прошлом, неотреагированныепсихотравмы, у человека в виде или трансформируются в механизмы защиты.

По мнению А. первичные травмы и потребности препятствуют развитию человека. У пресекается нормальный к его чувствам. Он начинает алкоголь или наркотики, или принимает опрометчивые, решения только что иначе он не может с постоянно увеличивающимся напряжением. Слова и такого человека его неврозом, так как он не способен от чувств, возникших в ситуациях в прошлом.

Из выше сказанного сделать вывод, что фактором в формировании поведения, является к своему телесному и способность адекватно по поводу него. восприятие образа задержка в его формировании привести к девиантному поведению, а в частности к поведению, проявляющемуся в и телесных модификациях.

 

 

использованных источников

 

1. Б.Г. Человек как познания / Б.Г. – СПб.: Питер, – 170 с.

2. Аронсон, Э. Социальная Психологические законы человека в социуме / Э. – М.: Прайм-Еврознак, 2012. – 558 с.

3. Ю.Д. Психология детей и подростков./ Бабаева, Н.С. – М.: Издательский центр 1996. – 336 с.

4. Беличева, Основы превнтивной / С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье 2016. – 221 с.

5. Березин, Психическая адаптация и / В.Ф. Березин // состояния / Сост. и редакция Л. В. Куликова. – Питер, 2011. – 512 с.

6. М.И. Социальные и регуляция поведения / Бобнева. – М.: Наука, – 309 с.

7. Большой психологический / под ред. Б.Г. В.П. Зинченко. – Прайм – Еврознак, М.: – Пресс, 2015. – 666 с.

8. И. Социально-психологические аспекты в Венгрии / Вингендер // наука и образование. – – №3. – С.5–15.

9. Воспитание ребенка: Дети с поведением: Учеб.-метод. / Под ред. М.И. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2014. – 240 с.

10. Я. Социология девиантного / Я. Гилинский. – СПб.: РАН, 1999. – С.

11. Девиантное поведение причины, тенденции и социальной защиты / Под В.А. Никитина. – М., – 147 с.

12. Дети с отклонениями в / Под ред. И.А. – М.: Наука, 1987. – 182 с.

13. Д.Н. Критическим анатомических оснований теории Ломброзо// - М., 1991. - С.52.

14. Е.В. Девиантология: отклоняющегося поведения. пособие / Е.В. – М.: Издательский центр 2004. – 288 с.

15. Зюбин, Учебно-воспитательная работа с учащимися / Л.М. – М.: Высш. Школа, – 191 с.

16. Иванов, В.Н. поведение: причины и / В.Н. Иванов // журнал. – 1995. – № 2. – С.

17. Клейберг, Ю.А. девиантного поведения / Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, – 192 с.

18. Клейберг, Ю.А. нормы и отклонения/ Клейберг. – М.: Вита-Пресс, – 140 с.

19. Ковалев, А.Г. основы исправления / А.Г. Ковалев. – М.: Литература, 1968. – 136 с.

20. Кон Психология ранней Кн. для учителя. – М.: Просвещение, – 255 с.

21. Кондрашенко В.П. поведение у подростка. – Беларусь, 1988. – 204 с.

22. словарь по социологии / Под Д.М. Гвишиани, Лапина. – М.: Политиздат, – 479 с.

23. Кузнецов, В.Г. О результатов обследования подростков методами ПДО и УНП / Кузнецов // Патохарактерологические у подростков / Под ред. Личко и Н.Я. – Л., 1981. – С.54–55.

24. Т.В. Тренинг внутренних ресурсов Т.В. Кунигель. – Издательство "Речь", – 101 с.

25. Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. – 445 с.

26. Ландова, Л.А., Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ландова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. – 1993. – № 4. – С. 87–125.

27. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова. – М.: Академический Проект, 2016. – 224 с.

28. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. – С. 94 – 108

29. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования /А.Д. Наследов – СПб.: Речь, 2014. – 392 с.

30. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? / О.С. Осипова // Социс. – 1998. - №9. – С. 106–109.

31. Основы математической статистики в психологии: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Литвинова, Н.П. Радчикова. – Минск: БГПУ, 2016. – 87 с.

32. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 2014. – № 4. – С. 92-102.

33. Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во "Речь", 1985. – 34 с.

34. Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.I. Основные формы девиантного поведения / В.А. Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, 2015. – 110 с.

35. Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения Ч.II. Факторы формирования девиантного поведения / В.А. Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, 2014. – 142 с.

36. Радчикова, Н.П. Компьютерная обработка психологической информации: учеб.-метод. пособие: В 3 ч. Ч. 1/ Н.П. Радчикова. – Мн.: БГПУ, 2013. – 86 с.

37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2014. – 712 с.

38. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 2014. – 213 с.

39. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – 2-е из., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2015. – 320 с.

40. Харлинская, Д.А. Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности / Д.А. Харлинская // Актуальные проблемы педагогической психологии в студенческих и аспирантских исследованиях: материалы Научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Минск, БГПУ, 2013. – С. 462–465.

41. Шапарь, В.Б. Новейший Психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ.ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д, 2015. – 808 с.

42. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Р-н-Д.: Феникс, 2012. – 544 с.

 


[1]Дюльдина, Ж.Н., Морозова, К.В. К вопросу актуальности духовно-нравственного воспитания детей в условиях современного общества/Дюльдина Ж.Н., Морозова, К.В.// Социогуманитарные и медицинские аспекты развития современной семьи: материалы международной научно-практической конференции. – Прага, 2013. – С. 67-72. Стр. 27

[2]Змановская, Е.В.,Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учеб.пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер-Юг,2012. – 352с. Стр. 10

[3]Менделевия, В. Д. Психология девиантного поведения / В.Д.Менделеева. – СПб.: Речь, 2005. – 445.

Стр. 115

[4]Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И.Холостова. – 4-е изд. – М.: Дашков и К., 2009. – 220с. Стр. 32

[5]Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект Трикста. 2005. – 336с. Стр. 54

[6]http://wwwpsychologies.ru Статья «Девиантное поведение»

[7]Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]// Многозначные термины. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Норма

[8]Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: учеб.пособие / С.В.Тетерский. – 5-е изд. – М.: Академический проект.2006. – 496с. Стр. 210


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: