| № урока | Тема урока | Кол-во часов |
| |||
| 1. | 1. ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая задача литературы. | |||||
| 2. | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ЧАСА | |||||
| 3. | ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 ЧАСА | |||||
| 4. | ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА | |||||
| 5. | ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 34 ЧАСА | |||||
| 6. | ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 20 ЧАСОВ | |||||
| 7. | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 2 часа | |||||
| Итоговый урок. | ||||||
4. Календарно - тематический план
| № урока | Тема урока | Дата |
| 1. | 1. ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая задача литературы. | |
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ЧАСА | ||
| 2. | 1. Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» | |
| 3. | 2. Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой. | |
| 4. | 3. РР. Подготовка к домашнему сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях» | |
| 5. | 4. Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. | |
| ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 ЧАСА | ||
| 6. | 1. «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» | |
| 7. | 2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. | |
| 8. | 3.РР. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственные облик человека в древнерусской литературе» | |
| 9. | 4. Контрольная работа по УНТ и ДРЛ | |
| ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА | ||
| 10. | 1. Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. | |
| 11. | 2. Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина. | |
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 34 ЧАСА | ||
| 12. | 1. А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». | |
| 13. | 2. Поэма «Полтава». Изображение Петра в поэме. | |
| 14. | 3. «Медный всадник». Тема Петра 1 в поэме. | |
| 15. | 4. «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. | |
| 16. | 5. Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов» | |
| 17. | 6. РР. Сочинение по произведениям А.С. Пушкина. | |
| 18. | 1. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России | |
| 19. | 2. Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. | |
| 20. | 3. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | |
| 21. | 1. Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. | |
| 22. | 2. Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи. | |
| 23. | 3. Осада польского города Дубно. | |
| 24. | 4. Трагедия Тараса Бульбы. | |
| 25. | 5. Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба». | |
| 26. | 6. РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба». | |
| 27. | 7. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя | |
| 28. | 1. И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» | |
| 29. | 2. Стихотворения в прозе. | |
| 30. | 1. Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины» | |
| 31. | 2.Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова | |
| 32. | 3. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова | |
| 33. | 1. М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. | |
| 34. | 2. Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности | |
| 35. | 3. Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» | |
| 36. | 1. Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы» | |
| 37. | 2. Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста. | |
| 38. | 1. А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон» | |
| 39. | 2. Хамелеонство как социальное явление. Язык рассказа «Хамелеон» | |
| 40. | 3. Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня» | |
| 41. | 1. И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры» | |
| 42. | 2. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. | |
| 43. | 3. Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку. | |
| 44. | 1. «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе | |
| 45. | 1. Обобщающий урок по русской литературе XIX века. | |
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 20 ЧАСОВ | ||
| 46. | 1. М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава) | |
| 47. | 2. «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство» | |
| 48. | 3. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство» | |
| 49. | 4. РР. Сочинение – характеристика литературного героя | |
| 50. | 5. «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль») | |
| 51. | 1. Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака» | |
| 52. | 1. В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта | |
| 53. | 2. Личность поэта. «Необычайное приключение…» | |
| 54. | 1. А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка» | |
| 55. | 2. А.П. ПЛАТОНО« прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова | |
| 56. | 1. Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади» | |
| 57. | 2. Проблематика рассказа Ф. Абрамова | |
| 58. | 1. Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа | |
| 59. | 2. Е. Носов «Живое пламя» | |
| 60. | 1. ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения | |
| 61. | 1. Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. | |
| 62. | 1. Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро» | |
| 63. | 1. «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева | |
| 64. | «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). | |
| 65. | 1. Обобщающий урок по русской литературе | |
| ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 2 часа | ||
| 66. | 1. Японские хокку. Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона | |
| 67. | 2. О.Генри. «Дары волхвов». Р.Д.Бредбери. «Каникулы». | |
| 68. | Итоговый урок. |
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу






