Оттого, что он никогда не считает себя великим,(1, 2)

11 Он и может воистину быть велик.

 

Ч.34.

Великое Дао растекается повсюду. Оно может быть направо и налево. Благодаря ему рождаются все существа, и они не останавливаются [в своем росте]. Оно совершает подвиги, но славы себе не желает. С любовью воспитывая все существа, оно не становится их господином. Оно никогда не имеет своего желания, поэтому его можно назвать маленьким [скромным]. Все существа возвращаются к нему, и оно не рассматривает себя как господина. Его можно назвать великим. Оно становится великим, благодаря тому, что никогда не считает себя таковым.

 

1. Согласно толкованию Хэшан-гуна, «премудрый человек, беря за образец Путь, скрывает совершенство, утаивает славу, ведет других личным примером, наставляет без слов». Су Чэ разъясняет: «Быть великим и притом считать себя великим — значит быть ничтожным».

2. Несон: Что значит «быть великим, но не считать себя великим?»
Считать себя великим можно лишь тогда, когда веришь в то что ты чего-то достиг и устоялся в виде чего-то, когда ты думаешь, что нечто свершил и это уже свершилось и находится позади тебя. Однако любое свершение осуществляется не для сохранения в памяти, а для твоего Настоящего. Если жить лишь прошлыми свершениями – то в тебе не будет места для Сейчас и для Потом – поэтому ты становишься слаб к грядущему, поэтому и не велик. Лишь пребывая в Сейчас и лишь помня о свершениях но не живя ими – можешь быть великим. Ты всегда должен быть пуст и пребывать в возможности принять будущее не имея лишнего груза прошлого, не иметь хвастовства за то что сделал и не бояться за потерю своей чести и статуса из-за того что раньше ты был лучше, а сейчас хуже. Великий не сомневается в себе потому что его свершения в нём и пой сей день и укрепляют его в стойкости перед Будущем.
Не важны слова великого человека о своём поступке, важен их тон, место произнесения и расположение духа. Слабую натуру даже в великих словах может услышать каждый. Великому человеку падшему до чванства – не скрыться от уха народа.

 

ЧЖАН XXXV «Совершенство доброты»

1 Держись Великого Образа,(1)

И Поднебесная к тебе придет,

Придет — и знать не будет зла,

Всюду будет царить великий мир,

5 Где музыка звучит и яства на столе,

Там всякий путник мимо не пройдет.

Но слово, которое исходит от Пути,

Так блекло! Различишь его едва ли.

Смотришь на него — не можешь его видеть.

10 Слушаешь его — не можешь слышать.

Пользуйся им — за целый век не исчерпаешь.

 

Ч.35.

К тому, кто представляет собой великий образ [Дао], приходит весь народ. Люди приходят, и он им не причиняет вреда. Он приносит им мир, спокойствие, музыку и пищу. Даже путешественник у него останавливается. Когда Дао выходит изо рта, оно пресное, безвкусное. Оно незримо и его нельзя услышать. В действии оно неисчерпаемо.

1. Малявин В.В.: По поводу выражения «великий образ» Ван Би пишет: «Матерь небесных образов не ведает ни холода, ни жары, ни прохлады, а потому может обнять собою всю тьму вещей и ни в чем не терпеть ущерба». Хэшан-гун отождествляет «великий образ» с Путем, а Чэн Сюаньин уточняет: «Великий образ — это образы, наследующие Пути». Для Линь Синьи Великий образ означает «образ без образа». Ли Янь предлагает сходное толкование: «Образ есть то, что наличествует и действительно, а великий образ не проявляет себя и пустотен».

 

 

ЧЖАН XXXVI «Опережающее прозрение»

1 Если хочешь сжать,

Прежде нужно растянуть.

Если хочешь ослабить,

Прежде нужно усилить.

5 Ест хочешь развалить `[отвергнуть]`,

Прежде нужно возвеличить.

Если хочешь отнять,

Прежде нужно дать.

Вот что зовется «опережающим прозрением».

10 Мягкое и слабое одолеет твердое и сильное.

Рыбе лучше не покидать глубины,

А то, что приносит царству благо, нельзя показывать людям.

 

Ч.36.

То, что сжимают - расширяется. То, что ослабляют - укрепляется. То, что уничтожают - расцветает. Кто хочет отнять что-нибудь у другого, непременно потеряет свое. Все это называется трудно постижимым. Мягкое преодолевает твердое, слабые побеждают сильных. Рыба не может покинуть глубину. Острое оружие в государстве нельзя показывать людям.

 

ЧЖАН XXXVII «Осуществление управления»

1 Путь вечно в недеянии,

А в мире все делается.

Если князья и цари смогут блюсти его,

Вещи сами себя претворят.

5 Если потом они возымеют желание действовать `[«произвольно создавать», «выделывать»]`,

Я сдержу их безымянной простотой.

Безымянная простота не таит никаких желаний.

Когда в покое не родится желании,

Поднебесный мир выправится сам собой.

 

Ч.37.

Дао постоянно осуществляет недеяние, тем самым нет ничего такого, что бы оно не делало. Если знать и государи будут его соблюдать, то все существа будут изменяться сами собой. Если те, которые изменяются, захотят действовать, то я буду подавлять их при помощи простого бытия, не обладающего именем. Не обладающее именем - простое бытие - для себя ничего не желает. Отсутствие желания приносит покой, и тогда порядок в стране сам собой установится.

- Малявин В.В.: Теперь мы можем увереннее ответить на вопрос, почему Лао-цзы говорит не об отказе от желаний, а о сдерживании их. Как явствует из этой главы, желания для него — неизбежные спутники метаморфоз, которые постоянны как сам жизненный рост. Каждое новое впечатление рождает и новое желание. Мудрый умеет сдерживать не просто желания, а скорее, свою привязанность к желаниям. Вот почему он «ограничивает желания» парадоксальным на первый взгляд способом — предоставляя всему свободу быть... В этом, согласно традиции, и заключается искусство политики.

 

Комментарии НЕСОН:

1. `Что такое Действие не деянием, действуй не делая и т.д.?
Пример:
Когда маленький ребёнок берёт со стола взрослых перец – не надо останавливать его, пусть попробует. Не вмешиваться в естество научения - Не делать. Тем самым мы притворяем научение. Мы сделали то, что узнав о своей возможности что-то сделать, о потенциальности своего вмешательства, поняли что наше невмешательство в происходящее – лучше. Мы сделали то, что ничего не сделали.
Однако мы не обременены долгом невмешательства, это не абсолютный и уникальный путь – мы свободны притворять любой путь. Перевес лишь идёт в сторону того что «естество мира» всегда право, оно есть так как оно есть. Поняв естество мира, мы поймём, когда надо вмешаться, а когда нет.`

2. `Как выглядит Дао собственного научения не деяния?
Пример:
Путь не деяния не говорит об отсутствии научения (хотя Лао Цзы не конкретизирует способы прохождения Пути (что правильно)). «Не делать» – можно понять, как достижение автоматизма в поступках.
Допустим мы решили делать зарядку каждый день. Мы составили график, на котором отмечаем каждый день проведённых упражнений - здесь мы находимся в лоне «Делания» потому что ставим перед собой формальную цель (галочку на графике), мы руководимся чем-то сверх собственных побуждений. Галочка для нас как стимул, который располагается как строительные леса к нашей собственной воле. После месяца или двух, мы привыкли к зарядке каждое утро и забыли про график. Теперь зарядка – это не грубоинтенциональное действие, оно вышло из фокуса кропотливого промысливания и средоточения воли, оно стало автоматическим и можно сказать мы его больше не «Делаем», мы просто делаем зарядку, мы не увлечены этой деятельностью, мы эту деятельность претворяем сами.`

3. `Как править, но не участвовать? «быть старшим но не повелевать?»
Пример:
Когда создаёшь организацию для совместной деятельности то основой её направленности и крепости желания свершать эту деятельность – является воля и желание создателя. Чем сильней его желание что-то делать, чем интереснее ему самому этим заниматься – тем сильнее будет качество вокруг него. Если ему интересно – то и других это будет увлекать. Так в правлении, люди видят, что правитель свершает общий путь, он един с ним, значит главенствующим здесь является именно свершение этого пути, а не личность того, кто его свершает, особенно если от преодоления пути люди получают плоды.Людей, которые пришли к учителю чтобы учиться не надо излишне мотивировать, они слушают учителя не потому что он им приказывает, а потому что хотят учиться, а учитель – часть этого процесса. Если учитель полностью находиться в желании учить, то все его поступки будут неразрывны с «путём учения», учителя «не будет».`

4. `Как отсутствие чего-то может возобладать над имеющимся? Как не владение даёт выгоду?
Пример:
Ветер может снести сплошной забор. Чем в заборе больше дырок, тем дольше он будет стоять.
Часто мы пытаемся в момент противостояния чему-то увеличивать собственную мощь, допустим вместо сплошного забора который сдувает ветром – ставить кирпичный, более дорогой, однако выгоднее было бы убрать половину досок.
Так и в жизни. Бывают случаи, когда для самой лучшей выгоды надо отнять от своего, а не прибавлять.`

5. Что такое беспристрастное порождение?

6. `Как править так, чтобы люди думали, что всё получилось само собой? (чжан 17)

Не обязательно указывать, приказывать, говорить, что именно надо делать и как, можно просто дать такое место где можно действовать лишь определённым способом и не как по-другому.
Пример:

- Когда правитель организует или вводит в календарь какой-то праздник, то жители считают это «должным» и праздную его не замечая, что введён он для того чтобы пресечь волнения в народе.
- Правитель может решить построить кузнецу в выгодном месте, однако сам кузнец, который придёт туда работать, не будет замечать что у него достаток из-за его расположения, и будет думать что так оно и должно быть.`

7. Несон: Что значит «быть великим, но не считать себя великим?»
Считать себя великим можно лишь тогда, когда веришь в то что ты чего-то достиг и устоялся в виде чего-то, когда ты думаешь, что нечто свершил и это уже свершилось и находится позади тебя. Однако любое свершение осуществляется не для сохранения в памяти, а для твоего Настоящего. Если жить лишь прошлыми свершениями – то в тебе не будет места для Сейчас и для Потом – поэтому ты становишься слаб к грядущему, поэтому и не велик. Лишь пребывая в Сейчас и лишь помня о свершениях но не живя ими – можешь быть великим. Ты всегда должен быть пуст и пребывать в возможности принять будущее не имея лишнего груза прошлого, не иметь хвастовство за то что сделал и не бояться за потерю своей чести и статуса из-за того что раньше ты был лучше, а сейчас хуже. Великий не сомневается в себе потому что его свершения в нём и пой сей день и укрепляют его в стойкости перед Будущем.
Не важны слова великого человека о своём поступке, важен их тон, место произнесения и расположение духа. Слабую натуру даже в великих словах может услышать каждый. Великому человеку падшему до чванства – не скрыться от уха народа.

 

- Читательская редакция проекта НЕСОН.

1. Слова в `[скобках]` - вставка редакторов.

2. К каждому чжану приписано название данное Хэшан-гуном или традиционными толкователями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: