II. Оформление информационных стендов

Стенды – традиционная форма представления любых сведений. В каждом учреждении должна быть информация о том, что, где и когда будет происходить. Для этого, как правило, и нужны стенды. Наша задача состоит в том, чтобы посетители не проходили мимо. Что тут можно придумать?

Мы решили сделать стенд в виде дома, причём не какого-то абстрактного, а нашего «Дома на Крутицкой» (это брэндовое название ОБДЮ).

Окна библиотеки были устроены с подсветкой, так как в них было решено вставлять листы с информацией о том, что будет происходить в отделе в определённый день и час. Маленькие импровизированные балкончики (которых на самом деле нет) были сделаны в целях размещения в них различных рекламных буклетов и приглашений на мероприятия. Под каждым окошечком – название отдела, этаж и номер кабинета, в котором он размещается. На крыше дома был выполнен силуэт сидящего чёрного кота. Мимо такого стенда просто не пройдёшь: так и хочется остановиться и почитать.

Главное, чтобы это работало на благо посетителей, ради которых библиотекари готовы изыскивать информацию в самых неожиданных местах и представлять её в оригинальных формах, чтобы они её заметили, усвоили и использовали в своей жизни.

 

Горбач, В. К. Библиотека и наглядность [Электронный ресурс] / В. К. Горбач // МКОУ СОШ № 23 / Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2013. - Режим доступа: http // nsportal.ru›Школа›Материалы к аттестации›2013/02/01/biblioteka-i… – (Дата обращения: 29.05.2017).

Создание библиотечной среды начинается с определения приоритетов открытого фонда (как - правило для открытого фонда выделяется наиболее спрашиваемая литература). В определении приоритетов должны участвовать и читатели, т.е. перед организацией нового свободного доступа и библиотечной среды необходимо провести исследование среди пользователей библиотеки. Здесь могут быть использованы анкеты, экспресс-опросы (письменные и устные), интервью и данные предыдущих книговыдач. Хорошо, если читатели сами предложат названия некоторых тем. Учитывая возрастные особенности детей, подумайте о цветовой гамме и о предметах, на которых будут обозначены главные темы.

Подходы к организации открытого фонда

Для детей: тематические блоки; жанрово-тематические комплексы;расстановка по принципу «Самые, самые, самые»;по принципу детских вопросов.

Для подростков: библио-экспресс (меняющаяся часть фонда); библио-константа(устойчивая, относительно стабильная часть фонда);библио -ретро – (редкий спрос, направленное чтение).

В каждом детском отделе необходимо предусмотреть место для книжных выставок. Желательно, чтобы было как можно больше мест в фонде, где можно просмотреть книгу (это может быть столик, стул, банкетка и т.д.). Очень хорошо, если в библиотеке будет путеводитель по библиотечному фонду. Он может быть в виде стенда, листовки, закладки, брошюры и т.д. Если позволят площадь, то в фонде могут быть выделены различные функциональные зоны: зона отдыха или зеленая зона; зона периодики; библиографическая зона; информационная зона; игровая зона; семейная зона; зона уединения и т.д.

Хорошая визуальная информация облегчает ориентацию читателей. Поэтому в библиотеке должно быть предусмотрено место для информации (стенды, карты, альбомы и т.д.) Чтобы сделать фонд для читателя максимально открытым, должна быть система указателей и разделителей. Информационные таблички могут крепиться на стенах, подвешиваться к потолку или располагаться на мебели в местах, специально предусмотренных для этой цели.

Информационная среда должна вписываться в интерьер, быть ее продолжением, а не излишним украшением. Четкая и цельная картина легко запоминается посетителями. Для выставок и стендов можно использовать не только стандартное оборудование, но и ширмы, для экспозиции картин и других экспонатов можно использовать стены, витрины, полки и т.п.

Каталоги и картотеки для детей

Каталоги для детей младшего возраста должны быть простые и понятные, хорошо, если они будут оформлены цветными красочными картинками и иметь полное соответствие с библиотечной средой как по содержанию, так и по цветовой гамме.

Основные каталоги для детей:алфавитный каталог;каталог заглавий;систематический каталог.

Чем больше различных картотек в библиотеке, тем легче найти нужную книгу, журнал, газету или их составные части. Картотеки могут быть самые различные по содержанию, тематике и структуре.

Примерные картотеки: картотека журнальных статей;картотека иллюстраций;картотека выполненных справок и отказов;картотека персоналий «Новые имена в детской литературе»;картотека персоналий «Жизнь и творчество детских писателей»;картотека для родителей;алфавитно-предметная картотека «Все обо всем».

Очень помогают в работе различные предметные картотеки, построенные по принципу детских энциклопедий «Что такое? Кто такой?» и «Все обо всем». Каталоги для детей должны быть привлекательны и сделаны как игра.

Большую роль в пропаганде книг имеют библиографические списки. Списки могут составляться для конкретного и «отвлеченного» читателя.

В зависимости от ваших условий эта работа может быть самой различной: от простейшего списка, положенного на кафедре выдачи или вывешенного на стенде, до печатного издания небольшим тиражом. Могут быть изданы следующие библиографические списки:«Поверь в свое дитя» (ранее развитие детей);«Скоро школу»;«Ступеньки к творчеству»;«И сердцу и умы» (Рекомендательный список художественной литературы);«Для талантливых и заботливых родителей»;«Все возрасты покорны…» (список книг о первой любви); «Новые имена в детской литературе».

В последнее время все большую популярность приобретают дайджесты. Дайджест – это такой вид издания, где собраны наиболее полезные и конкретные «выжимки» из книг, периодических изданий и других материалов на определенную тему.

В детских библиотеках есть группа пользователей, не умеющих читать. Следовательно, в открытом доступе для них целесообразно использовать язык изобретательной, образной наглядности – иллюстрации, знаки, символы, которые при правильном исполнении и размещении хорошо заметны издалека, доступны пониманию пользователей независимо от их возраста, уровня и профиля их образования и делают интересной библиотечную среду.

При широком использовании наглядности библиотека может оказать существенную поддержку школьникам в освоении ими различных программ обучения и способствовать решению задач повышения культурного и образовательного уровня читателей. Неоценимую роль здесь играют выставки – они не только привлекают читателей к представляемым книгам, но и активизируют их познавательные интересы. Одним из условий действенности, эффективности любой экспозиции является создание ее цельного образа, объединяющего и издания, и иллюстративный ряд, и элементы обращения к читателям. Особую роль в процессе создания адекватного образа библиотеки служит наглядность в предоставлении библиотечных услуг – буклеты, путеводители, памятки, приглашения, закладки, визитки, читательские билеты, стенды и т.д.

 

 

Мурзина, Т. Навигатор в лабиринте стеллажей / Татьяна Мурзина // Библио-Поле. – 2016. - № 5. – С. 23-24.

Что такое библиотечныймаркет? Этим словом, которое переводится как «метка», «указатель», «закладка», обозначают небольшой по формату бумажный знак, очень полезный в нашей практике. Мы часто изготавливаем его самостоятельно из простых и доступных материалов.

Все знают, для чего он нужен и какую функцию выполняет. Давайте попробуем разобраться, как должны выглядеть маркеры и как можно использовать их в работе, не затрачивая лишних трудовых и финансовых ресурсов. Вариантов очень много. Неотъемлемым атрибутом каждой библиотеки является книжная выставка. Иногда складывается такая ситуация, что экспозиция уже сформирована, но требуются некоторые дополнительные штрихи.

Например, у нас постоянно действует выставка «Права ребёнка и будущее страны». А весной этого года было объявлено о проведении акции «Держава – это мы!». Как привлечь внимание учащихся к тщательно подобранной литературе и в то же время сообщить им о новой программе? Конечно, можно распечатать информацию на листе бумаги и прикрепить её к полке. Но при этом внешний вид выставки ухудшится из-за перенасыщенности текстом.

Вот тут на помощь и приходят библиотечные маркеры. В любой компьютерной графической программе среди шаблонов выбираем подходящую фигуру. Нам понравилась круглая стрелка, внутри которой мы набрали название акции. Три значка распечатали на жёлтой бумаге, вырезали и приклеили по краям стеллажа.

Таким образом, целостность экспозиции не нарушена, а читатели сразу обратили внимание на яркие указатели и информацию об акции. Цель достигнута!

Маркер используется и как дополнительный указатель к любой из тематических экспозиций. К примеру, в нашей библиотеке действует выставка «А что там в глубине?», где представлены книги, журналы, электронные носители, содержащие информацию о животном и растительном мире океанов и морей. Заголовок мы оформили в виде морской звезды, а чтобы привлечь внимание читателей, вырезали из цветной бумаги двух ярких, весёлых осьминожек. Указатели сразу же заметили, они очень понравились детям, которые не только быстро разобрали книги этой тематики, но и сами с удовольствием вырезали такие же фигурки.

Библиотечный маркер также незаменим в работе с читательскими формулярами. Небольшой красный квадратик в правом углу сигнализирует о том, что ученик является должником или давно не берёт литературу, жёлтый – очень активный читатель, зелёный – заходит периодически, и с ним нужно работать.

Если провести такую работу с читательскими формулярами (хотя бы учащихся начальных классов), то сразу становиться видна результативность работы коллег. На белом фоне формуляра всегда очень хорошо видно, какой цвет преобладает.

Что ещё можно оформить с помощью маркеров? Всё, что подскажет ваша фантазия и желание сделать работу с читателями насыщенной и интересной.

 

Мартинкенайте, Ю. Оживающие книги / Юлия Мартинкенайте // Библиотечное дело. – 2016. - № 2. – С. 28-30.

Одна из основополагающих характеристик общедоступной библиотеки – это открытость фондов, при которой пользователю предоставляется максимальная свобода выбора изданий.

С середины XIX в. одним из инструментов успешной просветительской работы являются книжные выставки, служащие рекомендацией к прочтению и ориентиром в огромном многообразии находящейся в фонде литературы.

Более примечательным способом привлечения посетителя к литературным изданиям является экспонирование артефактов, создающих особую атмосферу, настраивающих на погружение в пространство заданной темы. Разумеется, в музейном деле такой формат используется уже очень давно, но как быть с библиотеками которые не могут похвастаться богатой коллекцией презентационных материалов.

В рамках культурного проекта «Чехов жив» 25 сентября 2015 г. в библиотеке им. Н. В. Гоголя открылась одноимённая выставка, на которой были представлены произведения А. П. Чехова. В центре экспозиции – «Вишнёвый сад», обрамлённый театральными кулисами и занавесом из красного бархата с разбросанными по «сцене» пластмассовыми вишнями. А рядом с книгой – анонс постановки «Вишнёвого сада», которая состоялась 20 октября 1920 года. Таким образом, просматривая выставку, читатель, с одной стороны, интуитивно вспоминает содержание литературного произведения, с другой стороны, погружается в атмосферу театральной постановки прошлого века.

Театрализация книжно-иллюстрированных выставок позволяет добиться определённой атмосферы, а следовательно, и постижения через ощущения. Именно такой способ подачи материала был использован при организации экспозиции «Список Бродского», основанный на перечне книг-рекомендаций от Иосифа Александровича. Одна из полок была представлена как комната с приоткрытой дверью. На потолке – лампочка, под ней – одинокий стул, рядом – сборник стихотворений, раскрытый на строках «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Несколько простых предметов словно бы очерчивают в воздухе целую историю, только что сошедшую со страниц книги.

Идея «оживших произведений» не нова, но её воплощение также может быть представлено в самых разных формах. Так, например, художница Елена Павлова организовала необычную выставку «Адреса» в витринах библиотеки им. Н. В. Гоголя. На страницах обветшалых изданий, благодаря ювелирной работе автора, появились бумажные герои произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и других известных писателей.

В замечательной книге «Ароматы и запахи в культуре» опубликована статья Ольги Кушлиной «От слова к запаху: русская литература, прочитанная носом», где автор рассматривает творчество писателей с точки зрения восприятия ароматов. Так, например, произведения Ивана Алексеевича Бунина, по мнению О. Кушлиной, пахнут антоновскими яблоками, а вкачестве осязаемых материалов лучше всего подходит «зеленоватая бумага начала XXвека, материя – кусок зелёного шёлка со старой обивкой стульев. А творчество Бориса Пастернака ассоциируется с ароматом лимонной цедры, туберозы и садовых цветов. Лирическое исследование О. Кушлиной – прекрасный пример нестандартного подхода к восприятию классических произведений.

Очевидно, насколько велико поле возможностей книжных выставок. Использование электронных фоторамок, карт, мини-декораций и реквизита позволяет привлечь внимание читателей к новым поступлениям и литературным подборкам. Многие библиотеки вплотную занимаются выставочной работой, постоянно находя необычные идеи для экспонирования изданий. Это направление деятельности не претендует на новизну, но использование отдельных элементов может рассматриваться как интересный опыт.

 

Гачко, Е. Мобильность – главное достоинство выставки / Евгения Гачко // Библио-поле. – 2013. - № 3. – С. 35-37.

Выставочная деятельность является традиционной формой работы с книгой. Однако зачастую масштабность идеи ограничивается не объёмом собранного материала, а размером стеллажа (витрины), на котором его планируют экспонировать. Представленные в данной статье выставки, организованные в библиотеках Койгородскоймежпоселенческой ЦБС Республики Коми, благодаря соединению библиотечных, музейных, вернисажных элементов привлекли внимание читателей и позволили разнообразить массовую работу.

Ко Дню Победы библиотекари разместили в читальном зале выставку «Нет настоящего без прошлого». Экспонаты для неё предоставили участники республиканского поискового отряда «Северная звезда». Данную экспозицию составляли вещи бойцов (ложки, монеты, кружки, лопаты, каска и т.д.), части оружия (приклад ружья, диск ППШ и пр.), найденные на раскопках в Старорусском районе Новгородской области. На стендах – фотографии, на которых запечатлена тяжёлая работа поисковиков.

При организации такой выставки необходимо было соблюсти два важных требования: обеспечить хорошую просматриваемость экспонатов и их сохранность.

Библиотекарям удалось совместить эти два условия. Часть экспонатов поместили в обыкновенные ящики от мебельной стенки под стекло. Часть разместили на стеллаже, также за стеклом. Несколько металлических уголков, привинченных к стеллажу, выполняли роль держателей стекла.

Выставка вызвала живой интерес не только у детей. Взрослые знакомясь с экспонатами, давали свои комментарии, расспрашивали об организаторах. А такие атрибуты, как большой плакат «9 мая» и красные гвоздики под солдатской каской времён Великой Отечественной войны, способствовали созданию торжественной обстановки.

Библиотекари не только проводили экскурсии. Среди школьников были организованы уроки памяти, на которых коллеги рассказывали о поисковом движении в республике, в том числе и о работе отряда «Северная звезда» по захоронению останков погибших воинов.

При организации другой выставки главным фактором удачного воплощения было обеспечение широкого обзора. Фото-экспозиция «Основа жизни – лес» включала снимки с видами леса Койгородского района (из фондов Койгородского краеведческого музея), выставку книг и журналов, рассказывающих о лесе как природном богатстве, зоне отдыха, о проблемах его сохранения и перспективах использования (из фондов Койгородской центральной и Детской библиотек).

Фотоснимки были оправлены в картонные рамки – паспарту. Чтобы не нарушать их целостность, было решено при оформлении использовать зажимы для бумаги, которые подвешивались на тонкой бечёвке к карнизу. Фоном служили шторы. Печатные издания были разложены на столах, расставленных по периметру экспозиции. За время работы выставки её посетили более ста человек. Для школьников на её примере были проведены экологические уроки, на которых рассказывалось о роли леса в истории человечества, о правилах поведения в нём, об уникальном природном богатстве Койгородского района.

Подобные экспозиции требуют много места, длительной работы по подготовке и размещению материала, в отличие от выставок другого формата. Примером может служить выставка-ширма, оформленная библиотекарями Кажымского филиала МЦБС. На каркас старой медицинской ширмы была натянута новая ткань, на которую двусторонним скотчем приклеены белые потолочные плитки. На плитки удобно крепить иллюстративный материал разноцветными кнопками-гвоздиками, а двусторонний скотч позволяет снимать их при необходимости. Кроме того, плитки интересны сами по себе в качестве оформительского элемента. Главное достоинство такой выставки – мобильность.

Выставки, устраиваемые таким образом, можно назвать произведениями библиотечного творчества, раскрывающими потенциал специалистов. Интересная композиция, изобретательность коллег при оформлении, внимание к деталям позволяют заинтересовать посетителей разных возрастов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: