1. Полностью несправедливая. Оскорбления, обобщения. «Тупица!», «Безобразие!», «черт знает что!»
Как быть?
Последовательно задавать вопросы:
- уточняющие: «что Вы имеете в виду?», «что Вы хотите этим сказать?»
- фактические «Что? Где? Когда?», «Факты?», «Примеры?»
- альтернативные «Вам не нравится это или это?»
- опустошающие. Подытожьте и переспросите. «Вам не нравится… Что еще?»
Эффект: человек может рассердиться - ведь Вы на высоте, но потом уважают.
2. Частично справедливая. Критикуют привычки, характер, высказывают свое мнение. Ч.в. обобщенная. «Вечно Вы опаздываете», «Вы плохо пишете».
Как быть?
Справедливое признать. Есть 3 способа:
- Метод торта. Как если кинули торт. Увернешься - никому не достанется. Стоит откусить кусочек, остальное пусть летит.
Например: вечно Вы опаздываете.---» Да, сегодня я опоздала.
- Согласиться с правом человека так думать. «У Вас плохие манеры» ---» «Да, не всем нравится», «Да, так может показаться».
- Перевод в достоинство. Высший пилотаж.
Например: «Любите Вы поболтать» ---» «Да, приятно поговорить с умными людьми»
|
|
«Вы всегда спорите» ---» В разговоре с Вами удается докопаться до истины.
3. Полностью справедливая. Конкретна.
Как быть? Признать, проговорить, что будете предпринимать.
4. Все 3 сразу. «Вы плохой работник, Вам ничего нельзя поручить, вечно Вы опаздываете, сегодня опоздали на 5 минут, так нельзя!»
Как быть? Радуйтесь, и признайте про 5 минут.
КРИТИКА "LEGE ARTIS" = "по всем законам искусства»
Прием состоит из четырех этапов;
I - ввод в критику, создание доброжелательной атмосферы в начале разговора;
II - критические замечания, высказывания по существу вопроса;
III - "обратная связь", визуальный контакт с критикуемым для определения реакции на критику:
а) реакция адекватная (есть контакт глаз, доброжелательное лицо, кивки головой) - завершение критики ("мост на сотрудничество");
б) обида (нет контакта глаз, плечи опущены, руки закрыты, избегание взгляда, тремор
пальцев рук, покраснение, побледнение кожных покровов;
необходимо "снять" обиду с помощью психологических приемов, например приема "валидол", то есть сказать о том, что основная работа сделана хорошо, недостатки вполне устранимы, эта работа не потребует большого времени ("не так страшен черт, как его малюют"),
затем прием "авансированная похвала", с помощью которого высказать уверенность в том, что критикуемый коллега вполне справится с предлагаемыми изменениями, доработками, пересмотром точек зрения, а затем — завершение критики;
в) агрессия; в этом случае целесообразно предложить критикуемому самому решить, принимать ли высказанные пожелания или отвергать, игнорировать и пр. Невербальные сигналы, свидетельствующие о такой реакции - это суженные зрачки глаз, вертикальная складка на лбу, сжатые зубы, стиснутые кулаки, одно плечо направлено вперед и т. п. Критикующий в этой ситуации должен быстро перестроиться, чтобы избежать конфликта, и предложить критикуемому то, что было сказано, как информацию к размышлению;
|
|
IV - выход из критики, ее завершение, предложение о возможной помощи, эмоциональная поддержка: "я уверен, вы с этим справитесь".
Как воспринимать жалобы и рекламации:
- Клиент не всегда прав, но противоречить ему нельзя. Настоять на своей правоте = потерять клиента
- Необоснованных жалоб не бывает. Достаточно, что человек недоволен. Ведь это его мнение. Нужно выразить сожаление о случившемся.
- Не надо:
- говорить, что не все так плохо, успокаивать (его не принимают всерьез)
- говорить, что этого не бывает. Еще бы!
- не перекладывайте вину, не черните других сотрудников фирмы. Не ищите виноватого.
- не говорите, что вы не причем. Это не так важно.
- не говорите: «Вы должны простить нас» (Не должен!)
- приводить доводы, пока клиент взволнован.
Правила:
- молчать. Дать высказать эмоции
- слушать. Не перебивать и не противоречить
- делать записи
- выскажите понимание, сочувствие, принесите извинения
- примите меры немедленно