Правила проведения собеседования при увольнении по инициативе руководства.
На жаргоне «прощальный разговор». Это очень трудно. В США даже нанимают менеджера-терминатора. Существует более 400 фирм в США и 60 во Франции, процедура реабилитации часто предусматривается трудовым соглашением. Предлагают список вакансий на других предприятиях, реабилитационные программы.
Непродуктивно:
- ссылаться на других руководителей («если бы дело зависело от меня…»)
- ссылаться на новшества
- ждать, пока работник сам напишет заявление по собственному желанию
- подталкивать его к этому, переводя на худшую должность…
Памятка для руководителя, проводящего увольнение работника.
Разработана Стивеном Джессефом:
1. Милосердно. Не в праздники, выходные…При экстренных обстоятельствах допускается. Не на рабочем месте, не в присутствии других сотрудников.
2. Лично, а не через непосредственного начальника.
3. Не своими словами. (Это дает повод подумать, что причина увольнения- антипатия). Официально, подтверждая документами проблему человека или фирмы.
|
|
4. Не больше 20 минут. Человек все равно не сможет слушать.
5. Не говорить увольняемому одно, а сотрудникам- другое.
6. Не оповещать никого заранее. Это сеет панику.
7. Не просить сразу забрать вещи. Лучше после работы.
8. Не провожать с охраной (кроме мошенничества и т.п.)
9. Не ждать разумного поведения.
10. Поставить себя на место человека.
11. Поручить кому-нибудь контактировать с сотрудником до его нового трудоустройства.
II. Переговоры
Метод принципиальных переговоров Р.Фишера и У.Юри:
Необходимо разграничить:
1. Людей и проблему. Сосредоточиться на проблеме. Признать проблему, назвать «наша проблема».
2. Позиции и интересы. Сосредоточиться на интересах.
Позиция - то, что хочет получить сторона в результате переговоров, интерес- потребность, которая при этом удовлетворяется. Например, позиция- отстоять право на реку, интерес- полить поля с урожаем. Другой интерес при той же позиции- обеспечить судам фарватер. При схожих позициях интересы могут различаться.
3. Решения и возможности. Разработайте взаимовыгодные варианты. (На это нужно время). И предположите, что будет, если не придти к решению.
4. Субъективные и объективные критерии. Найдите объективный критерий результата. (Цены, законы, прецеденты, эксперты...). Разделить субъективные (нежелание) и объективные препятствия.
Методы согласования и выработки договоренностей.
1. Перевести непересекающиеся интересы в совпадающие.
2. По аналогии с делением пирога детьми (один делит на 2 половины, другой выбирает половину первым).
3. «Увеличение пирога» - привлеките дополнительные возможности. Например, при делении апельсина кого-то может заинтересовать корка.
Варианты решений:
4. Серединное. Например, продавец хотел 20000 рублей, покупатель давал 10000, сошлись на 15.
5. Приведение к общему знаменателю или вынесение за скобки. В договор вносится то, по чему пришли к договоренности. Остальное выносится на другие переговоры.