Законодательное регулирование правоотношений по социальному партнерству

 

В сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений социальное партнерство - наиболее цивилизованный метод поиска взаимных компромиссов сторонами взаимодействия, позволяющий существенно снизить риск конфликтного развития общественно-политических процессов в обществе и направлен на достижение социального мира и общественной стабильности.

Политико-правовое обеспечение социального партнерства РФ основывается на международных нормах (Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда); Законах РФ, Указах Президента РФ, решениях органов Исполнительной власти РФ.

При разработке правовых основ социального партнерства наша страна наряду с использованием опыта стран с развитой рыночной экономикой и собственного практического опыта по заключению и реализации коллективных договоров, двусторонних соглашений ориентируется на общепризнанные международно-правовые нормы, предусмотренные конвенциями и рекомендациями Международной организации труда (МОТ).

С момента создания главными целями своей деятельности Международная организация труда провозгласила борьбу за социальную справедливость, уважение прав человека, прежде всего, права на труд, улучшение условий жизни, расширение возможностей занятости. В области международно-правового регулирования труда деятельность МОТ состоит в постоянном поиске согласия и сотрудничества между органами государственной власти и основными заинтересованными сторонами - предпринимателями и трудящимися. МОТ принято свыше 180 конвенций и 190 рекомендаций по различным вопросам регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений. Международные трудовые нормы, предусмотренные конвенциями и рекомендациями МОТ, образуют Международный трудовой кодекс.

К наиболее важным конвенциям МОТ, касающимся вопросов социального партнерства, относятся:

Конвенция 1948 года "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (№ 87), которая устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание организаций и вступление в них по своему выбору без получения предварительного разрешения, определяет порядок их деятельности. Организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать представителей, организовывать аппарат и деятельность, формулировать свою программу действий. Конвенция запрещает государственным властям вмешиваться в деятельность организаций трудящихся и предпринимателей.

Конвенция 1949 года "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (№ 98) предусматривает защиту членов профсоюза от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам.

Конвенция 1971 года "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемым им возможностях" (№135) предполагает предоставление представителям трудящихся соответствующих возможностей, позволяющих им быстро и эффективно выполнять свои функции и осуществлять защиту от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение.

Конвенция 1978 года "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация" (№ 150) предполагает, что государство-член МОТ должно организовать эффективную систему по регулированию вопросов труда, функции и обязанности которой должны быть скоординированы. Государство обязывается в рамках этой системы обеспечить консультации, сотрудничество и переговоры между организациями предпринимателей и трудящихся. Система регулирования вопросов труда должна выполнять конкретные функции: подготовку, проведение, координацию, проверку и пересмотр национальной трудовой политики, подготовку и применение законодательства, решение задач в связи с национальной политикой в области занятости, условий труда и т.д. Персонал этой системы состоит из лиц соответствующей квалификации, независимых от внешнего влияния; имеет статус, материальные средства и финансовые ресурсы.

Конвенция 1981 года " О содействии коллективным переговорам" (№ 154) распространяется на все отрасли экономической деятельности, содержит определение термина "коллективные переговоры". В соответствии с ней коллективные переговоры - это переговоры, которые проводятся между предпринимателями, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся; с другой в целях:

а) определения условий труда и занятости;

б) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися;

в) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Конвенция также предусматривает меры содействия коллективным переговорам, которые должны разрабатываться и применяться таким образом, чтобы не ограничивать их свободу. Этим же проблемам посвящена Рекомендация 1981 года "О содействии коллективным переговорам" (№ 163), направленная на поощрение свободных и добровольных коллективных переговоров.

Конвенция 1982 года "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателей" (№ 158) устанавливает, что законными основаниями' для прекращения трудовых отношений не являются членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или (с согласия предпринимателя) в рабочее время; намерение стать представителем трудящихся, выполнение функций представителя трудящихся.

Рекомендация 1951 года "О коллективных договорах" (№ 91) предлагает процедуру ведения коллективных переговоров для выработки, заключения, пересмотра и возобновления колдоговоров. В ней же содержится определение коллективного договора как "всякого письменного соглашения относительно условий труда и найма, заключаемого, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны". Эта рекомендация устанавливает обязательства сторон, вытекающие из коллективных договоров, и говорит о распространении действия договоров, толковании, а также контроле за их соблюдением и выполнением.

В целях содействия взаимопониманию и добрым отношениям между органами государственной власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между самими этими организациями ряд актов, принятых Международной организацией труда, предусматривает создание механизма консультаций в области трудовых отношений. Составными частями механизма являются:

- на низовом уровне - Рекомендация 1952 года "О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятий" (№ 94);

- на более высоких уровнях - Рекомендация 1960 года "О консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабе" (№ 113).

К перечисленным конвенциям и рекомендациям Международной организации труда необходимо добавить Рекомендацию 1971 года "О представителях трудящихся" (№ 143), Конвенцию 1976 года "О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)" (№ 144), Конвенцию (№ 151) и Рекомендацию (№ 159) 1978 года "О трудовых отношениях на государственной службе" и др.

Таким образом, в подавляющем большинстве конвенций и рекомендаций МОТ, касающихся практически всех социально-трудовых вопросов, закреплены положения о необходимости социального партнерства, определяющие его содержание, механизм, права и обязанности субъектов.

С принятием Конституции РФ, признавшей приоритетность международных норм, роль и значение конвенций и рекомендаций МОТ в регулировании трудовых отношений, в формировании механизма социального партнерства значительно возросли. Кроме того, конвенции МОТ как источник российского трудового права имеют особое значение в практике правового регулирования труда. Это обусловлено тем, что применение содержащихся в них норм может быть проконтролировано не только судом, но и самой МОТ, в рамках которой действует специальный контрольный механизм - Комитет МОТ по свободе ассоциаций и Комитет МОТ по контролю за соблюдением международных норм труда.

Правовая база социального партнерства в России начала складываться с выходом Указа Президента РФ от 15.11.91 года «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Затем появился Указ Президента РФ от 20.02.92 года «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений» и постановление Правительства РФ об утверждении Положения о Российской трехсторонней комиссии. Особое значение для становления системы социального партнерства в России имеет закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», принятый 11 марта 1992 года с последующими дополнениями и изменениями, внесенными Государственной Думой 24 ноября 1995 года. А также российский Закон от 23 ноября 1995 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». 1 мая 1999 года принят Федеральный закон «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Первым шагом создания в Российской Федерации системы социального партнерства в социально-трудовой сфере стал Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 года № 212 “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”. В практику вводилось заключение трехсторонних генеральных и отраслевых (тарифных) соглашений по социально-экономическим вопросам. Переход от конфронтации к сотрудничеству, расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений создали цивилизованную основу для разрешения конфликтов. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992 г. № 45 для заключения Генерального соглашения, рассмотрения отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров (конфликтов) была образована Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

По инициативе профсоюзов ежегодно, начиная с 1992 года, стало заключаться Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а затем отраслевые (тарифные) и региональные соглашения. В них предусмотрены взаимные обязательства сторон по повышению эффективности государственного, ведомственного и общественного контроля за охраной труда и окружающей среды, расширению взаимодействия в этой работе на всех уровнях управления.

Генеральные, отраслевые и региональные трехсторонние соглашения являются важными правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения соответственно на федеральном, отраслевом и региональном уровнях.

Генеральными соглашениями предусмотрено обеспечение совместного контроля за соблюдением законодательства об охране труда с уделением особого внимания:

- своевременности платежей в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, особенно при реорганизации и ликвидации организаций;

- выплате пени в случае нарушения сроков выплат сумм возмещения вреда;

- повышению ответственности и экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и в этих целях;

- содействию проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, экологической безопасности, проведению необходимой работы по отнесению организаций к тем или иным классам профессионального риска;

- разработке предложений по экономическому стимулированию организаций, производящих средства индивидуальной и коллективной защиты работников от вредных и опасных производственных факторов.

В отраслевых соглашениях основное внимание в области охраны труда уделяется вопросам аттестации рабочих мест, контролю за обеспечением безопасности производственного оборудования и технологических процессов.

Опыт, приобретенный за все эти годы, обобщен и включен в Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве раздела II “Социальное партнерство в сфере труда”, поскольку общие вопросы социального партнерства федеральным законодательством не были решены. В данном разделе закреплены понятие социального партнерства (ст. 23), его основные принципы (ст. 24), определены стороны социального партнерства — работники и работодатель в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25), его система и формы (ст. ст. 26 – 27).

Необходимо отметить, что среди форм социального партнерства названы коллективные переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, взаимные консультации. И, кроме того, участие работников, их представителей в управлении организацией, участие представителей работников и работодателя в досудебном разрешении трудовых споров.

Важным представляется внесение изменений в положения об ответственности сторон социального партнерства, которая претерпела существенные изменения по сравнению с Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях”. Значение этого Закона РФ в том, что он:

- впервые в истории трудового права России урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях;

- установил правовые основы и принципы разработки, заключения и действия коллективных договоров и соглашений;

- расширил коллективно-договорное и социально-партнер-ско-договорное регулирование условий труда и социально-экономических вопросов труда и быта трудящихся;

- дал легальные понятия коллективного договора и социально-партнерского соглашения, установил виды и содержание таких соглашений и их социальные гарантии;

- установил соотношение трудового законодательства, социально-партнерских соглашений, коллективных и трудовых договоров;

- по-новому закрепил, где и как заключаются коллективные договоры, расширив их сферу и предоставив право трудовому коллективу самому решать - заключать или нет Коллективный договор;

- предусмотрел порядок разрешения разногласий, возможных в ходе коллективных переговоров;

- установил ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах и за невыполнение коллективных договоров и соглашений.

Таким образом, этот Закон впервые ввел в предмет трудового права коллективные переговоры и социально-партнерские от ношения и подробно их урегулировал. С учетом новых социально-экономических условий он также урегулировал коллективный договор.

Организации имеют право самостоятельно по коллективному договору устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников тех организаций, которые обслуживают трудовой коллектив, но не входят в состав организации. Все это может быть закреплено в коллективном договоре или специальном соглашении.

Коллектив организации независимо от ее организационно-правовой формы решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект. Данное положение детализировано в Законе «О коллективных договорах и соглашениях».

Наряду с ответственностью за правонарушения, которые остались теми же, предусмотрена ответственность и за неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения. Такой нормой в Законе РФ “О коллективных договорах и соглашениях” не было.

Предусмотрена ответственность и в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях, который вступил в действие 1 июля 2002 года.

Таким образом, изучив теоретические основы и законодательное регулирование социального партнерства в Российской Федерации, перейдем к анализу системы социального партнерства и его влияния на конкурентоспособность предприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: