Крестьянские волнения

Самыми массовыми и страшными для власти были крестьянские выступления, хотя в них участвовали наряду с крестьянами холопы, посадский люд, казаки, служилые люди по прибору и др. Их масштаб и кровопролитие в XVII — XVIII вв. были беспрецедентны. В отечественной литературе со второй половины XIX в. утвердился термин «крестьянская война», который встречался и в документах XVII в. В советское время этим термином определяли четыре массовых народных выступления. Первым была Крестьянская война начала XVII в. (восстание Хлопка 1603 г., восстание Илейки Муромца 1605—1607 гг., восстание Ивана Болотникова 1606—1607 гг.), вторым — Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина 1670—1671 гг., третьим — Крестьянская война под предводительством К.А. Булавина 1707—1708 гг., четвёртым — Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва 1773—1775 гг. Считалось, что крестьянская война отличалась от других народных выступлений относительной сплочённостью восставших, наличием общих лозунгов и единого центра движения.

В настоящее время историки не рассматривают массовые движения начала XVII в. и восстание под руководством Булавина как крестьянские войны, так как в них участвовали самые широкие слои населения. Не подвергается сомнению определение «крестьянская война» в отношении движений Разина и Пугачёва. Однако характеристику этих массовых движений как антифеодальных большинство историков сегодня не поддерживают. Они считают, что это были стихийные выступления, вызванные последствиями войн, ослаблением центральной власти, падением жизненного уровня населения, неурожаями и т. д.

Массовые выступления крестьян, безусловно, влияли на внутреннюю политику, изменение законодательства и т. д. Но к расшатыванию основ феодального строя они не вели.

Выступления казаков

Мобильной, динамичной и имеющей большой военный опыт категорией населения было казачество. Оно складывалось ещё с XIV в. на окраинах русских княжеств из служилых людей, нёсших сторожевую и пограничную службу. У казаков сохранялись их выборные атаманы. Впервые организационное оформление статуса казачества в России произошло в 1571 г. с принятием Устава сторожевой станичной службы.

Однако, кроме служилого казачества, со второй половины XV в. за линией сторожевых укреплений на юге и юго-востоке стали оседать беглые крестьяне и посадские люди, которые называли себя «вольными людьми» — казаками. Борьба с кочевниками, другими врагами привела к формированию казачьих общин. Возникли большие общины донских, волжских, запорожских казаков. В первой половине XVI в. была основана Запорожская Сечь, а во второй возникли общины терских и яицких казаков. Важными источниками существования казаков были жалованье от государства (однако оно было нерегулярным), охота, рыболовство, бортничество, скотоводство. Важнейшей статьёй дохода была военная добыча.

Власти Речи Посполитой и Московского государства пытались взять под контроль казачьи общины, привлекая их на государственную службу. Вместе с этим со стороны властей принимались меры по ограничению прав и свобод казаков. Это, в свою очередь, вызывало волнения казачества.

Участие казаков в восстаниях против власти заметно усилилось в XVII в. Казаки сыграли важную роль в воцарении Лжедмитрия I, они были едва ли не главной движущей силой в массовом народном движении под руководством И.И. Болотникова. Выходец из казаков, Илейка Муромец снискал себе славу одного из наиболее успешных и беспощадных казацких вождей. А казацкий атаман И.М. Заруцкий стал одной из ключевых фигур Смуты, дослужившись до боярского чина в Тушинском лагере, стал при Лжедмитрии II руководителем приказа, а затем занял руководящие позиции в земском правительстве Первого ополчения.

Роль казачества в значительной степени возросла после присоединения к России Левобережной Украины, так как на казаков царь Алексей Михайлович во многом опирался в деле освоения украинских земель. Восстание под предводительством Степана Разина, несмотря на участие в нем значительного числа крестьян, посадских людей, стрельцов, во многом было прежде всего самым массовым выступлением казачества в XVII в., рассчитывавшего серьёзно потеснить позиции дворянства на царской службе. Недовольны были казаки и введением полков иноземного строя, в которых они увидели угрозу своему привилегированному положению. Их опасения были небеспочвенны: уже к концу 1680-х гг. казаки исчезли сначала из полковой, а затем и из гарнизонной службы.

№ 8 Тенденции развития культуры России в XIV-XVII вв.

 

На культуру XVI в. исключительное влияние оказали процессы централизации, укрепление самодержавия и православная вера.

Важнейшим достижением стало начало книгопечатания на Руси при Иване Грозном. На государственные средства сооружается типография. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издали первую книгу «Апостол» (1564 г.). Представления о русской государственности и ее происхождении, о связи ее с мировыми державами прошлого красной нитью проходят через всю появившуюся литературу («Сказание о князьях Владимирских», «Послание о Мономаховом венце», Хронограф и др.). Вопросы о самодержавной власти и ее пределах были последовательно разработаны в публицистических произведениях («Беседа Валаамских старцев, челобитные Ивана Пересветова). Высокий накал политических страстей отражала переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного, где вопрос о власти получил с разных позиций свое законченное обоснование. Две враждующие стороны сходились во мнении, что государство должно быть крепким, а царская власть - сильной. Преодоление раздробленности и образование мощного государства создали почву для распространения в русском обществе идеи «Москва – Третий Рим». Во всей полноте выдвигалась идея о Москве как хранительницы православной веры, ставилась проблема ответственности Руси за дальнейшее существование мира.

Свое дальнейшее развитие получила церковная мысль, продолжились богословские споры между нестяжателями и иосифлянами, в которых звучала резкая критика официальной церкви. Нестяжатели отстаивали более свободное развитие русской мысли. В целом исход противостояния церковников имел принципиальное значение для русской духовной культуры. С критикой официальной церкви выступили Максим Грек, Федор Карпов, Матвей Башкин, Артемий, Феодосий Косой, братья Борисовы. Каждый из них имел и отстаивал свои взгляды в рамках истинной христианской веры, в которых чувствовался отзвук европейской Реформации. Иосифляне, взявшие верх в политической борьбе, жестоко расправились с оппонентами методами инквизиции.

В XVI в. складывается жанр исторической песни и исторического предания. Они были посвящены выдающимся событиям того времени: взятию Казани, походу в Сибирь, войнам с Литвой. Героическими чертами награждены Ермак и его казаки, защитники Пскова. Народное сознание нашло те формы, в которых запечатлело эпохальные события своего времени для будущих поколений.

На рубеже XV-XVI вв. итальянское Возрождение оказало свое влияние и на Россию. Особенно это сказалось на архитектуре. В Москве появились итальянские зодчие, инженеры, ювелиры, врачи и прочие мастера. Главным памятником такого влияния стал Успенский собор в Кремле, выстроенный итальянцем Фиораванти (1479). Шедевр итальянца стал образцом для русских мастеров. Архангельский собор, кремлевские стены и башни тоже строили итальянцы. Кремль до сих пор является самым узнаваемым символом России в современном мире.

В каменное зодчество Московской Руси из народной деревянной архитектуры проникает шатровый стиль. Наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Самый известный памятник шатрового стиля - собор Покрова на Рву или Храм Василия Блаженного (1561). Зодчие Постник и Барма возвели его в честь взятия Казани. Это уникальное творение тесно связано с русским народным зодчеством, но оно не получило широкого распространения из-за позиции церкви.

Влияние церкви сказалось и на развитии живописи. Новаторские стремления, которые проявились в иконописной традиции, были осуждены Стоглавым собором. Необходимость ориентироваться на византийские образцы сковывало творческое начало русской культуры, которая к XVII в. все сильнее стала расходиться с византийской традицией.

Религиозное сознание охватывало все сферы жизни человека, определяло его поведение в быту и обществе. Русь получила от Византии идеи, которые выражали средневековое отношение к миру (исихазм). Средневековая система ценностей, а не идеалы гуманизма и рационализма формировали мировоззрение русского человека. Ренессанс до Московии дошёл очень поздно.

В XVII в. наметилась тенденция к обмирщению русской культуры. Светские мотивы появились в живописи, музыке, архитектуре. Возник даже придворный театр (1672). Стало появляться организованное обучение. Усилилось западное влияние, которое проникало в систему образования из украинских и польских земель. В 40-х гг. видным государственным деятелем Ф.М. Ртищевым была организована школа при московском Андреевском монастыре. В 1665 г. открывается школа для обучения подьячих в Заиконоспасском монастыре. В 1680 г. появляется школа при Печатном дворе. Возрастает количество грамотных, особенно среди посадского населения. В 1687 г. в Москве было создано Славяно-греко-латинское училище (позднее переименованное в академию), в котором изучались греческий язык и латынь, а также светские дисциплины. Возглавили академию греки, братья И. и С. Лихуды.

Заметные изменения происходят в литературе того времени. На страницах книг появляется новый образ – деятельный человек. Особенно актуальны произведения, в которых осмысливаются события Смутного времени (сочинения князя И.А. Хворостинина и князя И.М. Катырева-Ростовского, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева и др.). Летописи приобретают вид литературно-повествовательного произведения. Большое место в литературе уделяется разработке идее самодержавия (Ю. Крижанич) государственности (Г. Катошихин) и вопросам веры (протопоп Аввакум).

Новым жанром литературы стали бытовые и сатирические повести. В них рассказывается о судьбах людей разных сословий («Повесть о Горе-Злосчастии, «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Высмеиваются негативные черты быта церковников и чиновников (повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»и др.).

Накапливаются и развиваются знания по математике, медицине, астрономии, географии (русские географические открытия), экономике (торговля), военному делу. В XVII в. старейший русский учебник по арифметике был переработан. Славянские цифры уступили место арабским.

Зодчество в XVII в. представлено не только каменным строительством, но и новыми видами строительных материалов (фигурный кирпич, изразцы, белокаменные детали). Сохраняется и традиционный русский стиль, и строительный материал – дерево. Наиболее знаменитой деревянной постройкой является царский дворец в Коломенском (1667-68).

Стиль барокко, распространившийся в европейской культуре, достиг в конце XVII столетия и России. Он возникает в храмовой архитектуре (нарышкинское или московское барокко), в литературе (стихи С. Полоцкого). Пышность, великолепие, праздничность, возвеличивание светского начала, как особенности стиля, отвечают новым представлениям в Московской Руси. Новые тенденции утверждались в противоборстве со старыми представлениями, но победа «новизны» была необратима, благодаря преобразованиям, начавшимся в середине XVII в.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: