Платон: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики

Ножи

Плато́н (428 или 427 до н. э.— 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. В диалоге «Государства» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» (τὸ ἀγαθόν) означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе» (αὐτὸ ἀγαθόν).

 

Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины».

 

 

Билет № 7
  Дайте определение терминам и понятиям «товарное хозяйство», «натуральное хозяйство», «производственные ресурсы», «автаркия», «ручной универсальный труд».
  Экономические отношения в общественном хозяйстве.Журналистская проблематика вопроса.
  Ж.-Ж.РУССО: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики.

1. Натуральное хозяйство. Характеризуется:

· отсутствием устойчивых связей между хозяйственными единицами;

· применением естественных производительных сил и внеэкономическ. принуждением к труду;

· непосредственной связью производства и потребления;

· потреблением продукта в натуральной форме.

Продукты труда предназначены для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления. Характерно для первобытного замкнутого общества, для патриархального крестьянского хозяйства, для феодального хозяйства.

Товарное хозяйство. Характеризуется:

· каждая экономическая единица специализируется на какой-либо области труда, следовательно, разделение труда. Труд приобретает общественный характер;

· появлением устойчивых связей;

· посредничеством между экономическими единицами - рынок;

· использованием произведенных производительных сил. Привлечение к труду осуществляется на основе актов купли-продажи;

· производством и потреблением связывается через рынок;

· производством для других, общественным характером - создание товара для продажи на рынке;

· социализацией труда, признанием его как общественного.

АВТАРКИЯ — политика хозяйственного обособления данной страны (или группы стран) от экономики других стран, стремление создать замкнутое хозяйство.

Производственные ресурсы (средства труда) — вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на него в целях получения необходимых материальных благ.

Ручной универсальный труд – труд, исключающий разделение на виды: каждый человек выполняет все основные работы. В нем применяется простейшая техника (мотыга, лопаты, грабли и т. п.) и кустарный инструмент. Естественно, что при таких условиях трудовая деятельность является малопроизводительной, выпуск продукции не может сколь-нибудь значительно возрастать.

2.Существует три вида связей и отношений:

· те, что возникают между вещественными элементами экономики по схеме «вещь-вещь»;

Первый вид представляют вещественно-энергетические связи. Их существование обусловлено тем, что в основе вещественных элементов экономики лежит материал природы. Вещественно-энергетические связи обеспечивают физическое существование данных элементов, их участие в физических, химических и прочих природных процессах. Именно благодаря этим связям функционирует техника, происходят технологические процессы, осуществляется производство и потребление.

· те, что возникают между людьми по схеме «человек-вещь»

Ко второму виду относятся материально-технические связи. Через них люди приводят в движение вещи, используя их в качестве средств производства или предметов потребления. Эти связи имеют функциональную направленность, предполагая умение людей пользоваться вещами. Именно благодаря им осуществляется труд как целенаправленная деятельность.

· те, что возникают между вещами по схеме «человек-человек».

Общественные отношения подразделяются на экономические и неэкономические (мы их не разбираем).

Особенность экономических отношений заключается в том, что они возникают между людьми по поводу благ (вещей и услуг) их производства, распределения, обмена и потребления.

Экономические отношения, в свою очередь, имеют две формы: социально-экономическую и организационно-экономическую.

Социально-экономические отношения возникают между людьми как представителями определенных классов и социальных групп. Эти отношения определяют место людей в социально-классовой структуре общества, характер всей экономики, особенности ее функционирования.

Организационно-экономические отношения возникают между людьми как функциональными субъектами процессов производства, распределения, обмена и потребления. Они определяют конкретные способы осуществления хозяйственной деятельности людей, их место и поведение в функциональной структуре экономики.

С учетом особенностей фаз общественного воспроизводства экономические отношения можно подразделить на отношения производства, отношения распределения, обмена и потребления.

Отношения производства возникают в процессе производства по поводу использования факторов производства и создания необходимых обществу благ. Это и социально-экономические отношения (например, между капиталистами и рабочими, самими капиталистами или рабочими, между теми и другими и государством и т.д.), и организационно-экономические (например, между руководителем предприятия и подчиненными, мастером и рабочим и т.д.).

Отношения распределения возникают как в процессе распределения экономических ресурсов, превращаемых в факторы производства, так и в процессе распределения произведенных с помощью данных факторов благ. Социально-экономические распределительные отношения определяют социально-классовый характер распределения, согласно которому, например, капиталист, получает прибыль, а рабочий заработную плату. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы распределения. Та же прибыль может распределяться в виде жалованья, дивидендов, бонусов и т.д., а заработная плата, например, – в виде оклада с премиальной надбавкой. Эти же отношения возникают по поводу распределения материала или оборудования между цехами завода, производственных обязанностей между людьми.

Отношения обмена возникают между людьми как по поводу результатов производства, так и в процессе самого производства. Социально-экономические отношения определяют характер обмена. Он может быть, например, плановым или стихийным. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы обмена, например, обмена продукции в форме бартера, с отсрочкой платежа и т.д.

Отношения потребления возникают в процессе потребления произведенных благ. Правда, если это блага производственного назначения, то их потребление означает процесс производства, а отношения предстают как производственные. Поэтому в полном смысле отношения потребления возникают по поводу благ потребительского назначения. Социально-экономические отношения определяют характер, структуру, объем потребления представителей различных классов и социальных групп, а организационно-экономические отношения его конкретные формы и способы. Например, прием пищи может быть дома, а может и в ресторане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: