Тема: Медицинское страхование, как основной вид финансирования

Цель: Изучение системы медицинского страхования

 

Экономическое развитие страны неизбежно сопровождается увеличением спектра рисков и, следовательно, расширением потребностей в страховании. Опыт развития рыночного хозяйства свидетельствует о необходимости государственного регулирования деятельности экономических субъектов. Страхование, как и любая деятельность, без современных законодательных актов, крепкой и стабильной правовой и нормативной базы, касающейся порядка организации и деятельности страховщиков, теряет смысл в жесткой рыночной экономике.

Первый Закон «О страховании в Республике Казахстан» был принят 3 июля 1992 г. и введен в действие 1 сентября 1992 г. Закон определял лишь общие начала законодательного регулирования этой области, поскольку не предусмотрел ряд принципиально важных положений: механизмы регистрации страховых отношений; обеспечение финансовой устойчивости страховщиков и гарантии их платеже­способности; лицензирование страховой деятельности; контроль со стороны государства, - следовательно, не обеспечивал честную конкуренцию на страховом рынке, что существенно нарушало интересы как страховщиков, так и страхователей.

В целях урегулирования допущенных недостатков был издан Указ Президента Республики Казахстан от 16 апреля 1994 г. № 1658 «Об организационно-правовых мерах по формированию и развитию страхового рынка». Он носил прогрессивный характер, но не имел комплексного подхода, не определял основные понятия, на основании которых должна строиться вся система представлений и отношений в страховании.

Учитывая все указанные недоработки, создан Указ Президента РК, имеющий силу Закона «О страховании», принятый 3 октября 1995 г., стал первым законодательным актом для формирования правовой базы страхования. Указ определял: общее понятие страхования и страховой деятельности, а также уполномоченного государственного органа, классификацию отраслей и форм страхования; участников страховых отношений, раскрывая статус страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя, страховых и перестраховочных брокеров (последние введены законом от 16 июля 1999 г. № 436); содержание договора страхования, его существенные условия и виды; условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков и гарантии их платежеспособности; задачи и функции уполномоченного государственного органа в регулировании страховой деятельности.

Значительная часть проблем страхового рынка проистекала из несовершенства законодательных актов о страховании и страховой деятельности. В связи с этим был издан Указ Президента РК от 27.11.2000 г. № 491 «О государственной программе развития страхования в РК на 2000-2002 годы», гдевнесены изменения и дополнения с учетом необходимости развития накопительных видов страхования жизни и системы аннуитетов.

Аннуитет соглашение или контракт со страховой компанией, по которому физическое лицо приобретает право на регулярно поступающие суммы, начиная с определенного времени, например, выхода на пенсию.

Учитывая настоятельную необходимость создания эффективной правовой основы страхования в Республике Казахстан, был издан Закон РК «О страховой деятельности» от 18.12.2000 г. № 126-11.

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счет накопленных страховщиком средств.

Медицинское страхование позволяет гарантировать гражданину бесплатное предоставление определенного объема медицинских услуг при возникновении страхового случая (нарушении здоровья) при наличии договора со страховой медицинской организацией. Последняя несет затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд.

В комплексе проводимых в настоящее время социально-экономических реформ важнейшее место занимает развитие страховой медицины, переход к которой обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении и развитием сектора платных услуг. Медицинское страхование позволяет каждому человеку напрямую сопоставлять необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Соизмерять потребность в медицинской помощи и возможность ее получения следует вне зависимости от того, кем произведены затраты: непосредственно индивидуумом, предприятием, предпринимателем, профсоюзом или обществом в целом.

В мировой практике организации медико-санитарного обслуживания сложились три основные системы экономического функционирования здравоохранения – государственная, страховая и частная:

· государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и гарантирует бесплатную медицинскую помощь;

· в основу страховой системы заложен принцип участия граждан, предприятий или предпринимателей в финансировании охраны здоровья напрямую или через посредничество страховых медицинских компаний (организаций);

· частная медицина в настоящее время представлена частнопрактикующими врачами, клиниками и больницами, находящимися в частной собственности. Их финансирование осуществляется за счет платного медицинского обслуживания пациентов. При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине – это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: