Составление прогноза развития рынка с учетом предполагаемой его реакции на выход продукции компании является завершающим этапом изучения рынка. Прогноз развития рынка во многом напоминает конъюнктурный прогноз, однако, в маркетинговом исследовании цель ставится более значительная – прогноз должен быть долгосрочным и перспективным, чтобы компания оказалась способной, основываясь на нем разработать эффективную маркетинговую стратегию.
По своему содержанию и последовательности прогноз развития рынка аналогичен исследованию рынка, то есть он также определяет будущие показатели по емкости и насыщенности рынка, объему, характеру и эластичности спроса на продукцию, характеристику конкурентоспособности продукции, показатели по производству, внутренней и внешней торговле, денежно-кредитной и финансовой сфере, а также по инвестициям, заказам, фирменной структуре и т.д.
Также следует иметь в виду, что маркетинг предполагает составление прогноза развития рынка, включающий:
|
|
a) прогноз общехозяйственной конъюнктуры,
b) оценку перспектив развития уровня потребления,
c) оценку политической стабильности,
d) оценки совокупной степени риска и т.д.
В соответствии с периодом времени, на который составляется прогноз, выделяют:
1) долгосрочные прогнозы (на срок от 3 до 5 и более лет);
2) среднесрочные прогнозы (на срок от 1 года до 3 лет);
3) краткосрочные прогнозы (на срок до 1 года).
Построение этих прогнозов основывается на объективной особенности развития явлений социально-экономической жизни общества, а именно на его инерционности.
Изучение внутренней среды компании
Выбор целевых рынков и разработка маркетинговых стратегий опирается не только на изучение и прогноз рынка, но и на изучение и анализ возможностей маркетинга компании. Для того, чтобы разработать эффективную маркетинговую стратегию необходимо не только знать и понимать то, что происходит и будет происходить на рынке, но и какими возможностями обладает компания.
В общем случае изучение внутренней среды компании с точки зрения ее маркетинга предполагает оценку производственно-сбытовых и научно-технических возможностей компании, иными словами, при маркетинговом исследовании подвергаются анализу потенциал, конкурентные преимущества и недостатки компании.
Оценка потенциальных возможностей компании – одна из основных составляющих ее комплексного маркетингового исследования. Она позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самой компании, выработать обоснованные программы ее производственного развития и поведения на рынке, а также подвести реальную компетентную основу под принимаемые управленческие решения и выбор оптимального рынка для своей работы.