Терминологический словарь

Адаптация на основных рынках – стратегия роста, при кото­рой компания направляет ресурсы в отобран­ную группу стран.

Адаптивные стратегии стратегии, ориентированные на различ­ные потребности потребителей, культур­ные нормы, торговые правила, экономи­ческие и политические условия и формы конкуренции с учетом особенностей каж­дой страны.

Активная стратегия стра­тегия маркетинга, при которой пытаются предвидеть будущие действия конкурен­тов и изменения внешней среды, чтобы воспользоваться открывающимися воз­можностями; скорее наступательная, чем оборонительная стратегия.

Анализ безубыточности выявление точки, в которой совокупная выручка равна совокупным издержкам, а прибыль равна нулю.

Анализ бизнес-портфеля систематизированная оценка ком­пании как совокупности (или портфеля) видов деятельности, каждому из которых присущи различные миссия, рынок и ре­сурсы.

Анализ динамических рядов исчисление темпов роста продаж статистическими методами с прогнозом на будущие годы.

Ассортиментная сегментация стратегия, в рамках которой для одного сегмента рынка позициониру­ют несколько товаров.

Аудиометр прибор, подсоеди­ненный к телевизионному приемнику для регистрации станции, на которую он на­строен; используется для оценки телепро­грамм.

Аудит магазинов источник ин­формации о розничных продажах для про­изводителей; розничные продажи опреде­ляют, вычитая запас товара на конец пери­ода из суммы запаса на начало периода и прибавляя поступления.

Аудит маркетинга перио­дический и всесторонний анализ марке­тинговых операций. Аудит предназначен для:

1) выявления изменений в обстанов­ке, требующих переосмысления возмож­ностей маркетинга,

2) оценки процедур планирования и контроля маркетинга,

3) оценки стратегии маркетинга с целью выяснения, обеспечат ли какие-либо из­менения увеличение прибыли

Без марочные товары не марочные товары, которые продаются без обеспече­ния продвижения товаров.

Безответственная реклама реклама, которая поощряет безот­ветственное поведение или изображает группы граждан безответственным образом.

Бесплатные образцы предла­гаемые бесплатно новые товары в качестве стимула испробовать их.

Битва марок борьба меж­ду контролируемыми и общенациональ­ными марками за место на полках мага­зинов и деньги потребителей. Контроли­руемые марки имеют преимущества в це­нах, а общенациональные марки пре­имущество в рекламе.

Бойцовские марки см. Де­шевые марки.

Брокеры люди, которые являются посредниками между покупателями и продавцами, не имеющие формальных от­ношений ни с одной из сторон. К услугам брокеров прибегают преимущественно компании, которым не нужен постоянный торговый персонал.

Вводящая в заблуждение реклама реклама, содержащая лож­ные утверждения или способная ввести потребителей в заблуждение.

Вводящие в заблуждение цены любая форма установления цен, ис­пользуемая для введения покупателей в заблуждение и извлечения выгод на этой основе: использование «приманок» с по­следующим переключением спроса, нече­стное ценообразование, «хищнические» цены, дискриминация в ценах и фикси­рование цен в ущерб конкуренции и др.

Вероятностные модели модели прогнозирования продаж, в кото­рых реакция потребителей на рынке рас­сматривается как результат вероятностно­го процесса во времени. В этих моделях приверженность марке и переключение на другую марку трактуют как поведение, ос­нованное на прошлых покупках.

Вероятностный отбор метод формирования выборки, при кото­ром каждая единица данной совокупнос­ти имеет известный шанс быть отобран­ной. В результате можно оценить надеж­ность выборочных данных (т. е. ошибку выборки).

Вертикальная интеграция стратегия роста, при которой к су­ществующим операциям производства и маркетинга добавляют новые виды дея­тельности.

Вертикально интегрированная система распре­деления система, в которой объединены организации различных уровней (напри­мер, производитель, оптовый торговец и розничный торговец). Интеграция пред­полагает такое управление системой, при котором достигаются общие цели (напри­мер, достаточный запас, быстрая постав­ка) и разрешаются конфликтные ситуации (например, связанные с уровнем скидок или распределением рекламных расходов).

Вертикальное фиксирование цен соглашение между производите­лем и розничным торговцем о том, чтобы рекомендованная первым розничная цена действительно соблюдалась в магазине.

Взаимность договор между дву­мя коммерческими организациями о за­купках товаров друг у друга.

Внемагазинная торговля любой метод продажи конечному потре­бителю, не связанный с продажей в мага­зине, например продажа по каталогам, развозная торговля и заказ товаров через телевизионные сети.

Внеплановый каннибализм см. Каннибализм.

Вовлеченность важность реше­ния о покупке товара для потребителя.

Воздействие рекламы на потребителей степень известности оп­ределенной рекламы целевой группе.

Восприятие систематизация и истолкование потребителями информа­ции о марках и компаниях.

Временная полезность полез­ность, обеспечиваемая торговыми посред­никами и заключающаяся в том, что то­варыпоступают к потребителям в то вре­мя, когда они имнеобходимы.

Всемирная адаптация глобальная стратегия маркетинга, при ко­торой в каждой стране продают различные варианты товара. Элементы комплекса маркетинга реклама и распределение адаптированы к условиям данной страны. Это наиболее дорогостоящая стратегия международного маркетинга, но она обес­печивает компании наибольшую гибкость.

Всемирная стандартизация глобальная стратегия маркетин­га,применяемая компаниями стандартным образом в разных странах. Известна так­же как стратегия всемирных марок, осно­ванная на допущении, что марка пред­ставляет всеобщий интерес, а не являет­ся специфичной для какой-то отдельной страны.

Вспомогательные предметы вспомогательные материалы, не­обходимые в производственном процес­се, но не являющиеся его частью.

Вспомогательные функции действия посредников в канале распределения, которые помогают произ­водителям получать информацию о состоянии рынка и эффективности элементов комплекса маркетинга.

Встречная торговля ситуация, при которой в уплату за товары вместо ва­люты принимают местные изделия, кото­рые можно продать на Западе.

Вторичные данные данные, полученные до проведения данного иссле­дования и не предназначенные для удов­летворения непосредственных информа­ционных нужд компании. Источниками вто­ричных данныхявляются специальные исследовательские фирмы и правительст­венные органы.

Входящий теле маркетинг службы теле маркетинга, позво­ляющие компании получать запросы от покупателей. Обычно для получения та­ких запросов о дополнительной информа­ции используются бесплатные телефон­ные линии.

Выбор сегментов выбор одного или большего числа сегментов в качестве объектов маркетинговой деятельности.

Выразители мнения лица, которые, по мнению референтной груп­пы, обладают опытом и знаниями в опре­деленном вопросе.

Гарантия письменное обязатель­ство производителя заменить или отремон­тировать изделие при обнаружении дефек­та или неудовлетворительной работе.

Географическая корректировка цен корректировка цен компаниями с учетом различий в транс­портных расходах в зависимости от рас­положения покупателя и продавца.

Гео демографический анализ выявление отдельных семей в качестве целевых групп на основе анали­за почтовых индексов и увязки места жи­тельства с демографическими характери­стиками.

Гибкое безубыточное ценообразование развитие анализа бе­зубыточности; установление цены на основе максимизации разности между совокупной выручкой и совокупными издержками при различных уровнях спроса.

Гибкое ценообразование вы­пуск менее дорогих разновидностей марок товаров, имеющих устойчивую репутацию.

Гипермаркеты магазины, со­четающие характеристики продовольст­венных магазинов и магазинов массовых товаров. Они предлагают все товары, име­ющиеся в супермаркетах, а также более широкий выбор непродовольственных товаров, чем супермаркеты и складские магазины.

Глубина товарного ассортимента число различных видов марок, размеров и моделей в пределах ассорти­мента. Более глубокие группы представ­ляют потребителю больший выбор, но чрезмерная глубина может привести к каннибализму.

Горизонтальная интеграция стратегия роста, в рамках кото­рой компания приобретает предприятия отрасли, в которой она функционирует в данный момент.

Горизонтальное фиксирование цен договор между конкурента­ми одной отрасли о поддержании опреде­ленной цены, тем самым исключающий ценовую конкуренцию и ограничиваю­щий выбор для потребителей.

Данные из одного источника данные об отдельных покупках по­требителей и их охвате рекламой, полу­ченные из одного источника.

Декодирование процесс, в ходе которого целевая аудитория:

1. знакомит­ся с маркетинговым сообщением (осве­домленность),

2. истолковывает и оцени­вает его (понимание),

3. сохраняет его в памяти (запоминание).

Демография объективные ха­рактеристики потребителей, например возраст, доход, занятие, семейное поло­жение, местоположение и образование. Эту информацию используют в планиро­вании средств рекламы.

Детерминированные модели модели,предсказывающие опреде­ленный образ действий с учетом таких факторов, как характеристики потребите­лей, отношение к марке, потребности потребителей и т. д. Детерминированные модели пытаются предсказать поведение точным, а не вероятностным образом.

Дешевые марки дешевые мар­ки, контролируемые производителем и продаваемые при минимальных расходах на рекламу и торговые мероприятия; име­нуются также «бойцовскими» марками.

Дивергентные приобретения стратегия розничной компании, при которой она стремится обеспечить рост путем проникновения в другие сферы де­ятельности вне розничной торговли. Та­ким путем компания может добиться роста даже при наличии застоя в розничной тор­говле.

Дилеры участники канала распре­деления, которым предоставлено исключи­тельное право продавать продукцию ком­пании в рамках договора франчайзинга.

Дисконтные магазины ма­газины, предлагающие товары по низким ценам и торгующие по методу самообслу­живания. Они предлагают широкий пере­чень товарных групп, но весьма ограни­ченный выбор в пределах каждой группы.

Дискреционный доход доход, остающийся после приобретения предметов первой необходимости и упла­ты налогов.

Диссонанс после покупки сомнения относительно правиль­ности сделанного при покупке выбора.

Дистрибьюторы как правило, оптовые торговцы продукцией производ­ственного назначения. См. также Оптовые торговцы.

Дистрибьюторы-грузоотправители, или Кон­торские дистрибьюторы оптовые торговцы, предо­ставляющие ограниченный набор услуг; они становятся собственниками товара, но склады у них отсутствуют. Получив заказы от оптовых и розничных торговцев, они на­правляют их промышленным компаниям ко­торые отгружают товары непосредственно оптовикам или магазинам. Это форма тор­говли главным образом громоздкими това­рами, требующими высоких транспортных расходов (например, лесными товарами).

Дифференцированная сегментация стратегия,при которой предложения товаров дифференцировано с учетом удовлетворения потребностей оп­ределенных сегментов рынка. Компания, при­бегающая к такой стратегии, предлагает много товаров в пределах товарной кате­гории, чтобы они могли заинтересовать различные сегменты рынка. Для каждого сегмента требуется определенная стратегия маркетинга. Предлагая полный ассорти­мент товаров, компания прочно идентифици­рует себя с этой категорией товаров.

Дифференцированная стандартизация компромисс между стандартизованными и локальными стра­тегиями международного маркетинга. Компания определяет глобальные страте­гии маркетинга, но их проведение в жизнь делегируется менеджерам локальных рын­ков, которым известны особенности и обычаи данной страны.

Длина канала распределения число различных торговых посред­ников, используемых в системе распреде­ления.

Добровольные сети, организуемые оптовиками группы розничных торговцев, организо­ванные оптовиком для интеграции неко­торых операций. При этом выигрывают и оптовый, и розничный торговцы; обеспе­чивается снижение издержек благодаря бо­лее крупным совместным закупкам и по­вышается эффективность оптовых опера­ций.

Доля рынка объем продаж марки в виде процента от совокупных про­даж данной категории товаров.

Дополненный товар то­вар, включающий в себя поставку, мон­таж, гарантии и обслуживание.

Евро маркировка указание на­именования на одной упаковке на не­скольких языках для того, чтобы товар можно продавать во всех странах ЕС.

Жизненный цикл семьи ди­намика отдельной семьи: создание, вос­питание детей, достижение среднего воз­раста и, наконец, выход на пенсию.

Жизненный цикл товара стадии, которые проходит товар: появле­ние на рынке, рост, зрелость и упадок. Стратегии маркетинга нуждаются в кор­ректировке, поскольку необходимо учи­тывать особенности потребительского спроса и условия конкуренции на каждой стадии. Стадия жизненного цикла марки непосредственно влияет на стратегии по­зиционирования, рекламы, ценообразова­ния и распределения.

Заводские отгрузки това­ры, которые компания продает розничным и оптовым торговцам.

Закупочный центр группа должностных лиц различных специально­стей, принимающая важные решения по закупкам относительно выбора продук­ции и поставщиков.

Закупщики организаций (Организации-покупа­тели) работники, ответственные за закупки товаров для компаний, использующих эти товары либо для производства, либо для перепро­дажи.

Избирательное восприятие различное восприятие потребите­лями одной и той же информации из-за различий в их потребностях, мотивах и опыте.

Избирательное распределение чаще всего используется примени­тельно к товарам длительного пользования, например небольшим бытовым приборам, стереооборудованию и мебели; представля­ет собой компромисс между интенсивным и эксклюзивным распределением. Компа­ния отбирает ограниченное число посред­ников, способных обеспечить необходимую торговую поддержку и сервис. Поскольку цены на предметы длительного пользова­ния выше, потребители склонны посетить несколько магазинов, что позволяет произ­водителям ограничить число пунктов про­дажи. Избирательное распределение обес­печивает производителям больше контро­ля за продажей их товаров и уменьшает вероятность ценовой конкуренции между тор­говыми посредниками.

Избирательный спрос спрос, предъявляемый потребителями на конкретную марку в пределах товарной категории. Компании стимулируют изби­рательный спрос, стремясь сохранить имеющихся покупателей и убедить других покупателей переключиться на их марку.

Издержки пополнения запаса издержки, связанные с поддержа­нием запаса. Речь идет о расходах по по­даче повторных заказов, их обработке, передаче и стоимости самой приобретае­мой продукции.

Изыскательские цели исследования исследование, цель которого выявить проблему для после­дующего изучения.

Имидж общее восприятие объекта, сложившееся на основе информации и прошлого опыта потребителя.

Имидж марки общее воспри­ятие марки, сложившееся на основе ин­формации о ней и прошлого опыта. Со­вокупность представлений, из которых складывается общий образ марки.

Имитация магазинного испытания организация продажи новых товаров в экспериментальном супермар­кете с регистрацией динамики торговли.

Инерция пассивный процесс обра­ботки информации, оценки и выбора марок. Одну и ту же марку часто покупают в силу инерции для экономии времени и сил.

Институциональные покупатели покупатели продукции, исполь­зуемой при оказании услуг (а не при про­изводстве товаров).

Интеграция вперед раз­новидность вертикальной интеграции, при которой компания приобретает фир­мы, находящиеся ближе к потребителю в производственной и торговой цепочке.

Интеграция назад тип вертикальной интеграции, при которой компания приобретает мощности на бо­лее ранней стадии процесса распределе­ния производства.

Интенсивное распределение распределение товара с помощью розничных предприятий в районе. Чаше используется для распределения недорогих, регулярно покупаемых товаров. Во­влеченность в покупку при этом незначи­тельна. При отсутствии определенной марки в магазине потребитель купит аль­тернативный товар.

Интенсивность распределения степень охвата, обеспечива­емая системой сбыта.

Интервью целевых групп неформальные интервью в рамках маркетинговых исследований, при кото­рых 8 - 12 респондентам предлагают опре­деленную тему для открытой дискуссии под руководством опытного ведущего.

Интерьер магазина внутрен­нее оформление магазина.

Информационная система маркетинга технологии и процедуры, получающие информацию о внешней среде и самой компании. Эту информацию накапливают, анализируют и пере­дают с целью улучшить планирование, осу­ществление и контроль маркетинга.

Информационно-ориентированная стратегия из­менений стратегия, направленная на измене­ние восприятия потребителями товара или услуги с помощью рекламы, которая содер­жит преимущественно информацию о то­варе.

Информационно-ориентированная стратегия сохранения позиций марки стратегия, направленная на поддержку и подкрепление сложившегося восприятия товара и услуги путем рекламы, которая содержит преимущественно информацию о товаре.

Информационное воздействие влияние экспертов или друзей и родственников на оценки марок потре­бителями.

Информационные исследования данные, периодически полу­чаемые компаниями, которые продают ре­зультаты исследований компаниям-подпис­чикам.

Исследование мотивации приложение теории психоанали­за к маркетингу.

Историческая аналогия метод, применяемый при прогнозирова­нии продаж и основанный на прошлой ди­намике продаж схожего товара.

Исходящий маркетинг система, при которой торговые ра­ботники предлагают по телефону покупа­телям, включая потенциальных, товары или информацию о них.

Каналы распределения торгово-распределительные сети, по которым компании перемещают свою продукцию покупателям.

Канбан (Kanban), или «точно вовремя» («just in time») японский принцип, в соот­ветствии с которым компания должна по­ставлять только то, что требуется покупа­телям, и тогда, когда это им необходимо.

Каннибализм переключе­ние потребителя с одного товара компа­нии на другой без чистого прироста про­даж. Внеплановый каннибализм являет­ся неожиданным для компании и влечет за собой уменьшение прибыли. Это слу­чается в основном в тех случаях, когда то­вары в представлении потребителей не имеют больших различий. Плановый кан­нибализм имеет место, когда благодаря новым технологиям появляются новые товары, которые могут конкурировать с другими товарами этого ассортимента, и компания предпочитает, чтобы покупате­ли переключались на ее новые марки, а не на товары конкурентов.

Карта восприятия метод, с помощью которого пытаются определить место различных марок на «карте», отоб­ражающей их восприятие потребителем. Чем ближе марки на карте, тем больше они схожи. Анализ основывается на до­пущении того, что чем больше две марки схожи в представлении потребителей, тем более схожим будет и отношение к ним.

Капитал марки ценность марки.

Качественное исследование исследование, в ходе которого потребителям предлагают ответить на не­структурированные вопросы, поэтому результаты, как правило, не поддаются ко­личественному выражению.

Квота регулирование международ­ной торговли отдельными странами, т.е. установление максимальных количеств импорта отдельных товаров в страну.

Квота продаж ожидаемый уро­вень продаж в данном районе за опреде­ленный период. Отражает цели относи­тельно объема продаж и прибыльности в данном районе.

«Кейрецу» группа японских ком­паний, владеющих долями собственнос­ти друг друга, покупающих друг у друга, обменивающихся технологией и сотруд­ничающих в области недопущения на рынок иностранных конкурентов.

Кодирование преобразование це­лей компании в стратегию рекламы или стимулирование продаж, чтобы донести до покупателей нужное сообщение. Хо­рошей считается такая рекламная кампа­ния, при которой в процессе кодирова­ния использованы информация, симво­лы и образы, эффективно извещающие потребителя о достоинствах товара.

Колесо розничной торговли циклическое появление новых роз­ничных магазинов, поскольку существу­ющие становятся менее конкурентоспо­собными. Новые магазины предлагают более низкие цены благодаря снижению накладных расходов.

Комбинационные таблицы группировка переменных с учетом их вза­имосвязей.

Коммерсанты-оптовики независимые оптовики, которые покупают товары и приобретают право собственности на них.

Компенсации стимулирование про­даж, при котором потребители вправе по­лучить возмещение части продажной цены.

Компенсации за товар возмещение торговцам затрат, свя­занных с поддержкой товаров изготовите­ля, например в виде оформления оконной витрины или внутримагазинного показа.

Компенсация транспортных расходов метод ценообразова­ния, при котором продавец берет на себя транспортные расходы. Его применяют в случаях, когда транспортные расходы не­велики или настолько значительны, что обеспечивают продавцу преимущество над конкурентами.

Комплекс видов деятельности сочетание видов деятельности, которыми занимается компания.

Комплекс маркетинга эле­менты маркетинга, поддающиеся контро­лю маркетингового менеджера и выбира­емые им, чтобы добиться желательной ре­акции целевого рынка.

Комплекс продвижения сочетание стратегий, применяемых компа­нией с целью оповещения о достоинствах товара; включает рекламу, стимулирование продаж, паблисити и личную продажу; яв­ляется частью комплекса маркетинга.

Комплекс торговых служб сочетание различных методов обслужива­ния крупных, средних и мелких покупа­телей компании.

Конвергентное приобретение стратегия приобретения смежных предприятий.

Конечный потребитель лицо, покупающее и потребляющее продукт или услугу.

Конкурентное преимущество преимущество, которое достига­ется, когда компания использует маркетин­говую возможность благодаря выпуску бо­лее совершенной продукции, более низкой цене, более разветвленной сети распреде­ления, лучшему сервису и более широкому ассортименту продукции по сравнению с конкурирующими компаниями.

Конкурентный анализ –— оценка сильных и слабых сторон конку­рентов.

Конкурсное ценообразование це­нообразование, при котором фирмы-по­купатели направляют заявки потенциаль­ным продавцам, чтобы последние назна­чили цену с учетом предложенной поку­пателем спецификации.

Консолидированная розничная торговля стратегия роста путем приобретения других розничных фирм, а не увеличения числа собственных магази­нов. Многие розничные торговцы исполь­зуют такую стратегию, чтобы преодолеть «избыток магазинов».

Контейнеризация форма смешанных перевозок, применяемая пе­ревозчиками в системе товародвижения: загрузка товара в контейнер, который за­тем погружают на транспортное средство.

Контрактные системы заключение договора между независимы­ми производителями и торговыми посред­никами о координации функций распре­деления, которые можно более эффектив­но выполнять совместно, чем в одиночку.

Контракты с нагрузкой тре­бование производителя, чтобы покупатель приобрел ненужные или менее желатель­ные товары в качестве условия для при­обретения нужных ему товаров.Такие контракты противоправны, если ограни­чивают торговлю или касаются значитель­ных количеств товара.

Контрейлерные перевозки сме­шанные перевозки, при которых груже­ный автомобиль перевозят железнодорож­ным транспортом, благодаря чему достав­ку можно осуществить с меньшими затра­тами, чем при перевозке только автомо­бильным транспортом.

Контролируемые системы каналов интеграция операций распределения достигается благодаря мощи лидера канала, а не путем прямого владения каналом или договорных отно­шений.

Контроль регулирование действий компании таким образом, чтобы они со­ответствовали ее целям.

Контроль маркетинга товара действия, направленные на точ­ное осуществление плана маркетинга, т. е. реализацию поставленных целей от­носительно товара.

Контр сегментация объ­единение нескольких сегментов рынка и использование для них единой стратегии маркетинга в целях снижения издержек.

Концентрированная сегментация, или Страте­гия рыночной ниши метод, при котором единственный товар ориентируют на единственный сег­мент рынка. Лучше всего подходит для компании с ограниченными ресурсами, так как позволяет избежать конфликтов с се­рьезными конкурентами на более крупных рынках.

Концепция маркетинга философия, согласно которой все страте­гии маркетинга должны базироваться на выявленных потребностях потребителей. Компании обязаны прежде всего определить достоинства, которые потребители ищут в тех или иных товарах, и разрабо­тать соответствующие стратегии марке­тинга. Основой является ориентация на потребителя.

Концепция товара деталь­ное описание идеи товара с целью довес­ти до потребителей его достоинства.

Кооперативы, организуемые розничными тор­говцами объединения, созданные на договорных началах мелкими торговцами для выпол­нения ряда функций. Пытаясь защитить себя от крупных розничных компаний с боль­шой покупательной способностью, груп­пы небольших торговцев создают совме­стные оптовые предприятия, что позво­ляет им получать скидку, предоставляе­мую при закупке крупных партий товаров.

Корпоративная имиджевая реклама реклама, рассчитанная на создание и поддержание репутации компании. Благодаря ей потребители боль­ше узнают о компании и ее продукции.

Корпоративная патронажная реклама вид рекламы, рассчитанной на продвижение товаров компании. Ее цель внушить потребителям желание купить товары компании.

Корпоративная проблемная реклама реклама, в которой из­лагается позиция компании по конкрет­ному вопросу, важному для потребителей.

Корпоративное марочное наименование использование названия компании как части наименования марки. Преимущество такой стратегии в том, что приверженности покупателей можно до­биться быстрее, если они знают, какие мар­ки принадлежат данной компании.

Корректирующая реклама реклама, с помощью которой ком­пания исправляет ложные заявления, сде­ланные ею в прошлом.

Коэффициент оборачиваемости запасов скорость оборота запаса ма­газина в течение некоторого периода вре­мени; используется для оценки эффектив­ности работы.

Кривая спроса кривая, по­казывающая количество товара, приобре­таемое покупателями при различных уровнях цен.

Кросс культурные влияния различия в культурных цен­ностях, преобладающих в отдельных стра­нах.

Кружки качества группы ра­бочих, отвечающих за качество своей про­дукции и движимых сознанием того, что их ошибки отразятся на деятельности по­следующей автономной рабочей группы в технологической цепочке.

Культура совокупность убеждений, норм, ценностей и обычаев, составляю­щая основу поведения в обществе, нор­мы, убеждения и обычаи, воспринятые от общества. Культура определяет общие нормы поведения.

Культурные ценности особо важная совокупность убеждений, разде­ляемых членами общества, о том, что же­лательно или нежелательно. Убеждения о том, что в личном или общественном пла­не следует стремиться к определенному образу жизни.

Купоны печатный материал, пред­лагающий скидку с обычной цены марки в случае предъявления в момент покупки.

Лидер канала обычно наи­более мощный участник системы канала распределения, координирующий поток информации, отгрузку продукции и рас­четы.

Лицензирование развитие стра­тегии поддержки марки, при которой ком­пания продает другим право использовать наименование марки.

Личная продажа элемент комплекса маркетинга, предусматриваю­щий личное общение торгового предста­вителя компании с покупателем с целью продажи товара или услуги.

Личностные особенности устой­чивые и длительные формы поведения, отражающие особенности потребителей данных целевых сегментов.

Логистические функции накопление ассортимента товаров, их хра­нение и поставки более мелкими партиями покупателям путем сортировки, а так­же их размещение на полках магазинов.

Лотереи мероприятия, позво­ляющие потребителям выиграть призы или суммы денег.

Магазины массовых товаров магазины, которые торгуют по более низким ценам, чем универмаги или специализированные магазины, но не предлагают такой же глубокий ассорти­мент или сервис. Товары этих магазинов также нередко более низкого качества.

Маржинальный доход выручка от товара за минусом из­держек, непосредственно отнесенных на него.Показатель прибыльности товара.

Марка наименование или символ, представляющие товар.

Марка производителя марка товара, которую продает сам изго­товитель; их также именуют общенацио­нальными или региональными марками.

Маркетинг действия, предпри­нимаемые индивидами и организацией для выявления и удовлетворения потреб­ностей и пожеланий покупателей.

Маркетинг для крупных клиентов концепция, при ко­торой команда, включающая менеджера, ответственного за крупных клиентов, и других продавцов, обслуживает крупных клиентов. Такие команды обычно форми­руют в отраслях со сложной продукцией, когда покупатели нуждаются во всесто­ронней информации о товаре.

Маркетинг по заказам стратегия, при которой каждому покупателю предлагают товар, изготов­ленный по заказу.

Маркетинг, увязанный с благотворительностью согласие компании предоставить определенную сумму денег благотворительной организации в обмен на возможность использовать ее на­именование в рекламных мероприятиях.

Маркетинговое планирование функция менеджера по товару или марке, предполагающая разработку това­ра, определение целевого рынка для него и формулирование стратегий маркетинга.

Маркетинговый менеджер компании менеджер на уровне головной компании корпорации.

Марочный товар наличие наиме­нования или символа для идентификации товара. Не марочными считаются сырье­вые товары и изделия, названия которым присваивают торговые фирмы, а не изго­товители.

Массовый маркетинг стра­тегия, при которой предлагают один ба­зовый товар, не проводя различий между потребностями и характеристиками от­дельных покупателей.

Международный маркетинг разработка стратегий марке­тинга с целью продажи товаров за рубе­жом и интеграция этих стратегий, приме­няемых в различных странах.

Менеджер для крупных клиентов руководитель марке­тинговой команды, отвечающий за нала­живание рабочих отношений с покупате­лем и координацию деятельности других членов группы по работе с крупными кли­ентами.

Менеджер марки см. Ме­неджер товара.

Менеджер подразделения менеджер коммерческого подразделения, обычно ответственный за формулирова­ние маркетинговой стратегии соответст­вующего подразделения.

Менеджер по продажам отделения менеджер, ответственный за продажи в отделении компании; часто занимает должность вице-президента по продажам.

Менеджер по товару; менеджер марки работник, от­вечающий за разработку, выполнение и контроль комплекса маркетинга данного товара.

Менеджер товарной категории см. Менеджер товарного ассорти­мента.

Менеджер по услугам ме­неджер, который разрабатывает стратегии маркетинга услуги и отвечает за прибыль­ность ее оказания.

Метод «Дельфи» метод, при котором каждый эксперт делает свой про­гноз независимо от других экспертов и обосновывает его в письменном виде. Прогнозы обобщают, а затем направляют участникам для повторного прогноза. Со­гласие обычно достигается после трех-че­тырех раундов.

Метод ожидаемого значения инструмент для определения наилучшей стратегии при наличии не­которых ожидаемых тенденций. Мене­джерам предлагают оценить вероятность осуществления различных сценариев и предсказать их влияние на результаты продаж.

Метод оценки рынка оценка числа покупателей на рын­ке и купленного количества товара на ос­нове данных прошлых продаж или иссле­дований.

Метод прямого подсчета получение оценки первичного спроса на основе рыночных факторов, не­посредственно связанных с покупками потребителей.

Микро маркетинг ориента­ция стратегий маркетинга на отдельных потребителей.

Миссия компании заяв­ление о том, каким видом (видами) де­ятельности компания должна заниматься.

Мнимый фрахт расходы, взимаемые при ценообразовании по ме­тоду базисного пункта. Речь идет о взи­маемых расходах по доставке из базисно­го пункта к месту назначения, даже если товары фактически не перемещаются.

Многозональное ценообразование метод ценообразования, при котором цена, включающая стоимость до­ставки, одинакова для всех покупателей в пределах географического района, но различается по зонам.

Многомерные статистические методы методы стати­стического одновременного анализа бо­лее чем двух переменных.

Множественность клиентуры различные группы, на которые рас­считаны некоммерческие услуги, включая их спонсоров и получателей.

Множественность обменов разновидности обмена ресурсами, характерными для сферы некоммерческих услуг.

Множественность поставщиков закупка у нескольких поставщи­ков с целью распределить между ними возможный риск.

Модификация товара –— то­вары, которые не являются новыми для компании, но обладают некоторыми но­выми свойствами для потребителей. Име­ется три варианта: усовершенствование, расширение ассортимента и перепозици­онирование.

Модифицированная закупка повторная закупка товара производствен­ного назначения на менее рутинной ос­нове, чем при неизменной повторной за­купке, и, следовательно, требующая не­которого поиска информации, а возмож­но, и переоценки повторной закупки в связи с появлением нового товара или из­менением технологии.

Мотивы глубинные побуждения, которые обусловливают стремление к удовлетворению потребностей.

Надежность данных показатель маркетинговой информации, характери­зующий достоверность данных и точность выводов на их основе.

Неизменная повторная закупка повторяющиеся закупки товаров производственного назначения, кото­рые можно делать на рутинной основе; обычно их используют применительно к стандартизованной продукции; они тре­буют минимального поиска информа­ции.

Неокругленные цены дру­гое название «психологическое ценооб­разование»; используются промышленни­ками и розничными торговцами, полага­ющими, что потребители скорее купят товар по цене чуть ниже округленной (например, по цене 2,99 руб. вместо 3,00 руб.).

Непрерывная реклама метод рек­ламы, при котором обращение постоян­но периодически повторяют.

Не распределяемые постоянные издержки постоянные из­держки, которые невозможно непосред­ственно отнести на производство или маркетинг конкретного товара, вследствие чего их относят на всю продукцию.

Неслучайный отбор выборка, получаемая преимущественно на основе суждения исследователя, а не научных правил вероятностного отбора; применяют в случаях, когда представи­тельность не столь важна.

Нечестное ценообразование методы ценообразования, рассчитанные на вытеснение конкурентов из отрасли. См. Хищническое ценообразование, Ценовая дискриминация, Финансирование цен.

Новая закупка приобретение то­вара (услуги), который ранее не произво­дился; обычно предполагает обширный поиск информации.

Нововведения товары, новые как для потребителей, так и для компании. Они часто являются причиной изменения структуры потребления.

Новый товар-дубликат выпуск продукции, уже известной рынку, но новой для компании.

Номенклатура товаров все то­вары, маркетингом которых занимается коммерческое подразделение или компа­ния.

Номенклатура товаров по странам решение международной компании о том, какие товары она будет продавать в каждой стране. Окончатель­ное решение зависит от общей междуна­родной стратегии, которой придержива­ется компания.

Норма прибыли чистая при­быль в виде процентов от продаж.

Нормативная рентабельность затрат термин, означающий ус­тановление цели, основанной на прибы­ли на совокупные издержки при опреде­ленном объеме производства и требуемой цены.

Нормативная рентабельность инвестиций установление цели по рентабельности инвестиций и требуемой цены.

Нормативное воздействие влияние, оказываемое референтной группой с целью побудить потребителей придерживаться ее норм.

Обеспечивающие системы маркетинга системы, обес­печивающие условия для процесса обме­на, при котором товары переходят от про­изводителей к потребителям, а платежи — в обратном направлении.

Обработка грузов эле­мент системы товародвижения, включа­ющий обработку заказов и отгрузку това­ров. Сюда входят выявление местополо­жения товара на складе, перемещение внутри склада и подача к месту отгрузки.

Обработка заказов канце­лярская работа: регистрация и обработка заказов покупателей, передача их насклад, контроль за выполнением, выпис­ка накладных и указания по отгрузке.

Обработка информации восприятие и истолкование мар­кетингового стимула, а затем его запоми­нание.

Образ жизни образ жизни инди­вида, т. е. его действия, интересы и взгляды,

Образно-ориентированная стратегия изменений стратегия, направленная на оживление продаж мар­ки путем рекламы, ориентированной на имидж.

Образно-ориентированная стратегия сохране­ния позиций марки стратегия, в рамках ко­торой для поддержки рекламной кампа­нии используют элементы имиджа.

Обратная связь информация, по­лученная компанией о влиянии ее комму­никации на продажи; заключительная ста­дия процесса коммуникации.

Обусловливание связь между маркой и стимулом в сознании потреби­теля: увидев стимул, потребитель вспоми­нает о марке,

Обучение применительно к мар­кетингу означает поведение при покупке, основанное на прошлом опыте потреби­теля. Покупки, основанные на привычке, обычно являются результатом обучения,

Общенациональные/региональные марки марки, кото­рые продают изготовители товара в обще­национальном масштабе. Региональные и местные марки иногда объединяют с обще национальными, чтобы отличить их от частных марок и без марочных товаров. См.также Марки производителя.

Общественный класс часть об­щества, включающая лиц со схожими со­циальными и экономическими характери­стиками, которые обусловливают равный статус таких лиц и ограниченное взаимо­действие с представителями других обще­ственных классов.

Ограниченный процесс принятия решений принятие решений, которое не носит автоматического харак­тера, но требует незначительного поиска информации.

Однозональное ценообразование метод установления цен, при ко­тором все покупатели платят одну цену не­зависимо от их местоположения и сто­имости доставки.

Окно конкурентных возможностей сочетание слабос­ти конкурентов, привлекательности рынка и потенциала компании, позволяющее ей добиться конкурентного преимущества.

Олигополия отрасль, в которой доминируют две-три фирмы, и действия одной компании непосредственно влияют на действия других компаний.

Отсроченное назначение цены метод установления цен то­варов производственного назначения, при котором риск перерасхода затрат и нару­шения графика производства переклады­вается на покупателя, так как цену уста­навливают после изготовления заказа.

Отчет о прибылях и убытках метод, применяемый для прогнозирования результатов деятель­ности хозяйственной единицы или эф­фективности товара, обычно на ближай­ший год или пять лет. В отчете обычно фи­гурируют выручка и расходы, необходи­мые для расчета чистой прибыли.

Операционные функции функции, выполняемые посред­никами в системе распределения и связан­ные с покупкой товаров и последующей перепродажей покупателям. Участники канала распределения, осуществляющие эти функции, принимают также на себя риск, связанный с хранением запаса.

Описательные цели исследования исследование с це­лью описать и объяснить события на рынке.

Оптовики с оплатой и самовывозом оптовая торговля со складов, при которой покупатели платят наличными и сами вывозят товар.

Оптовые торговцы организа­ции, которые покупают и перепродают товары другим компаниям оптовым, роз­ничным, промышленным, но не конечно­му покупателю.

Ориентация на потребителя разработка компанией товаров и стратегий, направленных на удовлетворе­ние потребностей потребителей.

Ориентация на производство ориентация компаний преимущест­венно на эффективность производства и наличие товара, а не на потребности по­требителей.

Ориентация на сбыт ори­ентация компаний преимущественно на сбыт продукции, которую они производят, а не на потребности потребителей.

Основное и вспомогательное оборудование продукция производственного назначения, исполь­зуемая в организации производственно­го процесса.

Основной товар свойства то­вара, которые, как считается, удовлетво­ряют потребности покупателя.

Осязаемый товар свойст­ва товара, обеспечивающие получение от него желательных выгод.

Отделение маркетинга товара отделение, ответственное за маркетинг набора товаров, рассчитанных на определенный рынок.

Отдельные вкладыши купоны, рассылаемые в виде вкладышей в газеты.

Отклонение прогноза разница между первоначальной и новой целью, поставленной в связи с изменени­ями во внешних условиях.

Отклонение результата расхождение между целями и достиг­нутыми результатами.

Отношение склонность потреби­теля негативно или позитивно оценивать предмет. Отношение зависит от потребно­стей и восприятия потребителя.

Охват рекламой число лиц или се­мей, охваченных средствами рекламы в те­чение определенного периода.

Оценка определение соответ­ствия результатов поставленным целям.

Оценка марки положи­тельная или отрицательная оценка марки потребителем.

Оценка потенциальных покупателей оценка торговыми представи­телями потенциальных покупателей.

Паблисити сообщение маркетин­гового характера в средствах массовой информации о компании или ее продук­ции; в отличие от рекламы не оплачива­ется.

Пакетное ценообразование предложение двух или более товаров и ус­луг в комплексе по особой цене.

Перевозка «поезд-судно» соче­тание железнодорожных и водных пере­возок.

Передача сообщения процесс доведения сообщения до аудитории.

Первичные данные данные, впервые собранные компанией с учетом своих четко определенных целей. Первич­ные данные получают путем исследований и интервью.

Первичный спрос спрос на всю товарную категорию, а не на отдель­ную марку.

Переменные издержки из­держки, которые изменяются непосредст­венно в зависимости от произведенного количества товара.

Пере позиционирование товара доведение до сведения потреби­телей новых свойств марки товара без обя­зательного изменения его физических ха­рактеристик.

Период окупаемости число лет, в течение которых окупаются инвес­тиции.

План маркетинга основа для разработки стратегий маркетинга.

План маркетинга товара план, определяющий стратегию маркетинга данного товара, обычно на один год.

Плановый каннибализм см. Каннибализм.

Плата за место требование роз­ничного торговца об уплате производите­лем суммы за наличие его товара в мага­зине.

Плата за место в магазине прямые выплаты розничным компаниям, обычно продовольственным, за на­личие товара в ассортименте магазинов.

Плата за неудачу товара сум­мы, взимаемые, если продажи ниже про­гнозной величины.

Поведенческая сегментация определение групп потребителей на основе различий в их поведении (на­пример, пользователи товара не пользо­ватели товара, регулярные потребители случайные потребители). Сегменты рын­ка определяют исходя из поступков потре­бителей.

Поддержка марки попытка воспользоваться популярностью марки путем выпуска смежных товаров под тем же названием.

Подкрепление постоянное удовлетворение маркой в результате неод­нократного ее использования, увеличива­ющее вероятность ее повторного приоб­ретения.

Подсознательная реклама реклама, которую показывают настолько быстро, что потребители вос­принимают ее лишь на подсознательном уровне.

Подход на основе решения проблемы глубокое изучение тор­говым представителем потребностей по­купателя и выработка на этой основе со­ответствующего торгового метода.

Позиционирование товара использование рекламы и других элементов комплекса маркетинга с целью сообщить о достоинствах товара.

Поиск новых покупателей важ­ная функция торгового представителя; ис­пользуются рекомендации имеющихся покупателей, теле маркетинг и почтовая информация.

Поиск разнообразия ( ситуа­ция, при которой потребитель приобретает разные марки товара, чтобы пробу­дить у себя определенный интерес к по­купкам и избежать скуки при однообраз­ных покупках.

Покупки с высокой вовлеченностью покупки, важные для потребителя, отражающие его пред­ставление о собственном статусе и сопря­женные с некоторым риском, оправдыва­ющим, по его мнению, затраты времени и энергии для более тщательного анализа вариантов товаров. Следовательно, при таких покупках процесс принятия реше­ний, как правило, принимает сложный характер.

Покупки со слабой вовлеченностью покупки, не столь важные для покупателя, не заслуживаю­щие времени и усилий на поиск инфор­мации о марках и рассмотрение широко­го круга альтернатив.

Полезность владения вы­года, обеспечиваемая потребителям сис­темой распределения, при которой ассор­тимент товаров доступен для приобрете­ния.

Получатели заказов продав­цы, которые ищут покупателей и убежда­ют их приобрести продукцию компании. Их задача завершение сделки, а не про­сто получение заказа.

Посредники оптовые и рознич­ные торговцы, покупающие товары для перепродажи. Они не производят товары, а являются посредниками для компаний и конечных потребителей.

Поставщик заводов дис­трибьютор, предоставляющий полный на­бор услуг и широкий ассортимент товаров производственного назначения.

Постоянные издержки издерж­ки, которые не меняются в зависимости от произведенного количества товара.

Посылочные дистрибьюторы оптовые посылочные компании, занимающиеся продукцией производст­венного назначения, торгующие по ката­логам предметами, которые можно легко отправить почтой или грузовым автомо­билем.

Посылочные оптовые компании оптовики, оказывающие огра­ниченный круг услуг и продающие товары по каталогу; их покупателями обычно бывают небольшие магазины в отдаленных районах, обслуживать которые, по мнению других оптовиков, неэкономично.

Потенциал рынка совокуп­ный спрос на определенную категорию то­варов на рынке.

Потери от отсутствия запаса потери, связанные с недополуче­нием выручки из-за отсутствия товара в наличии у розничного или оптового тор­говца.

Потребитель конечный пользо­ватель товара или услуги.

Потребительская социализация процесс, с помощью кото­рого люди учатся быть потребителями на основе знаний, усвоенных с детства.

Потребительские базы данных демографическая и финансовая информация об отдельных потребителях, почерпнутая из кредитных заявок, документов, удостоверяющих личность, или телефонной службы.

Потребности побуждения, направ­ленные на достижение определенной цели; мотив, лежащий в основе решения о покупке.

Пошлина практика в международ­ной торговле взимания налога на импорт­ные товары для защиты отечественных от­раслей.

Правительственные учреждения с позиций маркетинга покупа­тели товаров и услуг, необходимых для вы­полнения государством его функций.

Предельная выручка из­менение совокупной выручки при прода­же дополнительного количества продукции.

Предельная прибыль вклад в прибыль последней про­изведенной единицы продукции.

Предельное ценообразование метод ценообразования с учетом спроса, при котором цена соответствует точке, где предельная выручка равна пре­дельным издержкам.

Предельные издержки изме­нение совокупных издержек в связи с про­изводством и маркетингом дополнитель­ного количества продукции.

Предельный анализ прин­цип, согласно которому компании следу­ет увеличивать производство товара до тех пор, пока дополнительная прибыль от по­следней произведенной единицы (пре­дельная выручка) превышает издержки' производства этой единицы (предельные издержки).

Предметы производства продукция, используемая в производстве конечного продукта.

Представительность сте­пень, с которой выборка потребителей от­ражает характеристики их совокупности.

Преимущество в издержках разновидность конкурентного преимуще­ства, которым компания располагает бла­годаря снижению издержек производст­ва или маркетинга по сравнению с из­держками конкурентов, что позволяет ей снизить цены или направить экономию на другие цели.

Преимущество в маркетинге форма конкурентного преимуще­ства, при которой разработанная компа­нией стратегия маркетинга превосходит стратегии конкурентов в области удовле­творения потребностей потребителей.

Прейскурантная цена цена, ко­торая может фигурировать в каталоге или называться торговым представителем в качестве официальной цены до предостав­ления скидок. Ее также называют окон­чательной продажной ценой.

Премии товары, предлагаемые бесплатно или по сниженной цене в ка­честве стимула к покупке рекламируемой марки.

Препятствия на пути доступа факторы, ограничивающие выход компании на рынок.

Приверженность марке при­верженность марке благодаря удовлетво­рению от ее продолжительного использо­вания.

Приверженность поставщику постоянные закупки у одного поставщи­ка в результате полученного в прошлом удовлетворения от его работы.

Привычка связь между стимулом и реакцией, которая приобрела практичес­ки автоматический характер благодаря приобретенному опыту; обычно приводит к покупке одной и той же марки.

Приемлемый диапазон цен диапазон цен, который покупатель считает реалистичным. Если цена ниже диапазона, качество товара ставит­ся под сомнение; если она выше, потре­битель отказывается покупать товар.

Приемщики заказов продав­цы, которые выясняют уровень запаса и потребность магазина в товаре, а затем получают заказ. Они ориентированы на товар, и их контакты с покупателем све­дены к минимуму.

Причинно-следственные цели исследований попытка оп­ределить причинно-следственные связи.

Пробный маркетинг предло­жение товара на отобранные компанией рынки в течение некоторого периода для получения необходимой торговой инфор­мации; проводится в рамках всесторонне­го плана маркетинга в целях обеспечения выхода на общенациональный рынок.

Прогноз продаж оценка спро­са на отдельную марку товара (избира­тельный спрос).

Продавцы-консультанты торговые представители, кото­рые берут на себя инициативу определе­ния потребностей покупателя и рекомен­дуют варианты их удовлетворения.

Продвижение тактика, приме­няемая компанией с целью довести до по­купателей позиционирование товара.

Продвижение на месте покупки показ товаров в мага­зине с использованием рекламных щитов, оконных витрин или указателей между ря­дами полок.

Проективные методы методы, используемые для выявления и измерения потребностей и установок, ко­торые трудно выявить с помощью более прямых методов. Они заключаются в предъявлении зрителю неоднозначных материалов (например, чернильных пя­тен, рисунков без названия и т.п.). Истол­ковывая материал, зритель «проектирует» склонности, о которых он, возможно, не подозревает или которые пытается скрыть. Речь идет о диагностических при­емах. Характер истолкования неопреде­ленных стимулов зрителем, как считает­ся, позволяет кое-что выяснить о нем, ибо свидетельствует о его мотивах, потребно­стях и интересах в данный момент.

Производительность отноше­ние результата (выпуска продукции, объ­ема продаж) к затратам (издержкам про­изводства и маркетинга).

Производный спрос опре­деление спроса на один товар спросом на другой товар, для производства которого он предназначен, например спрос на про­дукцию производственного назначения произведен от спроса на потребительские товары.

Производственный маркетинг продажа товаров компании для использования при изготовлении или переработке другой продукции или обеспечения такой деятельности.

Промышленные агенты агенты, которые продают товары компании в определенном районе, часто на эксклюзивной основе. Они представляют нескольких не конкурирующих между со­бой производителей и ограничивают свои контакты оптовыми и розничными торгов­цами, а также другими компаниями-покупате­лями. Промышленные агенты не становятся собственниками продаваемых товаров и по­лучают комиссионные за свои услуги.

Промышленные покупатели покупатели товаров и услуг для по­следующего использования в производст­ве другой продукции в обрабатывающей, добывающей промышленности и строи­тельстве.

Пространственная полезность выгода, получаемая потребителями бла­годаря наличию системы распределения, обеспечивающей доставку товаров в удоб­ное для них место.

Прототипы товара опыт­ное производство нового товара.

Процесс обмена динами­ческий процесс, в ходе которого продавец требует оплаты в обмен на удовлетворе­ние потребности покупателя в предмете или услуге.

Процесс управления маркетингом механизм, с помо­щью которого маркетинговая организация взаимодействует со своими покупателями.

Психологический настрой предрасположенность потребителя поло­жительно или отрицательно реагировать на марку, продукт или компанию.

Пульсирующая реклама метод рек­ламирования, при котором объявления выдаются большими порциями, в отличие от непрерывного потока объявлений. Обычно применяется для рекламы новых товаров с целью ознакомить с ними по­купателей.

Районный менеджер по продажам менеджер, ответственный за сбыт в определенном географическом районе; подотчетен менеджеру по прода­жам.

Распределительные центры централизованные распределитель­ные предприятия, которые в отличие от складов обслуживают более широкие рын­ки. Они хранят весь ассортимент товар­ных групп, получают крупные отгрузки из различных мест производства и обычно располагают компьютеризованной систе­мой обработки заказов.

Распределяемые постоянные издержки постоянные издержки, которые можно связать с производством или распределением конкретного товара и, следовательно, отнести на него.

Расширение ас


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow