Адаптация на основных рынках – стратегия роста, при которой компания направляет ресурсы в отобранную группу стран.
Адаптивные стратегии – стратегии, ориентированные на различные потребности потребителей, культурные нормы, торговые правила, экономические и политические условия и формы конкуренции с учетом особенностей каждой страны.
Активная стратегия – стратегия маркетинга, при которой пытаются предвидеть будущие действия конкурентов и изменения внешней среды, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями; скорее наступательная, чем оборонительная стратегия.
Анализ безубыточности – выявление точки, в которой совокупная выручка равна совокупным издержкам, а прибыль равна нулю.
Анализ бизнес-портфеля – систематизированная оценка компании как совокупности (или портфеля) видов деятельности, каждому из которых присущи различные миссия, рынок и ресурсы.
Анализ динамических рядов – исчисление темпов роста продаж статистическими методами с прогнозом на будущие годы.
|
|
Ассортиментная сегментация – стратегия, в рамках которой для одного сегмента рынка позиционируют несколько товаров.
Аудиометр – прибор, подсоединенный к телевизионному приемнику для регистрации станции, на которую он настроен; используется для оценки телепрограмм.
Аудит магазинов – источник информации о розничных продажах для производителей; розничные продажи определяют, вычитая запас товара на конец периода из суммы запаса на начало периода и прибавляя поступления.
Аудит маркетинга – периодический и всесторонний анализ маркетинговых операций. Аудит предназначен для:
1) выявления изменений в обстановке, требующих переосмысления возможностей маркетинга,
2) оценки процедур планирования и контроля маркетинга,
3) оценки стратегии маркетинга с целью выяснения, обеспечат ли какие-либо изменения увеличение прибыли
Без марочные товары – не марочные товары, которые продаются без обеспечения продвижения товаров.
Безответственная реклама – реклама, которая поощряет безответственное поведение или изображает группы граждан безответственным образом.
Бесплатные образцы – предлагаемые бесплатно новые товары в качестве стимула испробовать их.
Битва марок – борьба между контролируемыми и общенациональными марками за место на полках магазинов и деньги потребителей. Контролируемые марки имеют преимущества в ценах, а общенациональные марки – преимущество в рекламе.
Бойцовские марки – см. Дешевые марки.
Брокеры – люди, которые являются посредниками между покупателями и продавцами, не имеющие формальных отношений ни с одной из сторон. К услугам брокеров прибегают преимущественно компании, которым не нужен постоянный торговый персонал.
|
|
Вводящая в заблуждение реклама – реклама, содержащая ложные утверждения или способная ввести потребителей в заблуждение.
Вводящие в заблуждение цены – любая форма установления цен, используемая для введения покупателей в заблуждение и извлечения выгод на этой основе: использование «приманок» с последующим переключением спроса, нечестное ценообразование, «хищнические» цены, дискриминация в ценах и фиксирование цен в ущерб конкуренции и др.
Вероятностные модели – модели прогнозирования продаж, в которых реакция потребителей на рынке рассматривается как результат вероятностного процесса во времени. В этих моделях приверженность марке и переключение на другую марку трактуют как поведение, основанное на прошлых покупках.
Вероятностный отбор – метод формирования выборки, при котором каждая единица данной совокупности имеет известный шанс быть отобранной. В результате можно оценить надежность выборочных данных (т. е. ошибку выборки).
Вертикальная интеграция – стратегия роста, при которой к существующим операциям производства и маркетинга добавляют новые виды деятельности.
Вертикально интегрированная система распределения – система, в которой объединены организации различных уровней (например, производитель, оптовый торговец и розничный торговец). Интеграция предполагает такое управление системой, при котором достигаются общие цели (например, достаточный запас, быстрая поставка) и разрешаются конфликтные ситуации (например, связанные с уровнем скидок или распределением рекламных расходов).
Вертикальное фиксирование цен – соглашение между производителем и розничным торговцем о том, чтобы рекомендованная первым розничная цена действительно соблюдалась в магазине.
Взаимность – договор между двумя коммерческими организациями о закупках товаров друг у друга.
Внемагазинная торговля – любой метод продажи конечному потребителю, не связанный с продажей в магазине, например продажа по каталогам, развозная торговля и заказ товаров через телевизионные сети.
Внеплановый каннибализм – см. Каннибализм.
Вовлеченность – важность решения о покупке товара для потребителя.
Воздействие рекламы на потребителей – степень известности определенной рекламы целевой группе.
Восприятие – систематизация и истолкование потребителями информации о марках и компаниях.
Временная полезность – полезность, обеспечиваемая торговыми посредниками и заключающаяся в том, что товарыпоступают к потребителям в то время, когда они имнеобходимы.
Всемирная адаптация – глобальная стратегия маркетинга, при которой в каждой стране продают различные варианты товара. Элементы комплекса маркетинга – реклама и распределение – адаптированы к условиям данной страны. Это наиболее дорогостоящая стратегия международного маркетинга, но она обеспечивает компании наибольшую гибкость.
Всемирная стандартизация – глобальная стратегия маркетинга,применяемая компаниями стандартным образом в разных странах. Известна также как стратегия всемирных марок, основанная на допущении, что марка представляет всеобщий интерес, а не является специфичной для какой-то отдельной страны.
Вспомогательные предметы – вспомогательные материалы, необходимые в производственном процессе, но не являющиеся его частью.
Вспомогательные функции – действия посредников в канале распределения, которые помогают производителям получать информацию о состоянии рынка и эффективности элементов комплекса маркетинга.
|
|
Встречная торговля – ситуация, при которой в уплату за товары вместо валюты принимают местные изделия, которые можно продать на Западе.
Вторичные данные – данные, полученные до проведения данного исследования и не предназначенные для удовлетворения непосредственных информационных нужд компании. Источниками вторичных данныхявляются специальные исследовательские фирмы и правительственные органы.
Входящий теле маркетинг – службы теле маркетинга, позволяющие компании получать запросы от покупателей. Обычно для получения таких запросов о дополнительной информации используются бесплатные телефонные линии.
Выбор сегментов – выбор одного или большего числа сегментов в качестве объектов маркетинговой деятельности.
Выразители мнения – лица, которые, по мнению референтной группы, обладают опытом и знаниями в определенном вопросе.
Гарантия – письменное обязательство производителя заменить или отремонтировать изделие при обнаружении дефекта или неудовлетворительной работе.
Географическая корректировка цен – корректировка цен компаниями с учетом различий в транспортных расходах в зависимости от расположения покупателя и продавца.
Гео демографический анализ – выявление отдельных семей в качестве целевых групп на основе анализа почтовых индексов и увязки места жительства с демографическими характеристиками.
Гибкое безубыточное ценообразование – развитие анализа безубыточности; установление цены на основе максимизации разности между совокупной выручкой и совокупными издержками при различных уровнях спроса.
Гибкое ценообразование – выпуск менее дорогих разновидностей марок товаров, имеющих устойчивую репутацию.
Гипермаркеты – магазины, сочетающие характеристики продовольственных магазинов и магазинов массовых товаров. Они предлагают все товары, имеющиеся в супермаркетах, а также более широкий выбор непродовольственных товаров, чем супермаркеты и складские магазины.
Глубина товарного ассортимента – число различных видов марок, размеров и моделей в пределах ассортимента. Более глубокие группы представляют потребителю больший выбор, но чрезмерная глубина может привести к каннибализму.
|
|
Горизонтальная интеграция – стратегия роста, в рамках которой компания приобретает предприятия отрасли, в которой она функционирует в данный момент.
Горизонтальное фиксирование цен – договор между конкурентами одной отрасли о поддержании определенной цены, тем самым исключающий ценовую конкуренцию и ограничивающий выбор для потребителей.
Данные из одного источника – данные об отдельных покупках потребителей и их охвате рекламой, полученные из одного источника.
Декодирование – процесс, в ходе которого целевая аудитория:
1. знакомится с маркетинговым сообщением (осведомленность),
2. истолковывает и оценивает его (понимание),
3. сохраняет его в памяти (запоминание).
Демография – объективные характеристики потребителей, например возраст, доход, занятие, семейное положение, местоположение и образование. Эту информацию используют в планировании средств рекламы.
Детерминированные модели – модели,предсказывающие определенный образ действий с учетом таких факторов, как характеристики потребителей, отношение к марке, потребности потребителей и т. д. Детерминированные модели пытаются предсказать поведение точным, а не вероятностным образом.
Дешевые марки – дешевые марки, контролируемые производителем и продаваемые при минимальных расходах на рекламу и торговые мероприятия; именуются также «бойцовскими» марками.
Дивергентные приобретения – стратегия розничной компании, при которой она стремится обеспечить рост путем проникновения в другие сферы деятельности вне розничной торговли. Таким путем компания может добиться роста даже при наличии застоя в розничной торговле.
Дилеры – участники канала распределения, которым предоставлено исключительное право продавать продукцию компании в рамках договора франчайзинга.
Дисконтные магазины – магазины, предлагающие товары по низким ценам и торгующие по методу самообслуживания. Они предлагают широкий перечень товарных групп, но весьма ограниченный выбор в пределах каждой группы.
Дискреционный доход – доход, остающийся после приобретения предметов первой необходимости и уплаты налогов.
Диссонанс после покупки – сомнения относительно правильности сделанного при покупке выбора.
Дистрибьюторы – как правило, оптовые торговцы продукцией производственного назначения. См. также Оптовые торговцы.
Дистрибьюторы-грузоотправители, или Конторские дистрибьюторы – оптовые торговцы, предоставляющие ограниченный набор услуг; они становятся собственниками товара, но склады у них отсутствуют. Получив заказы от оптовых и розничных торговцев, они направляют их промышленным компаниям которые отгружают товары непосредственно оптовикам или магазинам. Это форма торговли главным образом громоздкими товарами, требующими высоких транспортных расходов (например, лесными товарами).
Дифференцированная сегментация – стратегия,при которой предложения товаров дифференцировано с учетом удовлетворения потребностей определенных сегментов рынка. Компания, прибегающая к такой стратегии, предлагает много товаров в пределах товарной категории, чтобы они могли заинтересовать различные сегменты рынка. Для каждого сегмента требуется определенная стратегия маркетинга. Предлагая полный ассортимент товаров, компания прочно идентифицирует себя с этой категорией товаров.
Дифференцированная стандартизация – компромисс между стандартизованными и локальными стратегиями международного маркетинга. Компания определяет глобальные стратегии маркетинга, но их проведение в жизнь делегируется менеджерам локальных рынков, которым известны особенности и обычаи данной страны.
Длина канала распределения – число различных торговых посредников, используемых в системе распределения.
Добровольные сети, организуемые оптовиками – группы розничных торговцев, организованные оптовиком для интеграции некоторых операций. При этом выигрывают и оптовый, и розничный торговцы; обеспечивается снижение издержек благодаря более крупным совместным закупкам и повышается эффективность оптовых операций.
Доля рынка – объем продаж марки в виде процента от совокупных продаж данной категории товаров.
Дополненный товар – товар, включающий в себя поставку, монтаж, гарантии и обслуживание.
Евро маркировка – указание наименования на одной упаковке на нескольких языках для того, чтобы товар можно продавать во всех странах ЕС.
Жизненный цикл семьи – динамика отдельной семьи: создание, воспитание детей, достижение среднего возраста и, наконец, выход на пенсию.
Жизненный цикл товара – стадии, которые проходит товар: появление на рынке, рост, зрелость и упадок. Стратегии маркетинга нуждаются в корректировке, поскольку необходимо учитывать особенности потребительского спроса и условия конкуренции на каждой стадии. Стадия жизненного цикла марки непосредственно влияет на стратегии позиционирования, рекламы, ценообразования и распределения.
Заводские отгрузки – товары, которые компания продает розничным и оптовым торговцам.
Закупочный центр – группа должностных лиц различных специальностей, принимающая важные решения по закупкам относительно выбора продукции и поставщиков.
Закупщики организаций (Организации-покупатели) – работники, ответственные за закупки товаров для компаний, использующих эти товары либо для производства, либо для перепродажи.
Избирательное восприятие – различное восприятие потребителями одной и той же информации из-за различий в их потребностях, мотивах и опыте.
Избирательное распределение – чаще всего используется применительно к товарам длительного пользования, например небольшим бытовым приборам, стереооборудованию и мебели; представляет собой компромисс между интенсивным и эксклюзивным распределением. Компания отбирает ограниченное число посредников, способных обеспечить необходимую торговую поддержку и сервис. Поскольку цены на предметы длительного пользования выше, потребители склонны посетить несколько магазинов, что позволяет производителям ограничить число пунктов продажи. Избирательное распределение обеспечивает производителям больше контроля за продажей их товаров и уменьшает вероятность ценовой конкуренции между торговыми посредниками.
Избирательный спрос – спрос, предъявляемый потребителями на конкретную марку в пределах товарной категории. Компании стимулируют избирательный спрос, стремясь сохранить имеющихся покупателей и убедить других покупателей переключиться на их марку.
Издержки пополнения запаса – издержки, связанные с поддержанием запаса. Речь идет о расходах по подаче повторных заказов, их обработке, передаче и стоимости самой приобретаемой продукции.
Изыскательские цели исследования – исследование, цель которого — выявить проблему для последующего изучения.
Имидж – общее восприятие объекта, сложившееся на основе информации и прошлого опыта потребителя.
Имидж марки – общее восприятие марки, сложившееся на основе информации о ней и прошлого опыта. Совокупность представлений, из которых складывается общий образ марки.
Имитация магазинного испытания – организация продажи новых товаров в экспериментальном супермаркете с регистрацией динамики торговли.
Инерция – пассивный процесс обработки информации, оценки и выбора марок. Одну и ту же марку часто покупают в силу инерции – для экономии времени и сил.
Институциональные покупатели – покупатели продукции, используемой при оказании услуг (а не при производстве товаров).
Интеграция вперед – разновидность вертикальной интеграции, при которой компания приобретает фирмы, находящиеся ближе к потребителю в производственной и торговой цепочке.
Интеграция назад – тип вертикальной интеграции, при которой компания приобретает мощности на более ранней стадии процесса распределения производства.
Интенсивное распределение – распределение товара с помощью розничных предприятий в районе. Чаше используется для распределения недорогих, регулярно покупаемых товаров. Вовлеченность в покупку при этом незначительна. При отсутствии определенной марки в магазине потребитель купит альтернативный товар.
Интенсивность распределения – степень охвата, обеспечиваемая системой сбыта.
Интервью целевых групп – неформальные интервью в рамках маркетинговых исследований, при которых 8 - 12 респондентам предлагают определенную тему для открытой дискуссии под руководством опытного ведущего.
Интерьер магазина – внутреннее оформление магазина.
Информационная система маркетинга – технологии и процедуры, получающие информацию о внешней среде и самой компании. Эту информацию накапливают, анализируют и передают с целью улучшить планирование, осуществление и контроль маркетинга.
Информационно-ориентированная стратегия изменений – стратегия, направленная на изменение восприятия потребителями товара или услуги с помощью рекламы, которая содержит преимущественно информацию о товаре.
Информационно-ориентированная стратегия сохранения позиций марки – стратегия, направленная на поддержку и подкрепление сложившегося восприятия товара и услуги путем рекламы, которая содержит преимущественно информацию о товаре.
Информационное воздействие – влияние экспертов или друзей и родственников на оценки марок потребителями.
Информационные исследования – данные, периодически получаемые компаниями, которые продают результаты исследований компаниям-подписчикам.
Исследование мотивации – приложение теории психоанализа к маркетингу.
Историческая аналогия – метод, применяемый при прогнозировании продаж и основанный на прошлой динамике продаж схожего товара.
Исходящий маркетинг – система, при которой торговые работники предлагают по телефону покупателям, включая потенциальных, товары или информацию о них.
Каналы распределения – торгово-распределительные сети, по которым компании перемещают свою продукцию покупателям.
Канбан (Kanban), или «точно вовремя» («just in time») – японский принцип, в соответствии с которым компания должна поставлять только то, что требуется покупателям, и тогда, когда это им необходимо.
Каннибализм – переключение потребителя с одного товара компании на другой без чистого прироста продаж. Внеплановый каннибализм является неожиданным для компании и влечет за собой уменьшение прибыли. Это случается в основном в тех случаях, когда товары в представлении потребителей не имеют больших различий. Плановый каннибализм имеет место, когда благодаря новым технологиям появляются новые товары, которые могут конкурировать с другими товарами этого ассортимента, и компания предпочитает, чтобы покупатели переключались на ее новые марки, а не на товары конкурентов.
Карта восприятия – метод, с помощью которого пытаются определить место различных марок на «карте», отображающей их восприятие потребителем. Чем ближе марки на карте, тем больше они схожи. Анализ основывается на допущении того, что чем больше две марки схожи в представлении потребителей, тем более схожим будет и отношение к ним.
Капитал марки – ценность марки.
Качественное исследование – исследование, в ходе которого потребителям предлагают ответить на неструктурированные вопросы, поэтому результаты, как правило, не поддаются количественному выражению.
Квота – регулирование международной торговли отдельными странами, т.е. установление максимальных количеств импорта отдельных товаров в страну.
Квота продаж – ожидаемый уровень продаж в данном районе за определенный период. Отражает цели относительно объема продаж и прибыльности в данном районе.
«Кейрецу» – группа японских компаний, владеющих долями собственности друг друга, покупающих друг у друга, обменивающихся технологией и сотрудничающих в области недопущения на рынок иностранных конкурентов.
Кодирование – преобразование целей компании в стратегию рекламы или стимулирование продаж, чтобы донести до покупателей нужное сообщение. Хорошей считается такая рекламная кампания, при которой в процессе кодирования использованы информация, символы и образы, эффективно извещающие потребителя о достоинствах товара.
Колесо розничной торговли – циклическое появление новых розничных магазинов, поскольку существующие становятся менее конкурентоспособными. Новые магазины предлагают более низкие цены благодаря снижению накладных расходов.
Комбинационные таблицы – группировка переменных с учетом их взаимосвязей.
Коммерсанты-оптовики – независимые оптовики, которые покупают товары и приобретают право собственности на них.
Компенсации – стимулирование продаж, при котором потребители вправе получить возмещение части продажной цены.
Компенсации за товар – возмещение торговцам затрат, связанных с поддержкой товаров изготовителя, например в виде оформления оконной витрины или внутримагазинного показа.
Компенсация транспортных расходов – метод ценообразования, при котором продавец берет на себя транспортные расходы. Его применяют в случаях, когда транспортные расходы невелики или настолько значительны, что обеспечивают продавцу преимущество над конкурентами.
Комплекс видов деятельности – сочетание видов деятельности, которыми занимается компания.
Комплекс маркетинга – элементы маркетинга, поддающиеся контролю маркетингового менеджера и выбираемые им, чтобы добиться желательной реакции целевого рынка.
Комплекс продвижения – сочетание стратегий, применяемых компанией с целью оповещения о достоинствах товара; включает рекламу, стимулирование продаж, паблисити и личную продажу; является частью комплекса маркетинга.
Комплекс торговых служб – сочетание различных методов обслуживания крупных, средних и мелких покупателей компании.
Конвергентное приобретение – стратегия приобретения смежных предприятий.
Конечный потребитель – лицо, покупающее и потребляющее продукт или услугу.
Конкурентное преимущество – преимущество, которое достигается, когда компания использует маркетинговую возможность благодаря выпуску более совершенной продукции, более низкой цене, более разветвленной сети распределения, лучшему сервису и более широкому ассортименту продукции по сравнению с конкурирующими компаниями.
Конкурентный анализ –— оценка сильных и слабых сторон конкурентов.
Конкурсное ценообразование – ценообразование, при котором фирмы-покупатели направляют заявки потенциальным продавцам, чтобы последние назначили цену с учетом предложенной покупателем спецификации.
Консолидированная розничная торговля – стратегия роста путем приобретения других розничных фирм, а не увеличения числа собственных магазинов. Многие розничные торговцы используют такую стратегию, чтобы преодолеть «избыток магазинов».
Контейнеризация – форма смешанных перевозок, применяемая перевозчиками в системе товародвижения: загрузка товара в контейнер, который затем погружают на транспортное средство.
Контрактные системы – заключение договора между независимыми производителями и торговыми посредниками о координации функций распределения, которые можно более эффективно выполнять совместно, чем в одиночку.
Контракты с нагрузкой – требование производителя, чтобы покупатель приобрел ненужные или менее желательные товары в качестве условия для приобретения нужных ему товаров.Такие контракты противоправны, если ограничивают торговлю или касаются значительных количеств товара.
Контрейлерные перевозки – смешанные перевозки, при которых груженый автомобиль перевозят железнодорожным транспортом, благодаря чему доставку можно осуществить с меньшими затратами, чем при перевозке только автомобильным транспортом.
Контролируемые системы каналов – интеграция операций распределения достигается благодаря мощи лидера канала, а не путем прямого владения каналом или договорных отношений.
Контроль – регулирование действий компании таким образом, чтобы они соответствовали ее целям.
Контроль маркетинга товара – действия, направленные на точное осуществление плана маркетинга, т. е. реализацию поставленных целей относительно товара.
Контр сегментация – объединение нескольких сегментов рынка и использование для них единой стратегии маркетинга в целях снижения издержек.
Концентрированная сегментация, или Стратегия рыночной ниши – метод, при котором единственный товар ориентируют на единственный сегмент рынка. Лучше всего подходит для компании с ограниченными ресурсами, так как позволяет избежать конфликтов с серьезными конкурентами на более крупных рынках.
Концепция маркетинга – философия, согласно которой все стратегии маркетинга должны базироваться на выявленных потребностях потребителей. Компании обязаны прежде всего определить достоинства, которые потребители ищут в тех или иных товарах, и разработать соответствующие стратегии маркетинга. Основой является ориентация на потребителя.
Концепция товара – детальное описание идеи товара с целью довести до потребителей его достоинства.
Кооперативы, организуемые розничными торговцами – объединения, созданные на договорных началах мелкими торговцами для выполнения ряда функций. Пытаясь защитить себя от крупных розничных компаний с большой покупательной способностью, группы небольших торговцев создают совместные оптовые предприятия, что позволяет им получать скидку, предоставляемую при закупке крупных партий товаров.
Корпоративная имиджевая реклама – реклама, рассчитанная на создание и поддержание репутации компании. Благодаря ей потребители больше узнают о компании и ее продукции.
Корпоративная патронажная реклама – вид рекламы, рассчитанной на продвижение товаров компании. Ее цель – внушить потребителям желание купить товары компании.
Корпоративная проблемная реклама – реклама, в которой излагается позиция компании по конкретному вопросу, важному для потребителей.
Корпоративное марочное наименование – использование названия компании как части наименования марки. Преимущество такой стратегии в том, что приверженности покупателей можно добиться быстрее, если они знают, какие марки принадлежат данной компании.
Корректирующая реклама – реклама, с помощью которой компания исправляет ложные заявления, сделанные ею в прошлом.
Коэффициент оборачиваемости запасов – скорость оборота запаса магазина в течение некоторого периода времени; используется для оценки эффективности работы.
Кривая спроса – кривая, показывающая количество товара, приобретаемое покупателями при различных уровнях цен.
Кросс культурные влияния – различия в культурных ценностях, преобладающих в отдельных странах.
Кружки качества – группы рабочих, отвечающих за качество своей продукции и движимых сознанием того, что их ошибки отразятся на деятельности последующей автономной рабочей группы в технологической цепочке.
Культура – совокупность убеждений, норм, ценностей и обычаев, составляющая основу поведения в обществе, нормы, убеждения и обычаи, воспринятые от общества. Культура определяет общие нормы поведения.
Культурные ценности – особо важная совокупность убеждений, разделяемых членами общества, о том, что желательно или нежелательно. Убеждения о том, что в личном или общественном плане следует стремиться к определенному образу жизни.
Купоны – печатный материал, предлагающий скидку с обычной цены марки в случае предъявления в момент покупки.
Лидер канала – обычно наиболее мощный участник системы канала распределения, координирующий поток информации, отгрузку продукции и расчеты.
Лицензирование – развитие стратегии поддержки марки, при которой компания продает другим право использовать наименование марки.
Личная продажа – элемент комплекса маркетинга, предусматривающий личное общение торгового представителя компании с покупателем с целью продажи товара или услуги.
Личностные особенности – устойчивые и длительные формы поведения, отражающие особенности потребителей данных целевых сегментов.
Логистические функции – накопление ассортимента товаров, их хранение и поставки более мелкими партиями покупателям путем сортировки, а также их размещение на полках магазинов.
Лотереи – мероприятия, позволяющие потребителям выиграть призы или суммы денег.
Магазины массовых товаров – магазины, которые торгуют по более низким ценам, чем универмаги или специализированные магазины, но не предлагают такой же глубокий ассортимент или сервис. Товары этих магазинов также нередко более низкого качества.
Маржинальный доход – выручка от товара за минусом издержек, непосредственно отнесенных на него.Показатель прибыльности товара.
Марка – наименование или символ, представляющие товар.
Марка производителя – марка товара, которую продает сам изготовитель; их также именуют общенациональными или региональными марками.
Маркетинг – действия, предпринимаемые индивидами и организацией для выявления и удовлетворения потребностей и пожеланий покупателей.
Маркетинг для крупных клиентов – концепция, при которой команда, включающая менеджера, ответственного за крупных клиентов, и других продавцов, обслуживает крупных клиентов. Такие команды обычно формируют в отраслях со сложной продукцией, когда покупатели нуждаются во всесторонней информации о товаре.
Маркетинг по заказам – стратегия, при которой каждому покупателю предлагают товар, изготовленный по заказу.
Маркетинг, увязанный с благотворительностью – согласие компании предоставить определенную сумму денег благотворительной организации в обмен на возможность использовать ее наименование в рекламных мероприятиях.
Маркетинговое планирование – функция менеджера по товару или марке, предполагающая разработку товара, определение целевого рынка для него и формулирование стратегий маркетинга.
Маркетинговый менеджер компании – менеджер на уровне головной компании корпорации.
Марочный товар – наличие наименования или символа для идентификации товара. Не марочными считаются сырьевые товары и изделия, названия которым присваивают торговые фирмы, а не изготовители.
Массовый маркетинг – стратегия, при которой предлагают один базовый товар, не проводя различий между потребностями и характеристиками отдельных покупателей.
Международный маркетинг – разработка стратегий маркетинга с целью продажи товаров за рубежом и интеграция этих стратегий, применяемых в различных странах.
Менеджер для крупных клиентов – руководитель маркетинговой команды, отвечающий за налаживание рабочих отношений с покупателем и координацию деятельности других членов группы по работе с крупными клиентами.
Менеджер марки – см. Менеджер товара.
Менеджер подразделения – менеджер коммерческого подразделения, обычно ответственный за формулирование маркетинговой стратегии соответствующего подразделения.
Менеджер по продажам отделения – менеджер, ответственный за продажи в отделении компании; часто занимает должность вице-президента по продажам.
Менеджер по товару; менеджер марки – работник, отвечающий за разработку, выполнение и контроль комплекса маркетинга данного товара.
Менеджер товарной категории – см. Менеджер товарного ассортимента.
Менеджер по услугам – менеджер, который разрабатывает стратегии маркетинга услуги и отвечает за прибыльность ее оказания.
Метод «Дельфи» – метод, при котором каждый эксперт делает свой прогноз независимо от других экспертов и обосновывает его в письменном виде. Прогнозы обобщают, а затем направляют участникам для повторного прогноза. Согласие обычно достигается после трех-четырех раундов.
Метод ожидаемого значения – инструмент для определения наилучшей стратегии при наличии некоторых ожидаемых тенденций. Менеджерам предлагают оценить вероятность осуществления различных сценариев и предсказать их влияние на результаты продаж.
Метод оценки рынка – оценка числа покупателей на рынке и купленного количества товара на основе данных прошлых продаж или исследований.
Метод прямого подсчета – получение оценки первичного спроса на основе рыночных факторов, непосредственно связанных с покупками потребителей.
Микро маркетинг – ориентация стратегий маркетинга на отдельных потребителей.
Миссия компании – заявление о том, каким видом (видами) деятельности компания должна заниматься.
Мнимый фрахт – расходы, взимаемые при ценообразовании по методу базисного пункта. Речь идет о взимаемых расходах по доставке из базисного пункта к месту назначения, даже если товары фактически не перемещаются.
Многозональное ценообразование – метод ценообразования, при котором цена, включающая стоимость доставки, одинакова для всех покупателей в пределах географического района, но различается по зонам.
Многомерные статистические методы – методы статистического одновременного анализа более чем двух переменных.
Множественность клиентуры – различные группы, на которые рассчитаны некоммерческие услуги, включая их спонсоров и получателей.
Множественность обменов – разновидности обмена ресурсами, характерными для сферы некоммерческих услуг.
Множественность поставщиков – закупка у нескольких поставщиков с целью распределить между ними возможный риск.
Модификация товара –— товары, которые не являются новыми для компании, но обладают некоторыми новыми свойствами для потребителей. Имеется три варианта: усовершенствование, расширение ассортимента и перепозиционирование.
Модифицированная закупка – повторная закупка товара производственного назначения на менее рутинной основе, чем при неизменной повторной закупке, и, следовательно, требующая некоторого поиска информации, а возможно, и переоценки повторной закупки в связи с появлением нового товара или изменением технологии.
Мотивы – глубинные побуждения, которые обусловливают стремление к удовлетворению потребностей.
Надежность данных – показатель маркетинговой информации, характеризующий достоверность данных и точность выводов на их основе.
Неизменная повторная закупка – повторяющиеся закупки товаров производственного назначения, которые можно делать на рутинной основе; обычно их используют применительно к стандартизованной продукции; они требуют минимального поиска информации.
Неокругленные цены – другое название – «психологическое ценообразование»; используются промышленниками и розничными торговцами, полагающими, что потребители скорее купят товар по цене чуть ниже округленной (например, по цене 2,99 руб. вместо 3,00 руб.).
Непрерывная реклама – метод рекламы, при котором обращение постоянно периодически повторяют.
Не распределяемые постоянные издержки – постоянные издержки, которые невозможно непосредственно отнести на производство или маркетинг конкретного товара, вследствие чего их относят на всю продукцию.
Неслучайный отбор – выборка, получаемая преимущественно на основе суждения исследователя, а не научных правил вероятностного отбора; применяют в случаях, когда представительность не столь важна.
Нечестное ценообразование – методы ценообразования, рассчитанные на вытеснение конкурентов из отрасли. См. Хищническое ценообразование, Ценовая дискриминация, Финансирование цен.
Новая закупка – приобретение товара (услуги), который ранее не производился; обычно предполагает обширный поиск информации.
Нововведения – товары, новые как для потребителей, так и для компании. Они часто являются причиной изменения структуры потребления.
Новый товар-дубликат – выпуск продукции, уже известной рынку, но новой для компании.
Номенклатура товаров – все товары, маркетингом которых занимается коммерческое подразделение или компания.
Номенклатура товаров по странам – решение международной компании о том, какие товары она будет продавать в каждой стране. Окончательное решение зависит от общей международной стратегии, которой придерживается компания.
Норма прибыли – чистая прибыль в виде процентов от продаж.
Нормативная рентабельность затрат – термин, означающий установление цели, основанной на прибыли на совокупные издержки при определенном объеме производства и требуемой цены.
Нормативная рентабельность инвестиций – установление цели по рентабельности инвестиций и требуемой цены.
Нормативное воздействие – влияние, оказываемое референтной группой с целью побудить потребителей придерживаться ее норм.
Обеспечивающие системы маркетинга – системы, обеспечивающие условия для процесса обмена, при котором товары переходят от производителей к потребителям, а платежи – — в обратном направлении.
Обработка грузов – элемент системы товародвижения, включающий обработку заказов и отгрузку товаров. Сюда входят выявление местоположения товара на складе, перемещение внутри склада и подача к месту отгрузки.
Обработка заказов – канцелярская работа: регистрация и обработка заказов покупателей, передача их насклад, контроль за выполнением, выписка накладных и указания по отгрузке.
Обработка информации – восприятие и истолкование маркетингового стимула, а затем его запоминание.
Образ жизни – образ жизни индивида, т. е. его действия, интересы и взгляды,
Образно-ориентированная стратегия изменений – стратегия, направленная на оживление продаж марки путем рекламы, ориентированной на имидж.
Образно-ориентированная стратегия сохранения позиций марки – стратегия, в рамках которой для поддержки рекламной кампании используют элементы имиджа.
Обратная связь – информация, полученная компанией о влиянии ее коммуникации на продажи; заключительная стадия процесса коммуникации.
Обусловливание – связь между маркой и стимулом в сознании потребителя: увидев стимул, потребитель вспоминает о марке,
Обучение – применительно к маркетингу означает поведение при покупке, основанное на прошлом опыте потребителя. Покупки, основанные на привычке, обычно являются результатом обучения,
Общенациональные/региональные марки – марки, которые продают изготовители товара в общенациональном масштабе. Региональные и местные марки иногда объединяют с обще национальными, чтобы отличить их от частных марок и без марочных товаров. См.также Марки производителя.
Общественный класс – часть общества, включающая лиц со схожими социальными и экономическими характеристиками, которые обусловливают равный статус таких лиц и ограниченное взаимодействие с представителями других общественных классов.
Ограниченный процесс принятия решений – принятие решений, которое не носит автоматического характера, но требует незначительного поиска информации.
Однозональное ценообразование – метод установления цен, при котором все покупатели платят одну цену независимо от их местоположения и стоимости доставки.
Окно конкурентных возможностей – сочетание слабости конкурентов, привлекательности рынка и потенциала компании, позволяющее ей добиться конкурентного преимущества.
Олигополия – отрасль, в которой доминируют две-три фирмы, и действия одной компании непосредственно влияют на действия других компаний.
Отсроченное назначение цены – метод установления цен товаров производственного назначения, при котором риск перерасхода затрат и нарушения графика производства перекладывается на покупателя, так как цену устанавливают после изготовления заказа.
Отчет о прибылях и убытках – метод, применяемый для прогнозирования результатов деятельности хозяйственной единицы или эффективности товара, обычно на ближайший год или пять лет. В отчете обычно фигурируют выручка и расходы, необходимые для расчета чистой прибыли.
Операционные функции – функции, выполняемые посредниками в системе распределения и связанные с покупкой товаров и последующей перепродажей покупателям. Участники канала распределения, осуществляющие эти функции, принимают также на себя риск, связанный с хранением запаса.
Описательные цели исследования – исследование с целью описать и объяснить события на рынке.
Оптовики с оплатой и самовывозом – оптовая торговля со складов, при которой покупатели платят наличными и сами вывозят товар.
Оптовые торговцы – организации, которые покупают и перепродают товары другим компаниям – оптовым, розничным, промышленным, но не конечному покупателю.
Ориентация на потребителя – разработка компанией товаров и стратегий, направленных на удовлетворение потребностей потребителей.
Ориентация на производство – ориентация компаний преимущественно на эффективность производства и наличие товара, а не на потребности потребителей.
Ориентация на сбыт – ориентация компаний преимущественно на сбыт продукции, которую они производят, а не на потребности потребителей.
Основное и вспомогательное оборудование – продукция производственного назначения, используемая в организации производственного процесса.
Основной товар – свойства товара, которые, как считается, удовлетворяют потребности покупателя.
Осязаемый товар – свойства товара, обеспечивающие получение от него желательных выгод.
Отделение маркетинга товара – отделение, ответственное за маркетинг набора товаров, рассчитанных на определенный рынок.
Отдельные вкладыши – купоны, рассылаемые в виде вкладышей в газеты.
Отклонение прогноза – разница между первоначальной и новой целью, поставленной в связи с изменениями во внешних условиях.
Отклонение результата – расхождение между целями и достигнутыми результатами.
Отношение – склонность потребителя негативно или позитивно оценивать предмет. Отношение зависит от потребностей и восприятия потребителя.
Охват рекламой – число лиц или семей, охваченных средствами рекламы в течение определенного периода.
Оценка – определение соответствия результатов поставленным целям.
Оценка марки – положительная или отрицательная оценка марки потребителем.
Оценка потенциальных покупателей – оценка торговыми представителями потенциальных покупателей.
Паблисити – сообщение маркетингового характера в средствах массовой информации о компании или ее продукции; в отличие от рекламы не оплачивается.
Пакетное ценообразование – предложение двух или более товаров и услуг в комплексе по особой цене.
Перевозка «поезд-судно» – сочетание железнодорожных и водных перевозок.
Передача сообщения – процесс доведения сообщения до аудитории.
Первичные данные – данные, впервые собранные компанией с учетом своих четко определенных целей. Первичные данные получают путем исследований и интервью.
Первичный спрос – спрос на всю товарную категорию, а не на отдельную марку.
Переменные издержки – издержки, которые изменяются непосредственно в зависимости от произведенного количества товара.
Пере позиционирование товара – доведение до сведения потребителей новых свойств марки товара без обязательного изменения его физических характеристик.
Период окупаемости – число лет, в течение которых окупаются инвестиции.
План маркетинга – основа для разработки стратегий маркетинга.
План маркетинга товара – план, определяющий стратегию маркетинга данного товара, обычно на один год.
Плановый каннибализм – см. Каннибализм.
Плата за место – требование розничного торговца об уплате производителем суммы за наличие его товара в магазине.
Плата за место в магазине – прямые выплаты розничным компаниям, обычно продовольственным, за наличие товара в ассортименте магазинов.
Плата за неудачу товара – суммы, взимаемые, если продажи ниже прогнозной величины.
Поведенческая сегментация – определение групп потребителей на основе различий в их поведении (например, пользователи товара – не пользователи товара, регулярные потребители – случайные потребители). Сегменты рынка определяют исходя из поступков потребителей.
Поддержка марки – попытка воспользоваться популярностью марки путем выпуска смежных товаров под тем же названием.
Подкрепление – постоянное удовлетворение маркой в результате неоднократного ее использования, увеличивающее вероятность ее повторного приобретения.
Подсознательная реклама – реклама, которую показывают настолько быстро, что потребители воспринимают ее лишь на подсознательном уровне.
Подход на основе решения проблемы – глубокое изучение торговым представителем потребностей покупателя и выработка на этой основе соответствующего торгового метода.
Позиционирование товара – использование рекламы и других элементов комплекса маркетинга с целью сообщить о достоинствах товара.
Поиск новых покупателей – важная функция торгового представителя; используются рекомендации имеющихся покупателей, теле маркетинг и почтовая информация.
Поиск разнообразия (– ситуация, при которой потребитель приобретает разные марки товара, чтобы пробудить у себя определенный интерес к покупкам и избежать скуки при однообразных покупках.
Покупки с высокой вовлеченностью – покупки, важные для потребителя, отражающие его представление о собственном статусе и сопряженные с некоторым риском, оправдывающим, по его мнению, затраты времени и энергии для более тщательного анализа вариантов товаров. Следовательно, при таких покупках процесс принятия решений, как правило, принимает сложный характер.
Покупки со слабой вовлеченностью – покупки, не столь важные для покупателя, не заслуживающие времени и усилий на поиск информации о марках и рассмотрение широкого круга альтернатив.
Полезность владения – выгода, обеспечиваемая потребителям системой распределения, при которой ассортимент товаров доступен для приобретения.
Получатели заказов – продавцы, которые ищут покупателей и убеждают их приобрести продукцию компании. Их задача – завершение сделки, а не просто получение заказа.
Посредники – оптовые и розничные торговцы, покупающие товары для перепродажи. Они не производят товары, а являются посредниками для компаний и конечных потребителей.
Поставщик заводов – дистрибьютор, предоставляющий полный набор услуг и широкий ассортимент товаров производственного назначения.
Постоянные издержки – издержки, которые не меняются в зависимости от произведенного количества товара.
Посылочные дистрибьюторы – оптовые посылочные компании, занимающиеся продукцией производственного назначения, торгующие по каталогам предметами, которые можно легко отправить почтой или грузовым автомобилем.
Посылочные оптовые компании – оптовики, оказывающие ограниченный круг услуг и продающие товары по каталогу; их покупателями обычно бывают небольшие магазины в отдаленных районах, обслуживать которые, по мнению других оптовиков, неэкономично.
Потенциал рынка – совокупный спрос на определенную категорию товаров на рынке.
Потери от отсутствия запаса – потери, связанные с недополучением выручки из-за отсутствия товара в наличии у розничного или оптового торговца.
Потребитель – конечный пользователь товара или услуги.
Потребительская социализация – процесс, с помощью которого люди учатся быть потребителями на основе знаний, усвоенных с детства.
Потребительские базы данных – демографическая и финансовая информация об отдельных потребителях, почерпнутая из кредитных заявок, документов, удостоверяющих личность, или телефонной службы.
Потребности – побуждения, направленные на достижение определенной цели; мотив, лежащий в основе решения о покупке.
Пошлина – практика в международной торговле взимания налога на импортные товары для защиты отечественных отраслей.
Правительственные учреждения – с позиций маркетинга покупатели товаров и услуг, необходимых для выполнения государством его функций.
Предельная выручка – изменение совокупной выручки при продаже дополнительного количества продукции.
Предельная прибыль – вклад в прибыль последней произведенной единицы продукции.
Предельное ценообразование – метод ценообразования с учетом спроса, при котором цена соответствует точке, где предельная выручка равна предельным издержкам.
Предельные издержки – изменение совокупных издержек в связи с производством и маркетингом дополнительного количества продукции.
Предельный анализ – принцип, согласно которому компании следует увеличивать производство товара до тех пор, пока дополнительная прибыль от последней произведенной единицы (предельная выручка) превышает издержки' производства этой единицы (предельные издержки).
Предметы производства – продукция, используемая в производстве конечного продукта.
Представительность – степень, с которой выборка потребителей отражает характеристики их совокупности.
Преимущество в издержках – разновидность конкурентного преимущества, которым компания располагает благодаря снижению издержек производства или маркетинга по сравнению с издержками конкурентов, что позволяет ей снизить цены или направить экономию на другие цели.
Преимущество в маркетинге – форма конкурентного преимущества, при которой разработанная компанией стратегия маркетинга превосходит стратегии конкурентов в области удовлетворения потребностей потребителей.
Прейскурантная цена – цена, которая может фигурировать в каталоге или называться торговым представителем в качестве официальной цены до предоставления скидок. Ее также называют окончательной продажной ценой.
Премии – товары, предлагаемые бесплатно или по сниженной цене в качестве стимула к покупке рекламируемой марки.
Препятствия на пути доступа – факторы, ограничивающие выход компании на рынок.
Приверженность марке – приверженность марке благодаря удовлетворению от ее продолжительного использования.
Приверженность поставщику – постоянные закупки у одного поставщика в результате полученного в прошлом удовлетворения от его работы.
Привычка – связь между стимулом и реакцией, которая приобрела практически автоматический характер благодаря приобретенному опыту; обычно приводит к покупке одной и той же марки.
Приемлемый диапазон цен – диапазон цен, который покупатель считает реалистичным. Если цена ниже диапазона, качество товара ставится под сомнение; если она выше, потребитель отказывается покупать товар.
Приемщики заказов – продавцы, которые выясняют уровень запаса и потребность магазина в товаре, а затем получают заказ. Они ориентированы на товар, и их контакты с покупателем сведены к минимуму.
Причинно-следственные цели исследований – попытка определить причинно-следственные связи.
Пробный маркетинг – предложение товара на отобранные компанией рынки в течение некоторого периода для получения необходимой торговой информации; проводится в рамках всестороннего плана маркетинга в целях обеспечения выхода на общенациональный рынок.
Прогноз продаж – оценка спроса на отдельную марку товара (избирательный спрос).
Продавцы-консультанты – торговые представители, которые берут на себя инициативу определения потребностей покупателя и рекомендуют варианты их удовлетворения.
Продвижение – тактика, применяемая компанией с целью довести до покупателей позиционирование товара.
Продвижение на месте покупки – показ товаров в магазине с использованием рекламных щитов, оконных витрин или указателей между рядами полок.
Проективные методы – методы, используемые для выявления и измерения потребностей и установок, которые трудно выявить с помощью более прямых методов. Они заключаются в предъявлении зрителю неоднозначных материалов (например, чернильных пятен, рисунков без названия и т.п.). Истолковывая материал, зритель «проектирует» склонности, о которых он, возможно, не подозревает или которые пытается скрыть. Речь идет о диагностических приемах. Характер истолкования неопределенных стимулов зрителем, как считается, позволяет кое-что выяснить о нем, ибо свидетельствует о его мотивах, потребностях и интересах в данный момент.
Производительность – отношение результата (выпуска продукции, объема продаж) к затратам (издержкам производства и маркетинга).
Производный спрос – определение спроса на один товар спросом на другой товар, для производства которого он предназначен, например спрос на продукцию производственного назначения произведен от спроса на потребительские товары.
Производственный маркетинг – продажа товаров компании для использования при изготовлении или переработке другой продукции или обеспечения такой деятельности.
Промышленные агенты – агенты, которые продают товары компании в определенном районе, часто на эксклюзивной основе. Они представляют нескольких не конкурирующих между собой производителей и ограничивают свои контакты оптовыми и розничными торговцами, а также другими компаниями-покупателями. Промышленные агенты не становятся собственниками продаваемых товаров и получают комиссионные за свои услуги.
Промышленные покупатели – покупатели товаров и услуг для последующего использования в производстве другой продукции в обрабатывающей, добывающей промышленности и строительстве.
Пространственная полезность – выгода, получаемая потребителями благодаря наличию системы распределения, обеспечивающей доставку товаров в удобное для них место.
Прототипы товара – опытное производство нового товара.
Процесс обмена – динамический процесс, в ходе которого продавец требует оплаты в обмен на удовлетворение потребности покупателя в предмете или услуге.
Процесс управления маркетингом – механизм, с помощью которого маркетинговая организация взаимодействует со своими покупателями.
Психологический настрой – предрасположенность потребителя положительно или отрицательно реагировать на марку, продукт или компанию.
Пульсирующая реклама – метод рекламирования, при котором объявления выдаются большими порциями, в отличие от непрерывного потока объявлений. Обычно применяется для рекламы новых товаров с целью ознакомить с ними покупателей.
Районный менеджер по продажам – менеджер, ответственный за сбыт в определенном географическом районе; подотчетен менеджеру по продажам.
Распределительные центры – централизованные распределительные предприятия, которые в отличие от складов обслуживают более широкие рынки. Они хранят весь ассортимент товарных групп, получают крупные отгрузки из различных мест производства и обычно располагают компьютеризованной системой обработки заказов.
Распределяемые постоянные издержки – постоянные издержки, которые можно связать с производством или распределением конкретного товара и, следовательно, отнести на него.
Расширение ас