Специфика философского знания

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Предмет и функции философии. Специфика философского знания

 

Объект, предмет и функции философии

Внимательно прочитайте высказывания. Значение всех ли слов вам понятно? Как вы поняли каждую из приведённых мыслей?

«Время человеческой жизни – миг; её сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна. Одним словом, всё, относящееся к телу – подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвенье. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии…», - Марк Аврелий.

«Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи», - Цицерон.

Слово «философия» родом из Древней Греции и ему около 2600 лет. Пифагор был великим математиком и мыслителем своего времени. Его сограждане благоговейно называли его «мудрым» (по-гречески sophos). Сам Пифагор не был согласен с таким прозвищем и не хотел, чтобы его называли мудрецом; для этого он слишком уважал мудрость и считал, что никто не может утверждать, что уже стал мудрым. Но, тем не менее, он соглашался быть другом (или любителем, по-гречески philos) мудрости – то есть философом. Итак, философ – это человек, который любит мудрость, но не тот, кто ею обладает.

Проанализируйте следующие определения, выберите понравившееся и выучите.

Философия – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нём человека. Философия – учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, его месте и роли в этом мире. Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления.

Объектом философии является мир как единое целое, что даёт общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, формы и свойства бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

Определить функции философии – значит выявить их место и роль в общественной жизни, в теоретической и практической деятельности.

Мировоззренческая: выработка системы взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Методологическая: - выработка общеметодологических принципов исследования в области всех частных наук; - выработка системы принципов и способов организации и построения деятельности. Гносеологическая: ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие сущности мира и человека, с одной стороны, вооружает людей знаниями о мире, с другой, определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности. Аксиологическая: ценностный подход к явлениям объективного мира, общественного бытия и духовной жизни человека. Интегрирующая: синтезирование знания, добытого частными науками, в целях получения более общего знания.

У философии гораздо больше приведённых в лекции функций. Самостоятельно найдите ещё 2-3 функции и выпишите их.

Специфика философского знания

Науки иногда называют частными, т.к. каждая исследует лишь какую-то сторону реального мира в каких-то более или менее частных отношениях. Даже математика видит мир лишь в количественных характеристиках, качественное многообразие оставляя в стороне. К тому же науки постоянно дробятся, ими охватывается всё более узкий круг проблем. Однако растёт потребность в едином взгляде на мир и законы его развития, такой целостный взгляд всегда давала философия (взобравшись на вершину горы, трудно рассмотреть отдельные детали того, что находится внизу, зато видна вся картина в целом).

Картина мира, предлагаемая философией не статична, она развивается, углубляется, обогащается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: