ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ № 1
Порядок проведения государственной инвентаризации лесов разработан в соответствии со статьей 90 Лесного кодекса Российской Федерации.
Государственная инвентаризация лесов проводится Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием методов математической статистики.
Проведение государственной инвентаризации лесов, расположенных на землях обороны, особо охраняемых природных территорий, осуществляется по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответственно.
Целями государственной инвентаризации лесов являются: своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.
|
|
Для достижения целей проводятся следующие мероприятия: а) дистанционный мониторинг использования лесов; б) оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами; в) формирование федеральных информационных ресурсов; г) определение количественных и качественных характеристик лесов.
При дистанционном мониторинге использования лесов выполняются: а) получение и анализ исходных данных на лесничество (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка), договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, технологические карты разработки лесосек, материалы отвода лесосек, отчеты об использовании лесов, данные статистической отчетности и иные материалы); б) подготовка (формирование) на объект работ цифровой картографической основы по материалам аэрокосмических изображений с пространственным разрешением не ниже 5 метров и лесоустройства (совмещение с аэрокосмическими снимками квартальной сети, границ особо защитных участков лесов и категорий защитных лесов), топографических карт; в) контурное и аналитическое дешифрирование по материалам аэрокосмической съемки мест использования лесов; г) выборочная натурная проверка результатов дешифрирования материалов аэрокосмической съемки; д) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств по результатам работ.
|
|
При оценке мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами выполняются: а) получение и анализ исходных данных на объект работ (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка), договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, технологические карты выполнения мероприятий и разработки лесосек, материалы отвода лесосек, отчеты об использовании лесов, об охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, проекты лесовосстановления, проекты лесоразведения, информация о выполнении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, данные статистической отчетности и иные материалы); б) планирование (отбор) конкретных лесных участков (лесотаксационных выделов) для натурного обследования методом случайной выборки; в) натурные обследования лесных участков (лесотаксационных выделов), в которых мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, использование лесов были выполнены в предшествующем обследованиям году; г) оценка эффективности выполненных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, соответствие их лесоводственным требованиям; д) оценка использования лесов в соответствии с действующим законодательством; е) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств по результатам работ.
При формировании федеральных информационных ресурсов выполняются: а) использование материалов государственного лесного реестра для получения обобщенной информации по Российской Федерации; б) использование отчетов об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений для получения обобщенной информации по Российской Федерации; в) использование материалов государственной и отраслевой статистической отчетности для получения обобщенной информации по Российской Федерации; г) использование отчетов по государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации для получения обобщенной информации (отчетов) по Российской Федерации; д) формирование аналитических обзоров о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках по субъектам Российской Федерации и Российской Федерации по итогам завершения цикла мероприятий по определению количественных и качественных характеристик лесов в границах субъекта Российской Федерации, Российской Федерации; е) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодного отчета по Российской Федерации по результатам работ.
При определении количественных и качественных характеристик лесов выполняются: а) получение и анализ исходных данных на объект работ (материалы последнего лесоустройства, вносимые в них изменения с учетом воздействия антропогенных и стихийных факторов); б) создание цифровой основы объектов работ на базе топографических карт и материалов лесоустройства; в) подготовка базовых карт-схем лесных страт методом генерализации цифровой основы объектов работ в соответствии с выбранной схемой стратификации; г) актуализация базовых карт-схем лесных страт с учетом воздействия антропогенных и природных факторов на основе дешифрирования данных дистанционного зондирования Земли (аэрокосмических изображений с пространственным разрешением не ниже 5 метров); д) изготовление актуализированных карт-схем лесных страт, вычисление площадей страт, уточнение площадей земель лесного фонда; е) статистическое размещение, определение местоположения (координат) пробных площадей; ж) закладка пробных площадей и проведение на них исследований и измерений породного состава, возраста, диаметров и высот, запаса и прироста насаждений, состояния деревьев, напочвенного покрова, подлеска и подроста, наличия сухостоя и захламленности, степени разложения валежа и пней, наличия и степени повреждения отдельных деревьев, кустарников, напочвенного покрова болезнями, вредителями леса, пожарами и другими негативными воздействиями, характера лесовосстановления и других показателей; при выполнении работ в труднодоступных объектах допускается использование метода рационального сочетания наземных пробных площадей и фотопроб; з) определение количественных и качественных характеристик лесов в результате комплексной обработки данных стратификации и пробных площадей; и) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств по результатам работ.
|
|
Каждая пробная площадь должна иметь уникальный номер из девяти цифр, в котором первая и вторая цифры, согласно их очередности, обозначают код лесного района в соответствии с перечнем лесных районов Российской Федерации, третья и четвертая - код субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным лесным реестром, пятая и шестая - код лесничества в соответствии с государственным лесным реестром, седьмая, восьмая и девятая - номер пробной площади, присвоенный по порядку в пределах лесничества.
Периодичность повторных наблюдений на пробных площадях составляет 10 - 15 лет. Планирование объектов и объемов работ по государственной инвентаризации лесов осуществляется ежегодно.
Для проведения государственной инвентаризации лесов Федеральное агентство лесного хозяйства запрашивает необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
|
|
Ежегодно по итогам выполнения мероприятий по государственной инвентаризации лесов составляются отчеты об обобщенных результатах государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации, включающие результаты государственной инвентаризации лесов по лесничествам, и Российской Федерации, включающие результаты государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации.
Информация о нарушениях лесного законодательства, полученная при проведении государственной инвентаризации лесов и требующая принятия неотложных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в оперативном порядке направляется в соответствующие органы государственной власти, уполномоченные в области лесных отношений, и органы местного самоуправления.
На основании информации, полученной по результатам исследований и измерений по государственной инвентаризации лесов и изготавливаемой на бумажном и электронном носителе, формируется база данных государственной инвентаризации лесов.