Смыслообразующие категории удовольствия
Анализ биографий показывает, что отношение к удовольствию становится значимой референцией в интерпретации индивидуального опыта. В нем фиксируются разные виды удовольствия во взаимодействиях — «моральное», «эротическое» и «телесное». Данные виды противопоставляются в сексуальной биографии «отсутствию» удовольствия (тотальному, на протяжении всей жизни, либо ситуативному, сопряженному с конкретными ситуациями взаимодействий).
Отсутствующее удовольствие
Отсутствующее удовольствие является единственной сквозной категорией во всех рассказах: подавляющее большинство информанток по меньшей мере говорят об отсутствии удовольствия в момент сексуального дебюта5. В ситуации отсутствия телесного удовольствия выстраивается стратегия оправдания, которая задается более общей перспективой интерпретации сексуальности, обозначаемой как сценарии сексуальности.
Контрастным случаем является фиксация телесного сексуального удовольствия во всех или в большинстве сексуальных взаимодействий, которое связывается в рассказах с телесными ощущениями и сексуальным удовлетворением (оргазмом).
Эротическое удовольствие (отделяемое в рассказах от сексуального) как смыслообразующий компонент возникает при опи-
сании предсексуальных отношений, т. е. отношений, которые потенциально могут стать сексуальными, такое удовольствие производит сексуальное желание, «разлитое по всему телу». Оно описывается как «возбуждение», «желание», «сексуальные, эротические ощущения».
Другой тип удовольствия, который противопоставляется сексуальному, называется многими информантками «моральным» — это удовольствие, описываемое с использованием внетелесных категорий и противопоставленное им, возникает от факта сексуальных отношений, от чувств, эмоций, общения.
Рассмотрим, как связана репрезентация гендерной идентичности с разными видами удовольствия.