Одним из определяющих факторов эффективности предпринимательской деятельности является коммуникативная подсистема предприятия, которая включает в себя такие маркетинговые коммуникационные средства, как реклама, PR, мероприятия по стимулированию сбыта, личные (прямые) продажи и прямой маркетинг.
Любая компания действует на рынке в определенной системе отношений с другими субъектами: взаимодействует с государством, общественностью, партнерами, потребителями. Успех или неудача предпринимательской деятельности во многом зависят от того, насколько эффективно построены эти отношения, иными словами - насколько эффективно осуществляется процесс коммуникации между компанией и внешней средой.
Наиболее важной составляющей процесса коммуникации с внешней средой с маркетинговой точки зрения является связь с потребителями. Эффективность коммерческой деятельности во многом зависит от того, как компания донесла до потребителей информацию о себе и о своей продукции.
Для того чтобы дать определение понятию «маркетинговые коммуникации», необходимо рассмотреть, что понимается под термином «коммуникация». Под коммуникацией, согласно энциклопедическим словарям, понимают общение, передачу информации от человека к человеку при помощи языка и других знаковых систем. Следовательно:
|
|
Маркетинговые коммуникации - это деятельность, обеспечивающая передачу информации о товаре или фирме потребителям. Конечной целью такой деятельности является продвижение товара на рынке.
В классическом маркетинге выделяют пять основных форм маркетинговых коммуникаций:
реклама;
·
стимулирование сбыта;
·
PR (от англ. public relations - связи с общественностью или развитие общественных связей);
·
личные (прямые) продажи;
·
прямой маркетинг.
Однако только этими средствами маркетинговые коммуникации не ограничиваются. В комплекс маркетинговых коммуникаций также могут быть включены любые средства, способные передавать информацию потребителям: ценники, вывески, оформление витрин, упаковка товара и др.
РЕКЛАМА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ТИПЫ И ВИДЫ
Реклама (от ит. Reclamare и фр. Reclamo) в переводе "выкрикивать"
Реклама – платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через СМИ и др. формы коммуникации, имеющее своей целью заставить потребителей выполнить желаемое рекламодателем действие.
Основные черты рекламной коммуникации:
· Неличность (наличие в цепочке рекламодатель-потребитель обязательных посредников)
· Платность
· Односторонняя направленность (отсутствие или запаздывание обратной реакции на рекламное обращение)
|
|
· Неопределенность эффекта (вероятностность всех методик)
· Общественный характер (соответствие законодательству)
· Четкое обозначение рекламодателя
· Небеспристрастность (любое рекламное обращение стремится выделить преимущества и не упомянуть недостатки)
Основная цель рекламы: заставить потребителя выполнить желаемое рекламодателем действие (убедить потребителя купить товар, воспользоваться услугой, придать известность фирме, содействовать популярности политического деятеля, внушить аудитории социально значимые мысли и т.д.)
Задачи рекламы:
· Информирование – формирование осведомленности и знания о новом товаре, конкретном событии, о фирме
· Увещевание – постепенное, последовательное формирование предпочтения, соответствующего восприятию потребителем образа фирмы и ее товаров; убеждение покупателя совершить покупку; поощрение факта покупки
· Напоминание – поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре в промежутках между покупками; напоминание, где можно купить данный товар
· Позиционирование (перепозиционирование, репозиционирование) товара или фирмы-коммуникатора
· Удержание покупателей, лояльных к рекламируемой марке
· Имиджирование, создание «собственного лица» фирмы, отличного от образов-конкурентов. Отстройка от конкурентов.
Функции рекламы:
· Экономическая
Это наиболее наглядная функция. Она состоит в том, что цивилизованный рынок невозможно сформировать без развитой рекламы. Особенно удачно ее иллюстрируют 2 известных высказывания:
А) «Реклама – двигатель торговли»
Б) «Когда реклама делает свою работу, миллионы людей сохраняют свою»
· Социальная
Социальная функция рекламы заключается в том, что рекламные сообщения стремятся привить целевой аудитории определенные потребительские привычки и предпочтения. Например, в середине 19 века реклама создала американскую нацию, унифицировав потребности вкусы населения, определив потребительские приоритеты и превратив товары в символы страны. Говорят, что «Дразня желания, реклама стимулирует труд».
· Идеологическая
стремится создать общество с определенными мировоззренческими характеристиками, внедряет новые идеологические ценности – например, право граждан на частную собственность, трудолюбие и предприимчивость как основа богатства и благополучия …..
В специальной литературе выделяют и другие функции рекламы, например, маркетинговую, коммуникативную и т.д.
Основные участники рекламного процесса
Согласно ФЗ РФ «О рекламе», рекламу как процесс образуют четыре составляющих:
· Рекламодатель – юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы
· Рекламопроизводитель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме
· Рекламораспространитель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в т.ч. технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами
· Потребители рекламы – юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.
Основные сферы деятельности в области рекламы:
1. Исследовательская: изучение Т/У, потребителей, рынка.
2. Организационная: постановка целей, разработка творческого подхода, бюджетирование, медиапланирование.
|
|
3. Технологическая: написание текста, макетирование, производство рекламы.
4. Контроль эффективности: мониторинг эффективности рекламной деятельности
Классификации рекламной деятельности
Единой классификации нет, да она и не нужна, поскольку перечень современных разновидностей рекламного воздействия чрезвычайно широк. Есть несколько наиболее распространенных классификаций, которые при необходимости применяются в разных ситуациях.
По типу спонсора:
· Реклама производителя
· Реклама торговых посредников
· Реклама частных лиц (объявления, поздравления)
· Социальная и политическая реклама
По типу целевой аудитории:
· Реклама, направленная на юридические лица
· Реклама, направленная на индивидуального потребителя
По сконцентрированности
на определенном сегменте аудитории:
· Селективная (избирательная) реклама
· Массовая реклама (не направленная на конкретный контингент)
По охватываемой территории
· Локальная реклама (зона распространения - от места продажи до территории населенного пункта)
· Региональная реклама (зона распространения - определенная часть страны)
· Общенациональная реклама (зона распространения - страна)
· Международная реклама (зона распространения - несколько стран)
· Глобальная реклама (много стран, иногда весь мир)
По предмету рекламной коммуникации
· Товарная реклама (реклама конкретного товара, товарной группы, услуги)
· Престижная реклама (формирование имиджа фирмы)
· Реклама идеи
· Реклама личности
· Реклама территории (города, региона, страны...)
По стадиям жизненного цикла товара
· Вводящая (информационная) реклама
· Утверждающая (увещевательная) реклама
· Напоминающая реклама
В зависимости от канала распространения
или носителя рекламного сообщения
(это наиболее часто используемй на практиками классификационный признак)
Средство - канал распространения или носитель рекламной информации
|
|
Форма - конкретный жанр, вид, который принимает рекламное сообщение в рамках выбранного средства распространения
Реклама в прессе. Основные формы:
· Модульная реклама
· Строчная реклама
· Спонсорство рубрик (в т.ч. информационное)
· Специальные приложения к периодическим изданиям
· Образцы товара и т.д.
Печатная реклама. Основные формы:
· Плакат
· Афиша
· Буклет
· Проспект
· Флайер
· Настенные, настольные и карманные календари
· Памятки потребителям
· Карточки постоянного клиента и т.д.
Радиореклама. Основные формы:
· Рекламные объявления
· Рекламные ролики
· Спонсорство программ и т.д.
Теле-, видео-, кинореклама. Основные формы:
· Рекламные ролики
· Бегущая строка
· Баннерная реклама
· Спонсорство передач и т.д.
Наружная реклама. Основные формы:
· Биллборд
· Световой короб
· Брандмауэр
· Реклама на остановочных комплексах
· Штендеры
· Вывески
· Витрины и козырьки
· Растяжки (транспаранты) на опорах осветительной и контактной сети
· Флаги и др.
Транзитная реклама. Основные формы:
Надписи, наклейки, навесные щиты и т.п. на наружных поверхностях и в салонах транспорта всех видов
Компьютерная реклама. Основные формы:
· Баннеры
· Промо-сайты
· Корпоративные сайты
· Контекстная реклама и т.д.
Про́дакт пле́йсмент (англ. productplacement, дословный перевод размещение продукции) — приём неявной (скрытой) рекламы, заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах, на иллюстрациях и картинах — имеет реальный коммерческий аналог. Обычно демонстрируется сам рекламируемый продукт либо его логотип, или упоминается о его хорошем качестве.
В апреле 2006 Broadcasting & Cable озвучил статистику, согласно которой две трети рекламодателей используют продакт плейсмент, 80 % которого приходится на телевизионные программы.
Персонаж моряка Попая был создан в 1929 году. История о том, как шпинат волшебным образом увеличивал силы главного героя, привела к росту потребления консервированного шпината на 30 % по всей территории США. В фильме Стивена Спилберга «Инопланетянин» (E.T.) 1982 года появились сладости Reese`s Pieces от компании Hershey`s. В фильме дети приготовили по своему рецепту «сладкую пиццу», и E.T. перед таким искушением не устоял. После выхода картины в прокат Reese`s Pieces вошли в «меню мечты» американских детей как неизменный атрибут. Продажи производителя взлетели на 65 % (по другим источникам — на 70 %). Говорят, фирма Mars, производитель M&M`s, с досады рвала волосы, поскольку от участия в фильме она отказалась.
РЕКЛАМА И ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ
Термин «коммуникация» (от лат. communicatio — делаю общим, связываю) используется с начала XX в.
В современной трактовке коммуникация — социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств.
Существует три основных подхода к коммуникации:
1. Средство связи любых объектов материального мира. В рамках этого подхода выделяют транспортные, энергетические, водопроводные и другие коммуникации.
2. Общение. Передача информации от человека к человеку.
3. Передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Второй и третий подход являются смысловыми.
Для рекламы актуальным представляется третий из указанных подходов.
В зависимости от роли участников в коммуникационном процессе выделяют следующие типы социальной коммуникации:
· Общение - диалог равноправных партнеров
· Подражание - заимствование образцов и стилей поведения, общения, образа жизни и т. п. одних членов общества другими людьми
· Управление - целенаправленное воздействие отправителя на адресат сообщения
Реклама является одним из средств управления.
Виды социальной коммуникации:
· внутренняя коммуникация (общение человека самого с собой)
· межличностная коммуникация (2 человека)
· коммуникация в малых группах (3-8 участников)
· публичная коммуникация (от 10 до 30-100 участников); на этом уровне уже выделяется активный коммуникатор и пассивная аудитория
· организационная коммуникация (как правило, свыше 100, однако количество участников может быть меньшим, например, в небольших предприятиях и организациях).
· массовая коммуникация (более 1000 участников) - большие скопления людей (демонстрации, зрелищные мероприятия и т. п.), СМИ и т. д.
Для рекламы актуальными являются все виды коммуникаций, начиная с публичной..
Функции социальной коммуникации:
§ информационная (передача информации)
§ экспрессивная (способность выражать не только смысловую, но и оценочную информацию)
§ прагматическая (способность передавать коммуникационную установку, предписывающую определенное воздействие на получателя)
Рекламе свойственно выполнение всех трех указанных функций.