Понятия «навык» и «умение» в методике обучения ИЯ

НАВЫКИ (в обучении) - учебные действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер. (Современный словарь по педагогике/ сост.Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

РЕЧЕВОЙ НАВЫК - Речевое действие доведенное до автоматизма ведет к появлению Речевого Навыка- РН.

Но сама РД - это речевое умение, она не может быть автоматизирована.

Речевой Навык - автоматизированные компоненты сознательно выполняемой деятельности (Рубинштейн) Речевое Умение – способность выполнять сознательную речевую деятельность, направленную на решение коммуникативных задач
Качества: 1) автоматизированность обеспечивает быстроту и подсознательность выполнения Р действий, появляется в резултате многократных тренировок 2) устойчивость сопротивление к разрушению при взаимодействии с другими навыками 3) гибкость (динамичность) - способность включаться в новые ситуации, - способность к переносу на новый материал   РН – это операциональный уровень РД Качества: 1) целенаправленность воздействие на собеседника 2) самостоятельность умение самостоятельно пользоваться речью 3) динамичность гибкость, способность к переносу 4) продуктивность РУ – это мотивационно-мыслительный уровень РД
Сумма РН не равна РУ
Виды РН: 1) грамматические навыки; 2) лексические; 3) разговорные (артикуляционные и интонационные); 4) перцептивные (техника чтения) 5) каллиграфические и орфографические (техника письма) 6) слуховые (фонематический и интонационный слух) Виды РУ: І. 1) умение говорить (диалогической и монологической форме) 2) умение писать 3) умение аудирования 4) умение читать ІІ. - продуктивные (Г, П) опираются на навыки 1, 2, 3, 5 - рецептивные (А, Ч) на 1,2, 4, 6

Схема по С.П. Шатилову

 

 

Этапы формирования навыков: (по Николаевой)

1 этап – ориентировочно-подготовительный (Николаева) / этап формирования собственно навыков.

Ученики знакомятся с новым материалом (грам., лексич., фонетич.), который представляется в ситуации или контексте, выполняют речевые действия по правилу.

2 этап – стереотипно-ситуативный или стандартизующий, позволяет автоматизировать действия учеников с новым языковым материалом в аналогичных ситуациях (на уровне фразы)

3 этап – вариативно-ситуативный, дальнейшая автоматизация действий с новым материалом.

Деление на этапы по ….

1 этап - формирования собственно навыков

2 этап – совершенствования навыков и развития умений

3 этап – этап развития собственно умений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: