ЛЕКЦИЯ №4. ЛИНГВОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЯ.
1. Лингвопсихологическая характеристика речевой деятельности
2. Понятия «навык» и «умение» в методике обучения ИЯ
Система упражнений для формирования навыков и умений.
Классификация упражнений
Литература:
· Методика навчання іноземних мов у середніх навчальних закладах: Підручник / кол.авторів під керівн. С.Ю.Ніколаєвої. – К.: Ленвіт, 1999.
· Методика обучения ИЯ в средней школе: Учебник / Гез.Н.И., Ляховицкий М.В. и др. – М.: Высш.школа, 1982. - 373 с.
·
Лингвопсихологическая характеристика речевой деятельности
Деятельность человека в широком смысле слова это процесс активного целенаправленного взаимодействия субъекта со средой.
Речевая деятельность – РД – это «процесс активного, целенаправленного взаимодействия людей между собой, опосредованный языком и обусловленный ситуацией общения» (И.О.Зимняя. Психология обучения неродному языку. –М.: Рус.язык, 1989. – С.133.)
Теория РД разрабатывалась такими учеными как И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Т.В.Рябова, Л.С.Выготский и его последователи.
|
|
РД может являться частью другой Д, более широкой: трудовой, познавательной, но может быть и самостоятельной, в случае возникновения специфической потребности (КАКОЙ??? коммуникативно-познавательной).
Как соотносятся между собой понятия: ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ???
ЯЗЫК- система языковых средств обучения (Н.И.Жинкин) - СРЕДСТВО
- нормализованная система звуков, морфем, слов и правил их создания на морфологическом, синтаксическом, семантическом и логическом уровнях. Это система знаков, которая является основным способом общения в человеческом коллективе, способом переработки и передачи информации от поколения к поколению. (С.Ю.Николаева)
Язык как система - исключительно общественное явление, обладающее постоянным и нормативным характером, обязывающим каждого, кто ей пользуется подчиняться ее законам.
РЕЧЬ – реализация языковой системы в коммуникации (Н.И.Жинкин) - СПОСОБ
- индивидуальное, динамичное, ситуативно обусловленное использование языка в процессе общения (С.Ю.Николаева)
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ включает язык и речь как внутренние средства и способы его реализации. Я + Р = РД
Различают 4 вида РД: Аудирование, Говорение, Чтение, Письмо
Г и П – продуктивные виды РД, А и Ч – рецептивные виды РД.
Материальная основа Г и А – звуковая система языка, Ч и П – графическая система Я.
Цель О ИЯ в СОШ является не РД, а общение на ИЯ.
Общение - социальный процесс, в котором происходит обмен деятельностью, способами и результатами Д; общественно- коммуникативная Д субъектов. Виды РД (АГЧП) – способы общения.
|
|
КОМПОНЕНТЫ РД (по С.Ю.Николаевой):
1. МОТИВ - ( по Л.С.Выготскому) причина, «процесс рождения Р начинается с МОТИВА, какой вызывает важную мысль, которая оформляется в слова внутренней речи и реализуется во внешней Р.»
2. ПРЕДМЕТ РД – (основной элемент ее содержания – А.Н.Леонтьев) идеальный (И.А.Зимняя) – мысль как форма отражения предметов и явлений реальной действительности. Выражение мысли осуществляется с помощью продуктивных видов РД (ГП), восприятие мысли – с помощью рецептивных видов РД (АЧ).
3. СРЕДСТВА РД – сформулированная и выраженная в системе языка (с помощью фонетики, грамматики и лексики ИЯ) мысль
4. СПОСОБ РД – (формирования и формулирования мысли):
1) внутренний (человек думает или воспринимает);
2) внешний устный (человек включается в Г);
3) внешний письменный (человек общается в П форме)
5. ПРОДУКТ РД – продукт Г и П – выражение, текст (письменный или устный), продукт А и Ч – понимание текста
6. РЕЗУЛЬТАТ РД – реакция-ответ на РД, или эмоц. состояние
Компоненты по И.А.Зимней: мотив, предмет, продукт, результат.
ЕДИНИЦА РД - РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ:
- в продуктивных видах РД – Р действия, реализуемые на уровне суждения, высказывания;
- в репродуктивных – смысловое решение, вывод.
В системе РД существуют 3 подсистемы, связанные с 3 сторонами речи: -структурной (грамматика), семантичной (лексика), выразительной (фонетической или графической).