СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнение – целенаправленное, определенным образом организованное многократное повторение действия с целью овладения этим действием.
Структура упражнения включает 4 или 3 фазы (1,3,4):
1) инструкция (задание) – создает мотивацию, объясняет роли, ситуацию
2) образец для выполнения – когда необходимо
3) операциональная фаза (выполнение)
4) контроль(самоконтроль)
К.Д.Ушинский «систематичность упражнений ест первая и главная основа успеха»
ТИПЫ УПР (по С.Ю.Николаевой):
Критерий | типы Упр | ||
основные | направленность упр. на прием или выдачу информации | 1. рецептивные – ученик воспринимает информацию через слуховой или зрительный каналы 2. репродуктивные – ученик повторяет материал полностью или с изменениями 3. рецептивно-репродуктивные 4.продуктивные – ученики самостоятельно создают высказывания разных уровней (от высказывания до текста) 5. рецептивно-продуктивные | |
коммуникативность (специально организованная форма общения (В.Б.Царькова) | 1.коммуникативные (речевые) 2.условно-коммуникативные (условно-речевые) –речевые действия учеников в ситуациях 3. некоммуникативные (языковые) служат для усвоения языкового материала | ||
вспомогательные | характер высказывания | 1. устные 2. письменные | |
участие родного языка | 1. одноязычные 2. двуязычные (переводные) | ||
функция в процессе обучения | 1.тренировочные 2. контрольные | ||
место выполнения | 1. классные 2. домашние 3. лабораторные |
Система упражнений СУпр – организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых навыков и умений и характера реально существующих актов речи. (Н.И.Гез)
Общая СУпр – направлена на обучение общению на ИЯ
Частная СУпр – направлена на усвоение какого-либо вида РД
Подсистема упр – направлена на формирование технических навыков
Постоянными компонентами СУ являются – последовательность выполнения Упр, - поэтапность выполнения Упр
Комплекс Упр- предназначен для усвоения конкр. Материала (гр, лекс.) для развития речевых умений по одной теме
Классификация Упр для О ИЯ
типы упр | некоммуникативные (языковые) | условно-коммуникатив-ные (условно-речевые) | коммуникативные (речевые) |
виды упр | виды упр | виды упр | |
рецептивные | 1. восприятие 2. узнавание 3. различение (звука, тона, графемы, лекс.единицы, грам.структуры) | 1. аудирование 2. чтение на уровне фразы или группы фраз | 1. аудирование 2. чтение (на уровне текста) с целью извлечения информации |
репродуктивные | 1. заучивание на память, 2. повторение, 3. замена (вставка) 4. сужение или расширение высказывания 5. объединение 6. пересказ | 1. имитация речевого образца 2. подстановка в реч. образец 3. трансформация в ро 4. расширение ро 5. завершение ро 6. ответы на вопросы разных типов, 7. пересказ текста | пересказ текста неизвестного слушателям |
продуктивные | не бывает | 1. объединение ро (одноструктурных и разноструктурных) в надфразовое единство, 2.объединение ро в диалогическом единстве: (вопрос-ответ, вопрос- конт.вопрос, сообщение- сообщение, и т.д.) | 1. сообщение (фактов) 2. описание 3. повествование 4. комментирование 5. рассуждение 6. доказательство 7. беседа 8. дискуссия 9. написание письма |
Общая система упражнений по О ИЯ
упр для А | упр для Г | упр для Ч | упр для П | |||||||||||
А1 | А2 | Г1 | Г2 | Г3 | Ч1 | Ч2 | Ч3 | П1 | П2 | П3 | ||||
форм. РН А | разв РУ А | форм РН Г | разв У диал. речи | разв. У монол. Р | форм Н техники Ч | форм РН Ч | разв У Ч | форм Н техники П | форм РН П | разв У П | ||||