Формирование навыков, развитие умений

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнение – целенаправленное, определенным образом организованное многократное повторение действия с целью овладения этим действием.

Структура упражнения включает 4 или 3 фазы (1,3,4):

1) инструкция (задание) – создает мотивацию, объясняет роли, ситуацию

2) образец для выполнения – когда необходимо

3) операциональная фаза (выполнение)

4) контроль(самоконтроль)

К.Д.Ушинский «систематичность упражнений ест первая и главная основа успеха»

 

ТИПЫ УПР (по С.Ю.Николаевой):

Критерий типы Упр
основные     направленность упр. на прием или выдачу информации   1. рецептивные – ученик воспринимает информацию через слуховой или зрительный каналы 2. репродуктивные – ученик повторяет материал полностью или с изменениями 3. рецептивно-репродуктивные 4.продуктивные – ученики самостоятельно создают высказывания разных уровней (от высказывания до текста) 5. рецептивно-продуктивные
  коммуникативность (специально организованная форма общения (В.Б.Царькова) 1.коммуникативные (речевые) 2.условно-коммуникативные (условно-речевые) –речевые действия учеников в ситуациях 3. некоммуникативные (языковые) служат для усвоения языкового материала
вспомогательные   характер высказывания 1. устные 2. письменные
  участие родного языка 1. одноязычные 2. двуязычные (переводные)
  функция в процессе обучения 1.тренировочные 2. контрольные
  место выполнения 1. классные 2. домашние 3. лабораторные

Система упражнений СУпр – организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых навыков и умений и характера реально существующих актов речи. (Н.И.Гез)

Общая СУпр – направлена на обучение общению на ИЯ

Частная СУпр – направлена на усвоение какого-либо вида РД

Подсистема упр – направлена на формирование технических навыков

Постоянными компонентами СУ являются – последовательность выполнения Упр, - поэтапность выполнения Упр

Комплекс Упр- предназначен для усвоения конкр. Материала (гр, лекс.) для развития речевых умений по одной теме

 

 

Классификация Упр для О ИЯ

типы упр некоммуникативные (языковые) условно-коммуникатив-ные (условно-речевые) коммуникативные (речевые)
виды упр виды упр виды упр
рецептивные   1. восприятие 2. узнавание 3. различение (звука, тона, графемы, лекс.единицы, грам.структуры) 1. аудирование 2. чтение на уровне фразы или группы фраз 1. аудирование 2. чтение (на уровне текста) с целью извлечения информации
репродуктивные     1. заучивание на память, 2. повторение, 3. замена (вставка) 4. сужение или расширение высказывания 5. объединение 6. пересказ 1. имитация речевого образца 2. подстановка в реч. образец 3. трансформация в ро 4. расширение ро 5. завершение ро 6. ответы на вопросы разных типов, 7. пересказ текста пересказ текста неизвестного слушателям
продуктивные     не бывает 1. объединение ро (одноструктурных и разноструктурных) в надфразовое единство, 2.объединение ро в диалогическом единстве: (вопрос-ответ, вопрос- конт.вопрос, сообщение- сообщение, и т.д.) 1. сообщение (фактов) 2. описание 3. повествование 4. комментирование 5. рассуждение 6. доказательство 7. беседа 8. дискуссия 9. написание письма

 

Общая система упражнений по О ИЯ

упр для А упр для Г упр для Ч упр для П
А1 А2 Г1 Г2 Г3 Ч1 Ч2 Ч3 П1 П2 П3
форм. РН А разв РУ А   форм РН Г разв У диал. речи разв. У монол. Р форм Н техники Ч форм РН Ч разв У Ч форм Н техники П форм РН П разв У П
                             

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: