Организация и контроль за всеми видами письменных работ на ступени начального общего образования осуществляются на основе единых требований к устной и письменной речи обучающихся.
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются:
· упражнения по русскому языку и математике;
· текущие, итоговые письменные контрольные, самостоятельные и проверочные работы по русскому языку (диктант, списывание текста, обучающее изложение, обучающее сочинение) и математике;
· фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения окружающего мира (дневники наблюдений).
Затраты времени на выполнение домашних заданий по всем предметам учебного плана не должны превышать (в астрономических часах) 1,5 часа во 2-3 классах, 2 часа в 4 классе.
Текущие контрольные, самостоятельные и проверочные работы проводятся с целью оценки уровня усвоения программного материала. Их содержание и частотность определяются учителем самостоятельно с учетом специфики предмета, степени сложности и логики изучаемого материала, а также особенностей учащихся конкретного класса, и отражаются в его рабочей программе. Для проведения текущих контрольных самостоятельных и проверочных работ учитель может отводить весь урок либо его часть.
|
|
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых разделов и тем образовательной программы по отдельному предмету учебного плана. Таким образом, итоговые контрольные работы, как правило, проводятся в конце четверти (триместра), полугодия, года.
Содержание работ для письменного контроля может быть определено по одноуровневым или разноуровневым вариантам, различающимся по степени сложности.
В целях предупреждения перегрузки обучающихся время проведения контрольных, самостоятельных и проверочных работ определяется общешкольным графиком, разработанным с учетом общего количества контрольных работ и утвержденным в установленном порядке. Указанный график рекомендуется согласовывать с методическим объединением учителей начальных классов. В один учебный день допускается проведение в классе только одной письменной контрольной, самостоятельной, проверочной работы. В течение учебной недели рекомендуется проведение в классе не более двух подобных работ. При планировании данного вида работ в каждом классе необходимо предусмотреть их равномерное распределение в течение четверти (триместра), полугодия. Не рекомендуется проводить указанные работы в первый день недели, четверти (триместра), в первый день после каникул и праздников.
Количество контрольных, самостоятельных и проверочных работ по предметам учебного плана может быть определено ОУ самостоятельно в зависимости от требований используемой программы. Далее представлено примерное распределение видов работ:
|
|
Русский язык | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Списывание текста | ||||
Словарный диктант | ||||
Диктант | ||||
Изложение (обучающее) | - | |||
Сочинение (обучающее) | - | - | ||
Математика | ||||
Устный счет | ||||
Математический диктант | ||||
Самостоятельная (проверочная) работа |
Контрольная работа
Проведение письменных итоговых контрольных работ по другим предметам учебного плана не рекомендуется.
При определении объема контрольной работы необходимо учитывать следующие рекомендации.
В словарные диктанты включаются слова на изученные орфограммы, а также слова из словаря, написание которых нужно запомнить. Итоговый контрольный словарный диктант рекомендуется проводить во 2-4 классах один раз в год (апрель/май).
Объем словарного диктанта
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
- | 8-10 слов | 10-12 слов | 12-15 слов |
Объем диктанта
Классы | Четверти/количество слов | |||
I | II | III | IV | |
1 класс | 15-17 | |||
2 класс | 20-25 | 25-35 | 35-40 | 40-45 |
3 класс | 45-50 | 50-55 | 55-60 | 60-70 |
4 класс | 65-70 | 70-75 | 75-85 | 85-90 |
Объем текста для контрольного списывания
Классы | Четверти/количество слов | |||
I | II | III | IV | |
1 класс | 15-20 | |||
2 класс | 20-25 | 25-30 | 30-35 | 35-40 |
3 класс | 40-45 | 45-50 | 50-55 | 55-60 |
4 класс | 60-65 | 65-75 | 70-75 | 75-80 |
Поскольку навык письменной речи в начальной общеобразовательной школе только складывается, данный вид работы должен носить обучающий, а не контролирующий характер. Объем текстов обучающих изложений должен быть на 15-20 слов больше объема текстов диктанта. Для письменных обучающих изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией.
Тесты на ступени начального общего образования рекомендуется использовать с целью диагностики затруднений, возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.