Пассивный маркетинг
Прием телефонных звонков и факсов с запросами клиентуры о возможностях компании по организации перевозки экспортных грузов и стоимости этих услуг для клиента.
При получении факса с запросом клиента о возможности компании организовать перевозку и экспедирование экспортного груза, он регистрируется секретарем компании (ему присваивается входящий номер) и вручается в течение I часа, под роспись в получении, начальнику экспортно-импортного отдела, а в его отсутствие, его заместителю по экспортным операциям.
Во всех случаях телефонных обращений клиентов, с просьбой сообщить им возможности компании по отгрузке экспортных грузов, секретарь компании, прежде чем соединять клиента с начальником экспортно-импортного отдела или его заместителем по экспортным операциям, регистрирует телефонный звонок в «Журнале регистрации телефонных обращен и клиентуры (экспорт)» по следующей форме:
• наименование компании клиента;
• должность и ФИО звонившего;
|
|
• телефон;
• краткое изложение вопроса;
• фамилия сотрудника компании, с которым соединили клиента.
Ежемесячный анализ телефонных обращений клиентуры в компанию, может служить одним из оценочных факторов эффективности размещения ее рекламы в СМИ.
Начальник экспортно-импортного отдела или его заместитель по экспортным операциям, получив запрос клиента по факсу, принимают решение о том, соответствует ли запрос профилю работы компании. Факс с этой резолюцией возвращается секретарю, в журнале регистрации делается отметка об этом, после чего он передается под роспись начальнику отдела маркетинга.
При соединении начальника экспортно-импортного отдела или его заместителя по телефону с клиентом, они выясняют суть запроса, наименование компании, должность, ФИО и телефон звонившего. После чего принимают решение о подготовке ответа клиенту самим или поручении этой работы своим подчиненным.
Если незнакомый клиент, отказывается сообщать наименование компании, от имени которой он делает запрос и номер контактного телефона, то ему дается общая, ни к чему не обязывающая информация о готовности компании оказать требуемые услуги и предлагается в самой благожелательной форме, направить заявку по факсу на расчет ставок.
Активный маркетинг
В отличие от пассивного ожидания обращения клиента в компанию по факсу или по телефону, экспедитор может инициировать получение запроса на выполнение конкретной работы от интересующего его клиента.
Для инициации клиента необходимо:
а) определиться с тем. в продаже таких услуг компания заинтересована в первую очередь.
|
|
б) определиться с тем. клиенты из каких сегментов рынка могут быть заинтересованы в этих услугах.
в) собрать предварительную информацию о компаниях, являющихся потенциальными клиентами
г) сделать клиенту предложение, которое может заинтересовать его в работе с компанией.
В зависимости от специализации компании на оказании тех или иных услуг и ее резервных возможностей, компания может быть заинтересована в продаже следующих услуг:
• внутрипортовое экспедирование грузов;
• таможенные услуги;
• услуги по страхованию грузов;
• агентирование морских и речных судов;
• фрахтование морских и речных судов;
• организация перевозок генеральных грузов морским, речным, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом;
• организация перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов.
• организация перевозок рефрижераторных грузов.
• организация перевозок мелкопартионных грузов;
• организация перевозок опасных и разрядных грузов.
• организация перевозок наливных грузов.
• организация перевозок грузов в универсальных контейнерах.
• организация перевозок грузов в танк - контейнерах.
• организация перевозок навалочных грузов.
• организация перевозок лесных грузов.
И т.д.
В зависимости от услуг, в продаже которых компания заинтересована в первую очередь, ее клиентами могут являться:
· другие экспедиторские компании, которые не имеют представительства для организации внутрипортового экспедирования;
· компании, не имеющие и своем штате квалифицированных декларантов.
· компании, не имеющие существенных скидок от страховщиков морские и речные перевозчики.
· компании, экспортирующие массовые грузы, отгрузка которых
· производится судовыми партиями;
· компании, уже работающие на экспорте, которые могут быть заинтересованы в получении более льготных тарифов на экспорт своих грузов: морским, речным, железнодорожным автомобильным и воздушным транспортом;
· компании, осуществляющие строительство за рубежом промышленных объектов «под ключ», а также компании экспортирующие турбины станки и другое крупногабаритное и тяжеловесное оборудование, компании, продающие за границу товары, требующие особых температурных условий для их транспортировки (продукты питания, химические соединения и т.д.);
· компании, экспортеры химических соединений, попадающих под категорию опасных грузов;
· экспортеры нефти, мазута, сжиженного газа и ряда других химических соединений, продажа которых на экспорт производится наливом; экспортеры бумаги, фанеры, подшипников, запасных частей и многих других грузов, продажа которых на экспорт в универсальных контейнерах более предпочтительна, чем их отгрузка в судовых помещениях; экспортеры наливных химических соединений малыми партиями; экспортеры угля, удобрений навалом, металлолома навалом и других грузов;
· компании, экспортирующие пиловочник, балансы, пиломатериалы.
· Источниками первичной информации о компаниях, которые могут быть потенциальными клиентами являются:
· отраслевые выставки, на которых компании рассказывают о себе и предлагают свою продукцию;
· отраслевые рекламные издания, с информацией о компаниях и сфере
· их деятельности;
· информационные базы данных об экспорте товаров;
· отраслевые справочники экспортеров;
· СМИ.
Для того, чтобы заинтересовать потенциального клиента в сотрудничестве, необходимо сделать ему предложение, анализ которого побудил бы клиента направить в компанию уже конкретный запрос на определенные услуги.
Получив запрос клиента на котировку ставок, экспедитор выполняет операции, аналогичные операциям пассивного маркетинга.
Подготовка коммерческого предложения
|
|
Принимая во внимание относительную стабильность валютных тарифов отечественных и иностранных перевозчиков, запрашивать их о текущих ставках целесообразно только в двух случаях:
а) когда просчитывается транспортная составляющая первый раз;
б) когда требуется абсолютно точная информация о действующей ставке, для внесения ее в договор с клиентом.
С учетом временного разрыва между запросом клиента и готовностью груза к отгрузке на экспорт, валютные тарифы, полученные от перевозчиков 2-3 месяца назад, могут успешно использоваться для котировок ставок коммерческих предложений с оговорками об их возможных изменениях, получении объемных скидок.
С этой целью, все полученные от перевозчиков ставки должны фиксироваться в компьютерном файле «Тарифы перевозчиков по следующей форме:
• наименование перевозчика;
• маршрут перевозки;
• наименование груза;
• количество груза;
• дата получения ставки.
Запросы морским перевозчикам делаются на основании «Карты морских перевозчиков*, которая ежегодно обновляется и содержит следующую информацию: Запросы морским перевозчикам делаются на основании «Карты морских перевозчиков*, которая ежегодно обновляется и содержит следующую информацию:
• порты захода линейных судов в алфавитном порядке;
• наименования судоходных компаний, обслуживающих эти порты.
При этом на один и тот же порт, как правило, работают несколько перевозчиков. Отдельно для каждого перевозчика указываются названия агентств, которые их обслуживают, например, в СПБ и Москве, также ФИО и телефоны контактных лиц, к которым следует обращаться с запросами по ставкам.
Принимая во внимание возможность отгрузки экспортных грузов не только с причалов определенного порта, но и причалов других стивидорных компаний, расчет ставок за погрузо-разгрузочные работы производится на основании их официальных тарифов.
Конъюнктурный лист составляется только в тех случаях, когда речь идет о расчете ставок для конкретных договоров с клиентами. Во всех остальных случаях, когда ставка рассчитывается для коммерческого предложения и может носить относительно приблизительный характер, оформи, не конъюнктурных листов может быть опущено.
|
|
При подготовке коммерческого предложения на устный или письменный запрос клиента, его стиль и характер должны соответствовать стилю и характеру запроса клиента. Это означает, что если запрос клиента сделан устно и нуждается в срочном ответе, то ответ так же, как правило, дастся по телефону.
На письменные запросы даются отпеты.
При подготовке ответа на запрос клиента мало помнить о том что в подавляющем большинстве случаев псе обращающиеся к нам в первый раз незнакомые клиенты, не планируют отправку своих грузов на экспорт в ближайшее время. Речь, как правило, идет о проработке условий контракта, транспортная составляющая которого определяется с точностью от 10 до 50% (в зависимости от стоимости груза и расстояния транспортировки).
Отправка коммерческих предложений клиентам
В тех случаях, когда на запросы клиентуры лаются письменные ответы по факсу, они оформляются испаши татем на бланках компании, визируются в отделе маркетинга и подписываются начальником экспортно-импортного отдела, а его отсутствие - его заместителем по экспортным операциям. Подписанные факсы сдаются секретарю компании, регистрируются, отсылаются и вместе с «отбойками» возвращается исполнителю.
Выяснение по телефону реакции клиента
на сделанное ему коммерческое предложение
По прошествии суток, после отправки коммерческого предложения, исполнитель должен позвонить по телефону лицу, обратившемуся с запросом и поинтересоваться его отношением к сделанному компанией предложению в процессе этого разговора, независимо от реакции клиента на сделанное ему предложение, исполнитель должен стремиться организовать личную встречу с клиентом, с приглашением его посетить компанию. Посещение нашими сотрудниками компании-клиента также является целесообразным для установления более тесных деловых отношений.
Отправка клиенту формы заявки на ТЭО и перевозку груза
При получении от клиента информации о том, что он готов рассмотреть вопрос заключения договора на перевозку и экспедирование груза, для уточнения деталей перевозки, ему высылается типовая форма заявки компании на перевозку и экспедирование. Эта заявка должна содержать исчерпывающую информацию для подготовки проекта договора с клиентом:
· полное наименование компании-заказчика услуг, должность и ФИО лица, которое будет подписывать договор с компанией;
· наименование груза;
· упаковка груз;
· количества груза по данному договору;
· маршрут перевозки;
· наименование услуг, в которых нуждается заказчик,
· сроки выполнения перевозки;
· необходимость страхования груза;
· условия поставки по запродажному контракту,
особые требования или условия перевозки.
Типовая форма отправляется клиенту по факсу исполнителем, без регистрации секретарем компании. Ее отправке должен предшествовать телефонный разговор с контактным лицом.
Прием заявки клиента на ТЭО и перевозку груза
При поступлении в компанию, заполненной клиентом формы заявки на ТЭО и перевозку грузов, она регистрируется секретарем и передается под роспись начальнику экспортно-импортного отдела или его заместителю по экспортным операциям, которые принимают решение об исполнителе организации конкретной перевозки груза и налагают на нее соответствующую резолюцию.