Сущность понятия «адаптация». Связь адаптации с социализацией. Представления об адаптации в зарубежных школах: психоаналитическая (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон); гуманистическая (А. Маслоу); когнитивная психология личности (Г. Гартман); интеракционисткая (Л. Филипс).
Отечественные концепции изучения адаптации (Т. Шибутани, О.И. Зотова, И.К. Кряжева, А.А. Реан). Характеристика понятия «адаптационная стратегия». Сущность понятия «дезадаптация».
Виды дезадаптации: физическая, психологическая, экономическая, профессиональная, правовая и др. (подробно дать характеристику одного из видов дезадаптации на выбор).
Социализация как социально-педагогическое явление
Сущность социализации и ее содержание. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации.
Составляющие процесса социализации (стихийная, относительно направляемая, относительно социально контролируемая – воспитание, самоизменение человека). Отличия воспитания от других составляющих социализации. Задачи социализации личности: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.
|
|
Социально-педагогические механизмы социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный).
Девиации как социально-педагогическая проблема
Понятие и формы девиаций (пьянство и алкоголизм; наркомания и токсикомания; агрессивное поведение; суицидальное поведение; проституция; психические расстройства; преступность). Предпосылки появления и развития девиаций в подростковом возрасте. Концепции девиаций (биологическая, психологическая и социологическая).
Норма» и «отклонение» в социальной педагогике
Понятие «норма», «социальная норма», «отклонение от нормы». Виды социальных норм и механизмы их регулирования. Социальные отклонения. Классификация видов отклоняющегося поведения: негативные, позитивные, социально-нейтральные (Ю.А. Клейберг); нестандартные, деструктивные (Ц.П. Короленко, Т.А. Донслик); антисоциальные (делинквентные), асоциальные, аутодеструктивные.
Причины отклоняющегося поведения (биологические факторы, психологические факторы, социально-педагогические факторы, социально-экономические факторы, морально-этические факторы).
Структура и специфика социально-педагогической деятельности
Понятие «социально-педагогическая деятельность». Уровни социально-педагогической деятельности: макро-, мезо- и микроуровни. Цель, объект, субъект социально-педагогической деятельности на каждом из этих уровней. Профессиональная деятельность социального педагога: объект, субъект, цель, задачи. Функции социального педагога. Формы помощи, оказываемой социальным педагогом.
|
|
Корпоративный имидж образовательного учреждения
Понятие и сущность корпоративного имиджа образовательного учреждения. Содержание корпоративного имиджа образовательного учреждения. Внешние показатели корпоративного имиджа образовательного учреждения. Внутренние показатели корпоративного имиджа образовательного учреждения.
Взаимодействие как психолого-педагогическая категория
Понятие «взаимодействие». Взаимодействие как процесс. Типы взаимодействия. Ведущие стратегии поведения во взаимодействии. Механизмы межличностного восприятия при взаимодействии. Формы совместной деятельности. Специфика делового взаимодействия.