double arrow

Постинтернатное сопровождение и адаптация детей-сирот как условие их успешной социализации


Постинтернатная адаптация для детей-сирот является актуальной проблемой, поскольку для данной категории молодого поколения, выросшего в специфическом частично изолированном мире интернатных учреждений, находясь на государственном

обеспечении, переход от детства к периоду взрослости сложен и связан со многими проблемами в самостоятельном жизнеустройстве.

У вступающего во взрослую жизнь должны быть сформированы адекватные представления об обществе, его культуре и ценностях, развиты социально значимые качества, способствующие реализации адаптационных возможностей и механизмов социализации. Несмотря на проводимую с воспитанниками интернатов в этом отношении работу, анализ практики показывает, что после выхода из названных учреждений сироты испытывают значительные трудности в адаптации к миру, не умеют применить полученные знания в жизни. Это приводит к тому, что молодые люди зачастую не имеют моделей самостоятельной жизни, теряются в незнакомой ситуации, могут решать возникающие проблемы незаконными способами, не видя других путей, проявляют склонность к социальной деградации и т. д.




Все это свидетельствует о виктимизации выпускников интернатных учреждений, что обусловливает необходимость реализации системы постинтернатного сопровождения детей-сирот, способствующей их социальной адаптации и социализации после выхода из стен интернатов.

Говоря о проблемах постинтернатной социализации, следует отметить такие сферы социального становления личности, как деятельность, общение, семья, самопознание и самореализация.

На этой основе процесс постинтернатной адаптации и социализации детей-сирот необходимо осуществлять на следующих уровнях: 1) общество (макросреда) – адаптация к особенностям социально-эконо-мического, политического, духовного и культурного развития общества; 2) социальная группа (микросреда) – адаптация сироты к конкретной социальной общности (семья, учебный коллектив и др.); 3) сам индивид (адаптация на внутриличностном уровне) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции личности и ее самооценки.

Постинтернатная адаптация и социализация детей-сирот должна осуществляться в соответствии со следующими этапами:

· выработка адаптационных навыков и способностей;

· социально-бытовое устройство;

· усвоение социально полезных ролей;

· закрепление социально значимых позитивных установок, мотивов и способов поведения и общения.

В настоящее время в опыте российских социально-педагогических служб представлено несколько моделей постинтернатной адаптации и социализации детей-сирот, в их числе социальная гостиница, Центр постинтернатной адаптации, социальный приют и воспитательный дом, благотворительные фонды и программы.



Социальная гостиница предназначена для временного проживания выпускников интернатов, не имеющих жилья и состоящих на учете по подбору жилой площади. Воспитательная работа с выпускниками здесь ведется по следующим направлениям: правовое воспитание, основы медицинских и гигиенических знаний, семейное воспитание, основы законодательства и делового общения, основы делопроизводства. В условиях социальной гостиницы реализуется модель самостоятельного проживания, которая включает в себя ведение домашнего хозяйства; рациональное использование денежных средств; знание, куда обращаться, если есть проблемы со здоровьем; знание, когда и где платить за квартиру; умение защитить свои гражданские права; знание, где находятся кризисные центры и для чего они существуют, и др.

Центр постинтернатной адаптации решает следующие задачи: 1) создание необходимых материальных и психолого-педагогических условий для всестороннего развития личности воспитанника; 2) создание условий, приближенных к домашним и способствующих освоению вузовской программы обучения; 3) сохранение и укрепление физического и психического здоровья сирот, обучающихся в Центре; 4) оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи сиротам на протяжении всего срока обучения в вузе. Важнейшим условием работы Центра является взаимодействие с деканами вузов, с различными общественными молодежными организациями и службами.



Социальный приют и воспитательный дом создаются для оказания социальной помощи безнадзорным детям, подросткам и юным матерям в организации их временного проживания, в предоставлении правовой, медико-психолого-педагогической помощи.

Благотворительные фонды и программы поддержки выпускников детских домов и интернатов предлагают следующие виды сопровождения: воскресный родительский клуб, консультации и поддержка специалистов (медиков, психологов, юристов), домашнее визитирование и др.

В Республике Беларусь накоплен и свой опыт по решению проблем постинтернатной адаптации и социализации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-первых, это практика патронатного воспитания, позволяющая воспитывать ребенка в семейной атмосфере и снижать негативное влияние социума. В данном случае ребенок помещается в семью патронатного воспитания на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок. Задача патронатной семьи – создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка в семье и его социализации, формировать у него установку на самодеятельность, ответственность за свои поступки и собственную жизнь. Задача специалистов учреждения (психологов, социальных педагогов, медиков) – создать условия для реабилитации и адаптации детей в патронатной семье; обеспечить социальную защиту детей при их устройстве после ухода из патронатной семьи. Во-вторых, развитие таких моделей содержания и воспитания сирот, как SOS-Детская деревня и детский дом семейного типа, основанных на принципе замещающей семьи. В-третьих, открытый в 2002 г. «SOS-Молодежный дом». Цель его деятельности – помощь и поддержка детей из SOS-Детских деревень в вопросах получения профессии, трудоустройства, решения жилищных вопросов, успешной интеграции в общество за счет собственных сил и возможностей.

Одним из условий успешной социальной интеграции выпускников интернатов в общество является объединение усилий всех общественных структур и социальных институтов для реализации следующих положений:

· создание условий для адаптации детей-сирот в обществе;

· разрушение негативных социальных стереотипов в отношении данной категории детей;

· обеспечение преемственности в деятельности различных структур по вопросам социально-педагогического сопровождения выпускников интернатов;

· анализ имеющихся моделей постинтернатного сопровождения сирот, разработка и внедрение инновационных форм постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.







Сейчас читают про: