5.1. Торможение методом рекуперации.
Соберите монтажную схему для исследования рекуперативного торможения. Кратковременно включите двигатель постоянного тока и определите направление вращения якоря. Затем включите трехфазный асинхронный двигатель и также определите направление вращения. Если оно не совпало с направлением вращения ДПТ, измените его. Проверьте работу измерительных приборов. При отклонении стрелок ваттметра или варметра влево переведите переключатель прибора в противоположное положение.
Рис. 4.5. Принципиальная электрическая схема (а) и устройство монтажной панели (б) для исследования трехфазного асинхронного двигателя в режиме торможения противовключением.
По формуле 4.1. определите частоту вращения магнитного поля асинхронного двигателя.
Включите двигатель постоянного тока и установите частоту вращения по тахометру в пределах между n1 и nн асинхрнного двигателя, после чего включите асинхронный двигатель.
Увеличивая частоту вращения ДПТ, записывайте показания приборов в таблицу 4.1 через каждые 10... 15 делений шкалы ваттметра. Сделайте по 2...3 замера в двигательном и генераторном режимах.
Таблица 4.1 | ||||||||||||
Измерено | Вычислено | |||||||||||
n2 | Uн | I | Q | Двиг.реж +Р | Генер.реж-Р | Скольж s | Момент | |||||
+М | -М | |||||||||||
мин -1 | В | дел | А | дел. | ВАр | дел | Вт | дел. | Вт | Нм | Нм | |
Наиболее точно режим работы асинхронной машины можно определить по направлению потока активной мощности. В двигательном режиме (n2<n1) она потребляется из сети и стрелка ваттметра отклоняется вправо при положении переключателя "+". В режиме идеального холостого хода (n2=n1) показания ваттметра равно нулю. При дальнейшем увеличении машина переходит в генераторный (тормозной) режим с отдачей активной мощности в сеть. Переведите переключатель ваттметра на "-".В таблицу его показания записывайте с учетом знака.
Пределом увеличения нагрузки в генераторном и двигательном режимах являются номинальный ток. указанный в паспорте машины.
Величину момента на валу двигателя определите по формуле:
М=9,55×Р2 / n2. (4.3)
где Р2 - мощность на валу, приблизительно равная в двигательном режиме P2=P1hн, в генераторном –P2=P1 / hн (hн - номинальный КПД двигателя).
Постройте график зависимости n2=F(M). Сделайте выводы по результатам исследования.
5.2. Электродинамическое торможение.
Соберите монтажную схему (рис.4.4). Включите двигатель в сеть и затем, отключив его, измерьте время свободного выбега и запишите его в табл. 4.2
Таблица 4.2 | ||||||
Время выбега | Электродинамическое торможение | Торможение противоключением м | ||||
Твыб | Iн | Uпост. | Iпост. | Тторм. | I | Тторм. |
с | А | В | А | с | А | с |
Включите двигатель в трехфазную сеть и после разгона переведите его с помощью переключателя SAI в режим электродинамического торможения. Замерьте и запишите в таблицу 4.2 время торможения, значения напряжения и величины постоянного тока. При полной остановке двигателя отключите постоянный ток, установив переключатель в нейтральное положение.
Проведите торможение при двух-трех значениях постоянного тока в статоре с учетом номинального тока двигателя.
Сделайте вывод об эффективности торможения.
5.3. Торможение противовключением.
Соберите монтажную схему.
Включите двигатель в сеть и после разгона переведите его с помощью переключателя SAI в режим торможения противовключением. Запишите в таблицу 4.2 максимальное значение тока и время торможения. В момент остановки ротора переведите переключатель в положение "откл".
Сравните время торможения со временем свободного выбега. Сделайте выводы.
Контрольные вопросы
1. Что называется временем свободного выбега системы электродвигатель - рабочая машина?
2. Для чего применяют торможение электрических двигателей?
З.В чем заключается торможение методом рекуперации энергии?
4. Изменяются ли направление потока активной и реактивной мощностей при переходе в генераторный режим?
5. Как перевести трехфазный асинхронный двигатель в режим рекуперации; в каких сельскохозяйственных установках этот режим используется?
б. В чем заключается электродинамическое торможение электродвигателей?
7. Как перевести трехфазный асинхронный двигатель в режим электродинамического торможения?
8. 0т чего зависит время электродинамического торможения?
9. В чем заключается и как осуществляется торможение противовключением трехфазного асинхронного двигателя?