1. Цель работы: изучить особенности механических характеристик асинхронного двигателя с фазным ротором в двигательном и генераторном режимах.
Адание
2.1. к самостоятельной работе:
- изучить особенности конструкции, схемы включения, достоинства и недостатки асинхронных двигателей с фазным ротором [3,5,10];
- изучить методику построения механических характеристик в двигательном и генераторном (рекуперативное торможение» режимах [5,7,11,13];
- вычертить принципиальную схему (рис. 5.4);
- используя рис. 5.4. и 5.5 составить монтажную схему;
- вычертить табл. 5.1. и 5.2;
- подготовить устные ответы на контрольные вопросы.
2.2. к работе в лаборатории:
- записать паспортные данные двигателя в таблицу 5.1;
- собрать монтажную схему, произвести испытания в соответствии с указаниями к выполнению работы. Результаты записать в таблицу 5.2;
- построить механические характеристики;
- сделать выводы по результатам исследования.
Общие сведения.
Выполняя лабораторные работы 2 и 3 мы установили, что наиболее распространенные в сельскохозяйственных электроприводах трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором обладают относительно небольшим пусковым моментом при 5...8 кратном пусковом токе. Это не позволяет использовать двигатели большой мощности, соизмеримой с мощностью источника электроснабжения, особенно для привода машин с тяжелым пуском. Трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором имеет на роторе трехфазную обмотку, соединенную звездой. К началам ее фаз через контактные кольца и щетки подключается пусковой или пуско - регулировочный реостат Rx (рис.5.1).
|
|
Рис. 5.1. Схема включения трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором: ХА1...ХАЗ - контактные кольца и щетки; Rx - пуско-регулировочный реостат
Двигатель включают в сеть при введенном сопротивлении пускового реостата. Величина сопротивления Rx выбирается такой, чтобы снизить пусковой ток до IП=(1.5... 1.75) IH и получить пусковой момент МП, близкий к максимальному Мmах. По мере разгона двигателя сопротивление реостата уменьшают, до полного вывода его в конце пуска. Обмотка ротора превращается в короткозамкнутую и при загрузке двигателя получается механическая характеристика 1, аналогичная асинхронному двигателю с короткозамкнутым ротором (рис.5.2). Она называется естественной.
Если же при работе двигателя изменять сопротивление Rx (для этого реостат должен быть рассчитан на продолжительный режим работы, иметь достаточное охлаждение и он называется пуско - регулировочным), можно получить ряд искусственных механических характеристик (рис.5.2).
|
|
Рис. 5.2. Механические характеристики трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором в двигательном (1,2,3) и генераторном (4,5,6) режимах: 1,4 - естественная; 2,3,5,6 - искусственные
Сравнивая частоту вращения ротора при различных значениях Rx и постоянной нагрузке на валу (например, равной Мн), видим, что она изменяется на величину Dn2 Следовательно, с помощью реостата можно регулировать частоту вращения двигателя.
Двигатель с фазным ротором может работать в тех же тормозных режимах, что и двигатель с короткозамкнутым ротором. На станциях технического сервиса и предприятиях по ремонту автомобилей и тракторов используются обкаточно - тормозные стенды для двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
На стенде установлен двигатель с фазным ротором (рис.5.3). Его статор 5 опирается на две стойки 6 с подшипниками и связан с весовым механизмом для изменения момента. В цепь ротора включен жидкостный трехфазный реостат 1, у которого сопротивлением обладает электролит (обычно 3% раствор каустической соды). Величина сопротивления регулируется за счет изменения площади погружения в электролит подвижных электродов.
В режиме холодной обкатки ДВС асинхронная машина работает в режиме двигателя. С помощью реостата постепенно увеличивают частоту вращения ДВС.
В режиме горячей обкатки заводят ДВС и увеличивая подачу топлива устанавливают частоту вращения ротора n2>n1. Асинхронная машина переходит в режим рекуперативного торможения, отдавая в сеть активную мощность, и создает за счет этого тормозной момент. Величину момента можно регулировать как изменением n2, так и с помощью реостата, переходя на различные механические характеристики 4,5,6 (рис.5.2). В продолжительном режиме тормозной момент должен быть таким, при котором ток статора не превышает номинальную величину.
Рис. 5.3. Схема устройства обкаточно - тормозного стенда ДВС: 1 - реостат; 2 - контактные кольца и щетки; 3 - шкала нагрузки; 4 - указатель нагрузки; 5 - асинхронная машина; 6 - стойки подвески статора; 7 - двигатель внутреннего сгорания