Формирование региональных промышленных комплексов и перспективы их развития

Едва ли не главной особенностью социально-экономической и территориальной структуры Беларуси, которая принципиально отличает белорусское общество от всех постсоветских государств, выступает исключительное значение в ее экономике крупной экспортной промышленности.

Перед началом экономического кризиса в 1988 году около 80 процентов всей производимой в БССР промышленной продукции уходило за пределы республики. Подобной доли экспорта не имело ни одно государство в советской сфере влияния в Европе и ни одна республика бывшего СССР.

Белорусский промышленный комплекс также обладал рядом специфичных черт, которые, по сути, предопределили абсолютно необычную природу переживаемого сегодня Беларусью экономического кризиса и необходимость поиска оригинальных путей выхода из него.

В связи с этим формирование региональных промышленных на переходном этапе развития страны оказывает определяющее влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах.

В настоящее время можно выделить следующие основные территориальные особенности развития промышленности:

 чрезмерная ориентация промышленности на производство средств производства (Витебская, Гомельская, Могилевская области);

 большая зависимость от поставок сырья и энергоносителей и ограниченная в связи с этим способность самообеспечения и саморегулирования восточных областей;

 низкий технический уровень большинства предприятий, высокая степень износа основных производственных фондов. Наиболее это выражено в Минской, Витебской, Могилевской областях и г. Минске;

 сложная экологическая обстановка в ряде регионов, требующая дополнительных средств, а также особых мер по социальной защите (чернобыльский регион, места концентрации потенциально опасных производств).

По уровню индустриального развития выделяются Гомельская и Могилевская области, которые лидируют по выпуску промышленной продукции на душу населения (не считая г. Минска). Наименьшим этот показатель остается в Брестской области, причем по сравнению с 1990 г. разрыв между минимальным и максимальным значением еще более увеличился.

Характерной особенностью развития территориальных промышленных комплексов является чрезмерная концентрация производства в нескольких больших городах. Так, на города с числом жителей более 100 тысяч приходится две трети всего производства. Здесь особо выделяются Могилевская область (в городах Могилеве и Бобруйске сосредоточено более 80% регионального объема производства промышленной продукции), а также Витебская, Гродненская и Брестская области, где на предприятиях соответственно Витебска, Орши, Новополоцка, Гродно, Лиды, Бреста, Баранович и Пинска выпускается более 60% всей продукции этих регионов.

Анализ межрегиональных различий развития промышленности показывает, что при разработке промышленной политики страны следует руководствоваться следующими основными задачами:

учитывать специфику каждого региона в осуществлении общегосударственной промышленной политики;

формировать специальные программы и конкретные мероприятия по их реализации в регионах с особо отличающимися условиями, что позволит учесть интересы территорий и обеспечить их развитие в рамках единой стратегии развития страны.

Совершенствование региональных промышленных комплексов должно быть нацелено на рациональное использование экономических возможностей каждого региона, объективных преимуществ территориального разделения труда при осуществлении глубокой структурной перестройки, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности на внешнем и внутреннем рынках.

В качестве приоритетных направлений формирования региональных промышленных комплексов могут быть определены:

повышение доли производства предметов потребления в структуре производства восточных областей;

реконструкция промышленности крупных городов, модернизация производственной инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки;

развитие промышленности регионов с акцентом на преимущественное использование местных природных ресурсов при недопущении загрязнения окружающей среды;

стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия, формирование СЭЗ, технопарков, технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки;

противодействие опасности структурного спада в небольших городах и поселках, стимулирование создания новых рабочих мест;

оказание помощи тем регионам, в которых преобладают большие и неэффективно работающие промышленные предприятия.

Основными объектами региональной промышленной политики должны стать:

регионы, особо зависимые от поставок сырья и топливно-энергетических ресурсов из-за рубежа, т. е. имеющие ограниченные способности самообеспечения и саморегулирования;

районы сосредоточения предприятий ВПК;

регионы с наличием ресурсов общегосударственного значения, требующих больших средств для их освоения;

районы осуществления крупных государственных инвестиционных проектов;

регионы с высоким уровнем безработицы, наличием крупных предприятий, оказавшихся на стадии банкротства.

В качестве конкретных мер, направленных на реализацию основных направлений региональной промышленной политики в ближайшей перспективе могут рассматриваться:

увеличение производства продуктов детского питания (Брестская, Витебская, Гродненская, Минская области, г. Минск);

расширение выпуска тары и упаковок для пищевой промышленности (Брестская, Витебская, Гродненская, Минская области, г. Минск);

расширение производства новых видов стройматериалов (Брестская, Минская, Могилевская области, г. Минск);

внедрение прогрессивных технологий в электронной, радиотехнической промышленности (Гомельская область, г. Минск);

освоение производства новых видов изделий для автомобильного и тракторного машиностроения (Витебская, Минская области);

производство диагностического оборудования для медицинской промышленности (Гомельская, Минская области, г. Минск);

производство оборудования для пищевой промышленности, почвообрабатывающей техники для сельского хозяйства (Гомельская, Гродненская, Могилевская области, г. Минск);

расширение экспортных производств в металлургии (Гомельская, Могилевская области);

развитие новых производств и технологий в медицинской промышленности (Минская область и г. Минск);

создание мощностей по производству новых видов изделий в стекольной промышленности (Гомельская область);

повышение конкурентоспособности продукции и экспортного потенциала в лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности (Брестская, Витебская, Гомельская, Минская области);

создание новых прогрессивных видов сырья и полимерных материалов в химической промышленности (Гомельская, Гродненская, Могилевская области).

В условиях перехода к рыночной экономике и резком повышении цен на энерго- и сырьевые ресурсы приоритетной является задача уменьшения зависимости всех регионов страны от поставок дорогостоящих ресурсов из-за рубежа. Поэтому в промышленности каждой области необходимо сокращать производство материало- и энергоемкой продукции, осуществлять мероприятия по ресурсо- и энергосбережению, вовлечению в хозяйственный оборот вторичных ресурсов. Прежде всего необходимо осуществить техническое перевооружение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности (Витебская, Гомельская области), перепрофилирование неконкурентоспособных производств (все области, г. Минск), реконструкцию с внедрением ресурсо- и энергосберегающих технологий предприятий химической и нефтехимической промышленности (Витебская, Гомельская, Минская, Могилевская области), металлургии (Гомельская, Могилевская области).

В промышленности всех областей необходимо также более высокими темпами развивать производства, обеспеченные местными сырьевыми ресурсами и способствующие удовлетворению потребностей населения в товарах собственного производства: пищевая промышленность (все области и г. Минск); промышленность строительных материалов (Брестская, Гомельская, Могилевская области); лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность (Брестская, Витебская, Гомельская, Минская области).

Строительство новых предприятий необходимо осуществлять с учетом более равномерного рассредоточения их по территории страны, ослабления экологической напряженности в крупных и больших городах. Прежде всего их целесообразно размещать в Брестской, Гродненской и Витебской областях. Эти регионы в меньшей степени пострадали от катастрофы на Чернобыльской АЭС и, кроме того, имеют более низкий (кроме Витебской области) уровень индустриального развития.

С целью создания благоприятной социально-демографической ситуации во всех областях необходимо полнее использовать возможности хозяйственного развития малых городских поселений путем размещения в них небольших специализированных предприятий, филиалов и цехов действующих заводов и фабрик, а также предприятий, связанных с обслуживанием сельского хозяйства, переработкой его продукции и производством изделий из местного сырья. Строительство новых предприятий в небольших городах позволит значительно укрепить их экономический потенциал, создать условия для развития социальной инфраструктуры в различных регионах. Что касается крупных городов, то прирост продукции здесь должен происходить в основном за счет реконструкции и расширения действующих промышленных предприятий, повышения конкурентоспособности их продукции.

И в заключение можно сказать, что стабилизация социально-экономического развития республики зависит не столько от внутренних преобразований, сколько от активной политики за пределами своей национальной территории. В частности, традиционный российский рынок сузился и это надолго. Беларуси ничего не остается как срочно искать хотя бы частичной замены этому рынку в других странах и регионах.

Причем структура белорусской экономики такова, что внутренние преобразования сами по себе практически ни к каким положительным результатам привести не могут. Никакое рыночное реформирование, акционирование, никакая форма приватизации не могут ликвидировать факта естественного монополизма большей части белорусских промышленных предприятий на национальном рынке и их низкой заинтересованности в национальном рыночном пространстве.

С другой стороны, разрушительные социально - политические последствия от экономического упадка экспортной промышленности наступают настолько быстро, что не может быть и речи о медленном перепрофилировании и модернизации основной части производственных фондов белорусской промышленности. Беларусь нуждается в рынках, которые в состоянии быстро заменить утерянные в России возможности. Модернизация производства должна наступить не до выхода на новые рынки, а после или в процессе этого выхода. Именно поэтому сегодняшняя Беларусь и может быть охарактеризована как агрессивное государство (общество), которое просто вынуждено правдами и неправдами прорываться на новые рынки и едва ли не любой ценой закрепляться на них.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: