Содержательная жизнь» (смысл жизни)

К здоровью она имеет самое прямое отношение. Все остальное - и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое кроме него или лучше него никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь.

При составлении программы использовались следующие методы исследования и воздействия.

Методы исследовани я: изучение, наблюдение, эксперимента.

Методы воздействия: словесные, практические, наглядные.

 

Необходимость широкого применения словесных методов связана с тем, что у воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, особенно у малышей, ограниченный словарный запас, и содержание многих слов они не понимают. Часто используется беседа, организуемая с помощью системы вопросов, постепенно подводящих их к усвоению нового материала. На частично-поисковых беседах создаются проблемные ситуации (ставятся вопросы, предлагаются задания), организуется коллективное обсуждение.

Использование метода иллюстрации (показ плакатов, зарисовок на доске,

картинок и т.п.) и метода демонстрации (демонстрация реальных объектов,

опытов) позволило повысить эффективность занятий. Уделяется большое внимание методу примера. На занятиях активно используются приёмы «приучение» и «упражнение». С целью повышения эмоционального фона занятий использовались дидактические игры (различной тематики и содержания), элементы изобразительной деятельности, двигательные упражнения.

При составлении программы использовалась различная учебная и методическая литература. В книге «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» содержатся разработки дня здоровья - «Если хочешь быть здоров - постарайся!», занятие – совет - «Как научиться соблюдать режим дня», составитель Г.П.Попова. Большую методическую помощь оказала книга Л.А.Обуховой и др. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (Мастерская учителя). Она содержит полностью разработанный курс занятий для школьников с планированием. Практическим руководством послужило пособие для воспитателей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме» Худенко Е.Д.

Программа представляет собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и

включает 6 взаимосвязанных блоков занятий:

 

Каждый блок программы состоит из трёх подразделов, рассчитанных на три возрастные группы воспитанников:

· Среднее;

· Старшее;

· Выпускники;

Для каждого возраста разработана своя тематика занятий.

Например, раздел «Правильное питание»:

  Правильное питание.   Среднее звено: 1. Питание-необходимое условие для жизни (беседа). 2.Здоровая пища для всей семьи (презентация). 3.Питание – основа жизни (устный журнал). 4.Как стать Геркулесом? (заочное путешествие). 5.Овощи и фрукты – витаминные продукты (беседа). 6.Что такое питательные вещества? (вопросы и ответы). 7.«Полезные» и «вредные» продукты (кроссворд). 8.Какие ты знаешь правила приема пищи? (обобщение знаний и умений). 9.Что необходимо человеку в еде? (правила питания) Старшее звено: 1.Здоровое питание (час вопросов и ответов). 2Особенности питания по сезонам года (составление рекомендаций). 3.Домашний доктор (разговор с «врачом»). 4.Путь пирожка (презентация). 5.Связь питания и заболевания (аукцион мнений). 6.Кладовая здоровья в лесу, на грядке (заочное путешествие). 7. «Злые продукты» (составление кроссворда). 8.Авитаминоз и обострение хронических заболеваний (ролевая игра). 9.Рациональное питание-залог ЗОЖ (беседа). Выпускники: 1.Основные пищевые продукты и здоровье человека (устный журнал). 2.Разумный рацион питания (работа с меню). 3.Диета – плюсы и минусы (аукцион интересов). 4.Рациональное питание - залог ЗОЖ (беседа). 5.Авитаминоз и плохое самочувствие (советы врача). 6.Витамины и хронические заболевания («поход» к врачу-диетологу). 7.Анализ суточного меню (практикум). 8.Срок годности продукта и моё здоровье (работа с продуктовыми упаковками).  

Работа с учащимися начинается с закрепления начальных знаний о питании человека в виде бесед, игровых моментов, занимательных моментах, то в старшем звене больше уделяется внимания практическим и исследовательским работам.

Анализировалось количество детей страдающих заболеваниями ЖКТ.

№ п./п. Виды заболеваний Число учащихся %
1. Заболевание печени.   8,3
2. Желудочно-кишечный тракт   25,0
3. Гастрит   25,0
4. Нарушение опорно-двигательной с-мы   8,3
5. Заболевания органов дыхания   33,4
  Итого    

Из данных таблицы видно, что практически у каждого из воспитанников (7 чел.) имеются болезни ЖКТ. И в основном эти заболевания являются приобретёнными.

В ходе внеклассных мероприятий проводилось анкетирование детей. Пример «Ваши пищевые предпочтения».

Анкета.

1. Какие продукты вам больше нравиться употреблять? А) фрукты Б)мучные изделия В) чипсы Г) сухарики Д) другое

2. Какому напитку вы отдаете при покупке предпочтение? А) сок Б) кока-кола В) спрайт Г) лимонад Д) минеральная вода Е) другие напитки

3. Знаете ли вы о пользе или вреде этих продуктов и напитков? А) да Б) имею смутное представление В) не знаю Г) мне все равно

Проанализировав эту анкету, получили следующие результаты: Диаграмма.

На конец учебного года результаты изменились в лучшую сторону:

  Вопрос 3 Вопрос 2 Вопрос 3
Вариант А 20% 31% 48%
Вариант Б 33% 27% 50%
Вариант В 35% 16% 1%
Вариант Г 2% 10% 1%
Вариант Д 10% 7%  
Вариант Е   9%  

 

Таким образом, программа «ЗОЖ» обеспечивает

широкомасштабную здоровье-сберегающую культуру воспитанников, с

учетом возможностей и условий школы-интерната. В ней предусмотрены

механизмы перехода внешней культуры здорового образа жизни во внутреннюю культуру личности воспитанника, прежде всего через построение маршрута развития личности, формирование самосознания воспитанника. Программа обеспечивает связь между физической, нравственной, психической составляющими ребенка и соответствующими видами здоровья. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, подбираются особые подходы каждому воспитуемому через нестандартные, активные формы и методы обучения и воспитания.

Цель проекта: формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

Задачи проекта: 1. Формирование мо­тивации и ответственности за сохранение собственного здоровья, обеспечение здорового образа жизни путем создания в группе среды, благоприятной для укрепления здоровья.

2. Организация многообразной и разносторонней деятельности детей по формированию физически здоровой личности,

 

3. Разработка целостной системы здоровье сбережения и ее применение в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участ­ников воспитательного процесса;

Целевая группа проекта: учащиеся общеобразовательной коррекционной школы-интерната.

Участники проекта: администрация, учитель-классный руководитель, воспитатель, педагоги, школьный психолог, медицинский персонал школы-интерната, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, родители.

Место реализации проекта: Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Маскаринская школа-интернат»

Сроки реализации проекта: 2014-2017 годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: