Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Задачи:
Развивающие:
● Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
● Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм
Образовательные:
● Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи
Воспитательные:
● Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
● Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
3-4 года | |
Направления образовательной области | Задачи |
Развитие речи | На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет, шуба — пальто — дубленка). Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — 6 — т — д — к — г; ф — в;т — с — з — ц). Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Грамматический строй речи. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм). Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, v перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов. |
Приобщение к художественной литературе | Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные Программой для первой младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации. |
Формы образовательной деятельности | ||
Организованная образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
● Беседа после чтения ● Рассматривание ● Игровая ситуация ● Дидактическая игра ● Интегративная деятельность ● Чтение ● Беседа о прочитанном ● Игра-драматизация ● Показ настольного театра ● Разучивание стихотворений ● Театрализованная игра ● Режиссерская игра ● Проектная деятельность ● Интегративная деятельность ● Решение проблемных ситуаций ● Разговор с детьми ● Создание коллекций ● Игра | ● Ситуация общения в процессе режимных моментов ● Дидактическая игра ● Чтение (в том числе на прогулке) ● Словесная игра на прогулке ● Наблюдение на прогулке ● Труд ● Игра на прогулке ● Ситуативный разговор ● Беседа ● Беседа после чтения ● экскурсия ● Интегративная деятельность ● Разговор с детьми ● Разучивание стихов, потешек ● Сочинение загадок ● Проектная деятельность ● Разновозрастное общение ● Создание коллекций | ● Сюжетно-ролевая игра ● Подвижная игра с текстом ● Игровое общение ● Все виды самостоятельной детской деятельности предполагающие общение со сверстниками ● Хороводная игра с пением ● Игра-драматизация ● Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка ● Дидактическая игра |
|
|
|
|