double arrow

Что может вызвать тревогу?


Физкульттерапия

Самое главное – это направить их нескончаемый поток энергии в нужное русло. Спорт на свежем воздухе является необходимой частью их лечения. Нужно, чтобы физические нагрузки не были связаны с эмоциональными переживаниями (спортивные игры, соревнования не для гиперактивных детей). Лучшая физкультура для вашего ребенка – это плавание, бег, езда на лыжах, долгие прогулки пешком.

Аутотренинг

Обычно его проводят психологи, сочетая с сеансами гипноза и самогипноза. дети с синдромом дефицита внимания все время находятся в состоянии стресса из-за высокого содержания в их крови стрессовых гормонов адреналина и норадреналина. Аутогенная тренировка помогает ребенку снять напряжение, расслабиться, нормализовать частоту пульса, формирует умение сосредоточиться.

И помните – разумная любовь к детям – дорога к их счастью. Особую группу детей составляют дети умственно отсталые. Во всех ситуациях должны защищаться интересы ребенка, основываются на рациональной оценке ситуации.

В то же время повседневные взаимоотношения с подростком чаще строятся на фоне безразличия к его жизни либо эмоционального отвержения в связи с тем, что образ жизни родителей вступает в противоречие с их родительскими обязанностями. Чаще всего эти родители избегают контактов с педагогами, не посещают школу, не создают условий для правильного развития в семье.




Дома в этих семьях, как правило, антисанитарные условия, нет места для занятий ребенку, отсутствует игровой уголок, домашняя библиотека. Ребенок обычно предоставлен сам себе, отсутствует контроль со стороны родителей за его время провождением. А это в свою очередь ведет к безнадзорности, хулиганству, безделью детей, замедляет формирование социальных навыков.

Половина семей неполные, где воспитанием ребенка занимается мать. Анализ внутрисемейных отношений показывает, что 25% этих семей можно отнести к неблагополучным. Для них характерно невнимание к нуждам ребенка, резкость в обращении с ним, конфликтность во взаимоотношениях членов семьи. Родители не осознают болезненного состояния своего ребенка, обусловленного недостаточностью деятельности его центральной нервной системы, не стремятся помочь ему, наоборот – болезненные проявления, двигательная раздражительность часто вызывают негативную реакцию матери и других родственников. Они нередко наказывают ребенка, подчеркивают его недостатки, ставят перед необходимостью выполнения непосильных для него требований. Ребенок растет, испытывая постоянный дефицит любви и ласки, которые ему необходимо получить именно от матери и родных ему людей. В этом случае подросток замыкается, ожесточается, начинает мстить родителям или же пытается вызвать к себе жалость, старается обратить нa себя внимание (иногда хорошей учебой, иногда наоборот – хулиганскими поступками). Неполная семья, конфликтные семейные отношения тормозят нормальное развитие ребенка и могут в дальнейшем явиться основой его десоциализации. Крайне неблагоприятное влияние на семейную атмосферу и на развитие умственно отсталого ребенка оказывают грубые, неуважительные отношения между родителями, применение физических наказаний. Как показывает опыт, наиболее часто физическим наказаниям подвергаются дети с так называемым гиперактивным поведением. Они раздражают родителей: находятся в постоянном движении, хватают все, что попадается им на глаза, часто ломают и портят вещи. Все время задают вопросы, не слушая ответов. Им очень трудно сосредоточиться на какой-нибудь деятельности, они страдают выраженными нарушениями внимания. Однако их «плохое поведение» не улучшается от применения физических наказаний, наоборот, возбудимость нарастает.



Не менее вредно влияет на развитие ребенка гиперопека, когда ему не дают возможности проявить элементарную самостоятельность, изолируют от прозы жизни. Такой подросток растет нервным, возбудимым, капризным, терроризирует всех окружающих, требуя к себе постоянного внимания. И в дальнейшем у него отмечается снижение адаптационных возможностей.

Кроме того, родители не учитывают, что психологическая обстановка в семьях детей-олигофренов может ухудшаться в период их полового созревания, когда возникают разнообразные состояния декомпенсации, выражающиеся в повышенной психомоторной расторможенности, расстройствах, влечений в виде сексуальной расторможенности, агрессивности поведения и т.п.



Подводя итог вышеизложенному, отметим, что семейное неблагополучие в первую очередь отражается на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы. И в то же время больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость, т.е. превращать семью в неблагополучную, а это в свою очередь еще более усугубляет психическое состояние ребенка.

Что же должны предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку улучшить психологический климат семьи?

Прежде всего необходима целенаправленная, систематическая и кропотливая работа с семьями аномальных детей.

Обмен опытом, контакты с людьми, имеющими аналогичные проблемы, и их моральная поддержка позволяют супругам и особенно одиноким матерям избавиться от чувства одиночества, ненужности и незащищенности. Больной ребенок всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Это обусловливает необходимость психологической и коррекционной работы с такими семьями.

Программа оказания помощи семье может включать в себя два основных направления.

1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:

а) повышение медико-психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

б) создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс;

в) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;

г) контроль за организацией нормального режима ребенка, устранение его безнадзорности;

д) помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество), его общение в семье;

е) меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.

2. Совершенствование учебно-воспитательной работы в школе-интернате:

а) коррекция отношения педагога к ребенку, активное использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;

б) создание благоприятного психологического климата в школе-интернате, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;

в) взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе.

 

Проявление агрессивности у детей

 

В последние годы все чаще приходится слышать сообщения о леденящих душу кровавых преступлениях, совершаемых детьми в школах, колледжах и даже собственных семьях. До 1960 года такие явления были из ряда вон выходящими, а теперь лишь ужасают своей бессмысленной жестокостью. Что служит причиной роста агрессивности у детей, почему проявление жестокости достигает крайних пределов?

А виной тому мир взрослых, его влияние на генетическую предрасположенность, социальную обстановку. Даже питание и лекарства, которыми детей лечат, выбирают взрослые. Население стран, прошедших войны или вооруженные конфликты, имеет высокий процент детей с нарушениями здоровья. Российские медики, работавшие в «горячих точках» (Афганистане, Абхазии и Чечне) обнаружили, что пулевые ранения (даже незначительные по тяжести) производят в организме генетические изменения – мутации, которые передаются по наследству. И следующее поколение получает снижение иммунитета, неустойчивость психики и проявления вспышек агрессии. Причем эффект этот с годами не ослабевает. Применение огнестрельного оружия создает условия для появления в нашем мире заведомо ослабленных физически и неуравновешенных психически детей.

Но все же у нас после Великой Отечественной войны, когда огнестрельные ранения были у огромной массы людей и, видимо, дети рождались с психическими отклонениями, не было такого уровня детской преступности, какая отмечается в настоящее время. Значит, есть и другие значимые причины появления агрессивности у детей. Психологи и психиатры убедительно обвиняют в этом средства массовой информации, особенно телевидение и компьютерные игры, которые культивируют насилие. Действительно, дети всегда подражают взрослым, беря за образец героическую, сильную личность. Сегодня герои борются за личное обогащение и власть над людьми, ни во что не ставя не только чужую, но и собственную жизнь.

Дурной пример заразителен, но не к каждому пристает зараза. Для сопротивления ей нужна здоровая психика. На это и направлены усилия психиатров, которые лечат детей различными средствами, в том числе и психотропными препаратами. Благородные усилия врачей, к сожалению, обернулись вредом для здоровья пациентов. Оказалось, что некоторые из этих лекарств тоже являются стимуляторами агрессивных реакций. До середины XX века психотропные препараты использовались исключительно в психиатрических больницах. Позже в США, а затем и в России они стали применяться для лечения как взрослых, так и детей повсеместно. Последние научные исследования в США показали, что у людей, принимающих антидепрессанты и транквилизаторы, вспышки агрессии отмечаются в 5 раз чаще, чем у тех, кто не пользуется этими препаратами. Анализ ряда преступлений, совершенных под действием психотропных лекарств, показал, что на первом месте в этом рейтинге стоит прозак (в России известен под названием флуоксетин), на втором – препараты группы психостимуляторов, на третьем – транквилизатор ксанакс (альпрозалам). Эти препараты по своему механизму действия схожи с такими веществами как алкоголь, никотин, наркотики, и прекращение их приема приводит к эмоциональным расстройствам и немотивированным поступкам.

В настоящее время в России более 200 тысяч детей в возрасте до 14 лет с диагнозом «расстройство с недостатком внимания» регулярно лечатся психотропными препаратами. На съезде психиатров в конце 2000 года было заявлено, что в нашей стране психическими расстройствами страдают 70–80% школьников. Учитывая опасные свойства психотропных средств лечения, многие педиатры и детские психологи считают неоправданно завышенным уровень применения этих лекарств, напоминая, что существуют веками отработанные средства исправления психических отклонений у детей методами воспитания.

Самое действенное, веками проверенное лекарство от душевных болезней – любовь. И, в первую очередь, это относится к детям. Многочисленными исследованиями доказано, что нежеланный ребенок, от которого родители пытались избавиться, рождается ослабленным физически и психически, с агрессивным чувством к своему окружению. От рождения он социально трудный. Но даже рожденный в благоприятных условиях ребенок будет иметь психические проблемы, если он лишен материнского молока и вскармливается искусственно. Исследования показывают, что большинство обитателей тюрем не знали родительской любви и были «искусственниками».

Агрессия у детей развивается и при деспотических методах воспитания, когда ребенка унижают, бьют. У него развивается комплекс неполноценности, который он пытается скрыть от окружающих за вспышками агрессии и нарочитой грубости. Исследования, проведенные американскими психологами в школах, показали, что у детей, которые убеждены, чти они одиноки и не интересны своим товарищам, уровень агрессивности существенно выше, чем у других школьников.

Еще один фактор роста агрессивности людей – солнечная активность. При ее усилении общая энергетика среды увеличивается за счет роста истоков электромагнитного излучения и магнитных возмущений в биосфере. Это отражается на степени возбудимости нервной системы людей, обостряются социальные конфликты, растет уровень агрессивности в обществе. И дети реагируют на ситуацию в полной мере.

Средний период колебаний солнечной активности составляет 11 лет. Очередной период максимальной возбудимости, по оценкам ученых, идет уже сейчас – в 2002 -2004 годах. Не утихают социальные конфликты в разных регионах мира, приходят природные катаклизмы. В таких условиях люди должны противопоставить наступлению стихии свой интеллект и духовное начало. Только любовь и взаимопонимание, желание добра и взаимопомощь помогут пережить трудные времена и вырастить наших потомков полноценными людьми.

 

Ребенок и улица

 

У каждого ребенка свой внутренний темп развития, поэтому, как правило, дети начинают требовать независимости по мере того, как чувствуют в ней необходимость. И неудивительно, что один ребенок уже в 7 лет хочет самостоятельно ходить в школу и гулять с друзьями без присмотра родителей, а другой в 10 лет еще держится за мамину юбку.

Не нужно слишком опекать малыша или же, наоборот, отпускать на все четыре стороны. Задача родителей – помочь ребенку научиться правильно себя вести на улице, подчиняться существующим правилам и адекватно реагировать на те ситуации, с которыми он может там столкнуться. Обязательно нужно предупредить малыша о тех опасностях, которые могут подстерегать за порогом дома, только не надо слишком драматизировать и запугивать, лучше объясните ему, как нужно себя вести в различных обстоятельствах, а также как их избежать. Это придаст ребенку больше уверенности в себе.

Внушите малышу, что безопаснее ходить по многолюдным и освещенным улицам, чем по дворам и переулкам, даже если это самый короткий путь. Или что, прежде чем переходить дорогу, нужно подождать несколько секунд после того, как загорится зеленый свет, так как какой-нибудь лихач может попытаться проскочить в последний момент. Нелишним будет показать ребенку людей, к которым он может обратиться за помощью (милиционер, охранник, хорошо знакомый сосед...), а также рассказать о том, кто и как может попробовать воспользоваться его наивностью (выпрашивать деньги, куда-то «пригласить» и т.д.) и чего ни в коем случае нельзя делать (садиться в машину к незнакомым людям, идти с ними куда-то, заходить в темный подъезд или садиться в лифт с подозрительными людьми, рассказывать о себе, родителях и доме незнакомцам и т. п.).

Если, чтобы избежать всех этих опасностей, вы попытаетесь запереть ребенка в четырех стенах, это не поможет. Рано или поздно, но ему неизбежно придется столкнуться с внешним миром. И если вы внушите вашему чаду, что улица – это нечто, чего нужно опасаться, ваш малыш, скорее всего, просто не будет знать, как реагировать в случае опасности, и постарается спрятаться за спину родителей.

Семилетку, как правило, не стоит отпускать одного далеко. У него еще плохо развито чувство ориентации, и он может потеряться. Однако малыш вполне может погулять во дворе или на детской площадке, но чтобы вы или кто-то постоянно приглядывал за ним.

В 9–10 лет ребенок уже может сам купить хлеб в соседнем магазине, ходить в школу или в гости к другу-соседу.

Один из способов подготовить сына или дочь к их самостоятельным передвижениям по городу – это пройтись вместе по обычным маршрутам, объясняя, где и на чем нужно заострить свое внимание. И дорога перестанет быть чужой и страшной.

Изменить ситуацию легко, избавив себя и ребенка от ненужных волнений, просто договоритесь, что вы будете его встречать, независимо от того, где он находится. И тут мы предвидим вопрос родителей: когда дети маленькие, договоренность встретить его существует сама собой, а как же быть, когда ребенку уже 15 или 17. Когда он все ваши предложения встречает в «штыки», говоря вам, что вы считаете его маленьким. И здесь главным аргументом должно стать то обстоятельство, что вы всегда встречаете супругу, если она задерживается, и делаете это из-за того, что не хотите подвергать ее жизнь ненужному риску.

И если ваш ребенок достаточно общителен, разговорившись со своей попутчицей или попутчиком, он не должен называть конечного пункта следования, принимать каких- либо угощений, как бы соблазнительно они не выглядели, и конечно же, не соглашаться пройти в другой вагон, если он не видит реальной опасности, в вагоне нет шумных компаний, к нему не начал приставать пьяный и даже в этом случае лучше связаться с машинистом по радиосвязи. А доехав до нужной станции, ваш ребенок выйдет из вагона и пройдет по платформе, пусть он помашет вам рукой, тогда и вы начнете продвигаться ему навстречу. Если у вас или ваших родственников есть машина, договоритесь с ребенком, что вы за ним приедете где бы он не находился.

Поэтому еще раз просим вас приучите детей договариваться с вами о возможной встрече и не забывайте сами встречать их в позднее и темное время суток.

– Если вашему ребенку предстоит возвращаться домой поздно вечером или в темное время суток, договоритесь с ним о встрече.

– Выбирая место встречи, назначайте свидание на открытом и хорошо освещенном месте, где нет шумных компаний и лесных массивов, не назначайте встречу в сквере или рядом с парком, под мостом или в плохо освещенном месте.

– Если вы встречаете ребенка, задержавшегося у своих друзей в соседнем подъезде или доме, договоритесь о встрече у подъезда или рядом с квартирой его знакомых, при этом, если ребенок не хочет, чтобы вас видели, выполните его просьбу, заняв позицию выше или ниже этажом.

– Приходя на встречу, рассчитайте время так, чтобы оказаться в назначенном месте на 10–15 минут раньше контрольного времени.

– Если ребенок должен возвращаться домой на электричке и у вас нет возможности оставить его у друзей (родственников), живущих недалеко от того места, где находится ребенок, и вы не можете встретить его в метро или у автобуса, чтобы вместе спим проехать домой ,назначайте встречу у вагона, в который удобнее всего сесть вашему ребенку.

– Если по каким-либо причинам ему не удалось сесть в назначенный вагон, он должен остаться в том, в который вошел, заняв место рядом с семейной парой или женщиной с ребенком, но не садиться вблизи шумных компаний.

– Не нужно проходить через вагоны к назначенному, даже если вам это предлагает сделать ваша попутчица. Ссылайтесь, что встреча назначена именно у этого вагона.

– Не принимайте предложения выйти в тамбур или пройти в другой вагон, если нет видимой опасности.

– Не принимайте угощений в вагоне, как бы вам этого ни хотелось.

– Если ребенок предлагает вам встретиться у вас на работе, порекомендуйте ему безопасный маршрут и обязательно дождитесь.

– Просите ребенка всегда звонить вам, прежде чем придти к вам на paботу.

– Расскажите, каким маршрутом вы обычно ходите и как ему добраться домой на транспорте.

«Развитие человека можно сравнить с преобразованием личинки-куколки в прекрасную бабочку… В каждой личинке-ребенке есть потенциальная возможность стать бабочкой, но условия воспитания и жизни могут сделать оболочку настолько прочной – т. е. настолько исказить восприятие окружающего мира, что бабочка так и не появится».

Однако даже в самой непривлекательной оболочке – самом плохом человеке, бабочка есть, надо только ее увидеть и помочь освободиться. Но освобождение возможно только при координированных действиях извне и изнутри, а для того, чтобы бабочка откликнулась на помощь, необходимо до нее достучаться, убедить в возможности освобождения и это самая сложная задача, а иногда и невыполнимая». (Л. Шпигель)

Ребенок нуждается в помощи, особенно в кризисном обществе, ему необходимо помочь правильно воспринимать окружающий, постоянно меняющийся мир.

В наше время многие люди утратили способность позитивно воспринимать мир. У детей эта способность есть просто потому, что они дети. Они с радостью делятся ею каждым движением своего тела и души. Но это обмен. За свою любовь и доверие они хотят получить от нашего «взрослого» мира защиту и реальную помощь.

Каждый ребенок рождается в свое время, в конкретном месте и с определенными задачами. Эти задачи встают перед ним в каждый момент во всей полноте, но только когда он станет взрослым, он сможет осознать и принять свою роль. Не все соглашаются со своей ролью в этой жизни. Но жизнь сама вынуждает нас решать стоящие перед нами задачи. Поэтому чем меньше мы будем мешать ребенку развивать свою индивидуальность, тем легче ему будет жить потом. Мы не должны искусственно облегчать или усложнять детство ребенка. Иначе маленькие детские задачки могут обернуться впоследствии большими проблемами для взрослого человека. Как этого избежать? На мой взгляд, это возможно, если правильно организовать процесс воспитания.

Суть воспитания – это непрерывный процесс обмена информацией между Великим Сущим и ребенком. Именно через процесс получения, переработки и оформления полученной информации в конкретные действия и происходит воспитание, дальнейшее развитие и формирование индивидуальности ребенка, которая является его личным опытом в преодолении трудностей и исходя из которого впоследствии вырастает основная линия поведения. Более точно, на мой взгляд, процесс воспитания можно описать, как постепенное перемещение степени ответственности за себя, свою жизни и свое будущее с плеч мамы на самого ребенка, чтобы не получалось так, что мама тащит на своих плечах взрослого дитятю практически до конца жизни.

Поясню. Грудной ребенок удовлетворил свои первичные потребности: поел, отдохнул. Далее, если он не хочет спать, встает вопрос, чем и как себя занять. Первое обращение, конечно, к маме. Он поулыбался в ее сторону, получил ответную улыбку и... ничего более. Значит, надо развлекаться самому. Здесь и включается процесс приобретения индивидуальных навыков достижения желаемого. Если ребенок уже имеет опыт всего добиваться криком («чем громче покричу, тем больше получу»), то он, естественно, пойдет этим путем, в очередной раз закрепив этот способ достижения цели, как «положительный». Но если он знает, что внимание мамы он получит, только если начнет что-то делать, то ему приходится выбирать новый вид деятельности, который он в состоянии осуществить сам. В данном случае – это попытка перевернуться или сесть. Причем не единственная. Ребенок через эти попытки должен убедиться в главном – может ли он достичь того, что хочет, самостоятельно. А мама – понять, как она может помочь ребенку на этом этапе. Если это только начало и дальше потуг дело не идет, то ребенку еще просто рано переворачиваться и тем более сидеть. Можно просто подойти, успокоить ребенка, погладить, поцеловать. Если данный процесс уже на стадии «почти» (почти сел, почти перевернулся), значит, можно чуть-чуть подсадить, подтолкнуть. Через такое действие позитивный опыт получают обе стороны. Но если в момент первых робких попыток ребенка переворачиваться или подсаживаться мама все начнет делать за него, то у ребенка может сложиться иллюзия самостоятельного действия. Он захотел, попытался, а дальше все произошло словно по волшебству – раз и оказался в желаемой позе или получил то, что выпрашивал.

Вопрос в раскрытии индивидуальности и творческих возможностей малыша: способности изобретения и комбинирования. Безудержное желание творить ребенок проявляет уже на втором году жизни: он рисует; сочиняет-фантазирует, представляя свой рассказ с помощью мимики, жестов, игры; танцует и поет, услышав знакомую песню. Здесь необходимо проявить заинтересованность и поддержать его, помня, что искусство не только предмет, которому надо учить, сколько метод обучения всяким предметам. Раннее начало обучения музыке, в частности, является эффективным средством развития психологической и индивидуальной сферы, активизации высших функций мозга и абстрактного мышления. Многочисленные эксперименты доказывают, что творческие опыты в одной области, на одном материале благотворно сказываются на творчестве в других областях. Так называемая «творческость» углубляет интеллектуальные познания, пробуждает интерес к исследованию и анализу разных сторон действительности, развивает способность к тонкому наблюдению, дающему возможность чутко реагировать на все проявления жизни, и выражается в умении открывать новые пути и делать оригинальные выводы.

Проще говоря, процесс удовлетворения своих истинных желаний – это тот первичный опыт и базис, к которому так или иначе мы будем обращаться всю последующую жизнь, и чем больше наш опыт связан с реальными переживаниями, тем увереннее на него мы сможем опираться в дальнейшем. Коротко этот опыт может выражаться в формуле: «хочу + могу = делаю».

Есть желание – выясняется уровень возможностей. И если эти два момента соответствуют друг другу, рождается действие. Многократно повторенное действие, приводящее к желаемому результату, вносится в подсознание как позитивная линия действия, имеющая право на жизнь и дальнейшее развитие. Полное удовлетворение наших первичных потребностей дает ощущение радости. Ребенок удовлетворен, и он излучает эту радость на всех, когда спит и когда бодрствует.

Возвращаясь к описанному случаю, когда ребенок пожелал и сразу получил, мы имеем формулу «хочу = получаю». Понятно, что если она закрепится, то будет проецироваться на все последующие отношения, не только с мамой, но и с миром. Это процесс тоже приносит радость, но это радость полного присвоения. А что потом? Чтобы этого не произошло, маме необходимо четко понимать: хотеть ребенок может все, что угодно, а получает только необходимое. В частности, в первые полгода ребенку необходимо есть, спать и бодрствовать. Это не формальные действия, они наполнены огромным развивающим и обучающим смыслом. Это не означает, что ребенка надо ограничивать в общении или меньше проявлять к нему любви и ласки. Но почему, чтобы пообщаться с малышом и как-то проявить свои чувства, его обязательно надо тискать или поднимать на руки? Иногда лучше тихо посидеть около кроватки или спокойно погладить. Особенно это касается близких родственников: пап, бабушек, дедушек. Обычная ситуация: прибежали на секундочку, вырвали ребенка из его личного процесса и оставили, но восстановить исходное действие в младенчестве чрезвычайно сложно.

Однако, для того чтобы творческие задатки, которые складываются из наследственных склонностей и личных характеристик, переросли в способности, уже с первых месяцев жизни ребенка необходимо знать некоторые «важные мелочи». Например: если мать, убаюкивая младенца, не поет колыбельную, а шипит или причмокивает, у ее ребенка никогда не будет тонкого музыкального слуха. В первые месяцы жизни, когда ребенок, лежа в кроватке, рассматривает гирлянды погремушек, дальняя перспектива – «стены, также не должны быть белыми (лишенными информации). Рекомендуются красочные ковры, картины и по возможности цветной потолок. Звучащая при этом в доме классическая музыка, неосознанно воспринимается малышом и развивает музыкальный вкус, слух и память. Наиболее оптимальный возраст для начала занятий музыкой с педагогом – 3 года. Необходимо воспитывать в ребенке способность видеть и анализировать свою природу, собственное «Я» и выражать в звуке, жесте, цвете свое состояние: свободно творить, оживляя свою индивидуальность, т.к. отсутствие такой возможности порождает переживание стресса собственной неполноценности, что может стать причиной заболеваний, имеющих психосоматическую природу. Важнейшим для здоровья и гармоничного развития маленького человека является раскрытие, изначально заложенных, способностей удивляться, видеть видеть в будничном и привычном много нового и необычного. Все это уже есть у маленького человека, это дано ему от природы. И главное – есть стремление к смелым преобразованиям, испытаниям, исследованиям, стремление все попробовать самому и сделать по-своему. Задача нас взрослых – сохранить этот дар, научить ребенка жить в большом мире, преобразовывать и строить его. Именно эти навыки творческого восприятия и личностного освоения окружающего мира являются основой здоровья и развития ребенка.

Давайте разберем более подробно процессы еды, сна и бодрствования. Еда – это нормальный обучающий процесс, где ребенок учится принимать, перерабатывать и усваивать полученную информацию. Именно поэтому очень важно на первом году жизни выявить естественное, присущее именно вашему ребенку количество потребляемой пищи, ее качество и временной интервал. Ребенок не просто ест, он всем своим существом хочет получить от этого процесса полное удовлетворение, почувствовать пищу, т.е. пропустить ее через огромное количество рецепторов: обонятельных, вкусовых, температурных, определяющих плотность, однородность и т.д. А если это уже кормление не с рожка, а с ложки, то ощущения будут касаться и этого нового предмета. Насколько глубоко и полно ребенок сможет погружаться в процесс еды, настолько хорошо и полно он усвоит пищу.

Не надо торопиться быстро засовывать в рот очередную порцию или стараться совместить этот процесс с игрой. Здесь мама должна оградить ребенка и себя от такого соблазна. Некоторые дети устают, а иногда даже засыпают во время еды. Это еще раз подтверждает, что еда для них – это приятная, но достаточно трудная работа. В этом случае целесообразно мягко разбудить ребенка и закончить процесс. Главное понимать – еда не должна быть фоном. Эта основная функция в данный момент времени. Если мы едим – мы едим. Это очень важно, так как, опять хочу подчеркнуть, ребенок учится, и этот опыт получения, переработки и усвоения информации будет в дальнейшем переноситься на другие действия. Однако и мама при этом не должна отвлекаться: смотреть телевизор, читать или разговаривать со знакомыми. Это процесс обоюдный. Есть рука дающая и есть рука принимающая. И не должно быть посторонних вмешательств и отвлечений.

Сон – процесс сугубо личный. И не только потому, что во сне ребенок отключается от внешнего мира и отдыхает, но и потому, что в это время происходит своеобразное очищение психики от ненужных и не имеющих значение эмоций и волнений. А также накапливается сила на дальнейшее познание мира. Плохой и неглубокий сон означает, что ребенок что-то «недожил», недочувствовал, недовыяснил для себя в период бодрствования или почему-то переволновался. В любом случае, маме следует обратить больше внимания на свои взаимоотношения с ребенком. И, скорее всего, дать ему большую свободу в проявлении себя, своих эмоций и переживаний.

Сон имеет два ключевых момента: это вход и выход. Состояние, в котором ребенок может заснуть, показывает мама. Для нее это самоуспокоение. Очень важно не пересиживать возле ребенка, не пытаться его насильно успокоить. В этот момент она старается показать ребенку, что время бодрствования закончилось и пора спать. А далее ребенок сам должен найти в себе те механизмы, с помощью которых он засыпает. Мама в этом случае только создает атмосферу спокойствия и тишины. Если ребенок не засыпает, значит, время не то или место, или мама не смогла отстраниться от текущих дел и затихнуть.

Очень часто я наблюдал такую ситуацию: реальное перевозбуждение ребенок сбрасывает через громкий плач, крики и физическое напряжение, вплоть до истерики, после чего засыпает. И мама считает, что это нормально. На мой взгляд, нецелесообразно поддерживать и поощрять процесс вхождения в сон таким образом, потому что в дальнейшем, в нашей взрослой жизни, мы вынуждены будем искать похожие ситуации, где можно прокричаться, выплеснуть накопившееся напряжение и эмоции, чтобы расслабиться. Это уже автоматизмы. А все это родом из детства.

Выход из сна тоже требует повышенного внимания со стороны мамы. Здесь необходимо понять, с какой основной эмоцией ребенок просыпается. Если это страх, неуверенность, недовольство, стоит успокоить, взять на руки или просто постоять рядом и подождать, мягко поглаживая и помогая проснуться, чтобы ребенок понял, что все хорошо, его ждут, охраняют, он любим и дорог. А если это резкое «выпрыгивание» из сна, с моментальным включением в жизнь мамы с вопросом «А что тут есть у вас для меня интересненького?», лучше отойти и не вмешиваться, а просто дать ребенку побыть одному, чтобы он смог осмотреться, успокоиться и понять, что он проснулся и его тоже ждут. В любом случае, роль мамы -компенсирующая. Она всегда готова выровнять состояние малыша.

Во время бодрствования тоже есть много сложных моментов, где проявляется избыточный интерес к «чужой жизни». На первых этапах можно опираться на понятие сектора визуального внимания. Если ребенку полгода, год, все, что его может интересовать, находится в секторе 1,5–2 м. Если ребенок в привычной обстановке и ему никто не мешает, он сам выбирает свой процесс, свою игрушку, организует поисковую деятельность.

Как происходит обучение здесь? Ребенок увидел предмет, потянулся к нему, пополз, по дороге упал, поднялся, опять упал. Если желание его истинное, а внимание устойчивое, он снова поползет. И так много раз, но с каждым разом чуть более осторожно и более внимательно. Это и есть для него реальное развивающее обучение. Если желание случайное или привнесено искусственно из взрослого мира, ребенок попробует один раз, второй, успокоится и сменит вид деятельности. Никакого реального обучения не произошло. Поэтому только реальные желания самого ребенка развивают усидчивость, а процесс обучения приносит удовлетворение.

Если ребенок, сидя в коляске или у мамы на руках, совершает, например, поход в магазин, это резко расширяет осознание его предметного мира, но это не помогает развитию, а, скорее, мешает таковому, потому что в момент наблюдения у ребенка возникает масса «хочу», что приводит к перевозбуждению психики или запредельному торможению в связи с невозможностью достижения желаемого и усвоения огромного объема лишней новой информации. Поэтому в магазин маме лучше ходить без ребенка или посылать туда кого-нибудь из близких. То же самое касается прогулок, общения с друзьями, походов в гости и случайных контактов. Желательно, чтобы в поле зрения ребенка попадало только то, с чем он может реально взаимодействовать, что может помочь ему в дальнейшем развитии.

Ребенок – это целый мир. Невозможно описать его в двух словах. Уделяйте ему больше внимания. И помните, что первые три года ребенок учится практически круглые сутки. Это самый ответственный период, и чем более внимательны вы будете к ребенку сейчас, тем легче общаться будет потом.

Возвращаясь к началу, можно сказать, что кроме главных героев – ребенка, проявляющего себя в действиях, предоставляющего возможность жить, развиваться и творить, роль мамы также очень важна. Она – главный воспитатель. Но при этом ей нужно помнить о том, что лучше не вмешиваться в процесс, не делать чего-то заранее, до реальной просьбы или усилия со стороны ребенка. Роль воспитателя должна сводиться к обеспечению безопасности ребенка, что подразумевает правильную организацию пространства квартиры, продумывание мест для прогулок, приобретение игр и предметов, подходящих для данного возраста. Мама должна обеспечить правильную организацию процессов сна, еды и бодрствования, т.е. реализацию формулы «хочу + могу = делаю» в полном объеме. Все остальное ребенок сделает сам. Не это ли есть счастье, когда хочу, могу и делаю?

 

Здоровье и успешное развитие детей

 

Сохранить здоровье своего ребенка – это основная задача и обязанность родителей. Сорвать его легко, а вот чтобы избавиться от разных нарушений и болезней, обрести прежнее состояние, требуется уже значительно больше времени! И не всегда ваши усилия будут плодотворны. Учеба может считаться успешной только тогда, когда ей сопутствует хорошее здоровье. Цена пятерок сомнительна, если у пятерочника расстраивается сон, если он становится раздражительным, плаксивым, если у него синяки под глазами... Не следует забывать, что это только начало, первые признаки многих будущих болезней. Однако беречь – совсем не значит «дрожать» над ребенком, потакать всем его капризам, выполнять любые желания, охать и причитать вокруг «бедного, бледного, усталого». Беречь – значит твердо знать, как организовать режим дня, как чередовать труд и отдых, как рационально работать, как отдыхать, как закаливать ребенка и многое другое. Вы скажете: это всем известно, банально, ничего нового. Конечно, ничего принципиально нового мы не изобрели. Мы только хотим, чтобы вы стали более внимательны к своему ребенку и его здоровью и понимали, что «ни от чего» здоровье не ухудшается, а многие школьные трудности, которые волнуют взрослых, связаны с состоянием ребенка, с его здоровьем.

Да, в медицинской карте у этого ребенка стоит заключение «здоров». Но – здоров ли? Самое удивительное, что, только отвечая на вопросы, мама сама начала осознавать, насколько неточным был ее первый ответ на вопрос о здоровье ребенка: «Да ничего особенного, как все». «Ничего особенного», по словам мамы, это и частые простуды, и нарушение осанки, и задержки в развитии («все ведь было давно и уже прошло»), и травмы, и многое, многое другое.

Следует помнить, что здоровье ребенка, а значит, и школьные успехи, закладываются еще в раннем детстве. Тем не менее редко какая мама вспомнит об этом и уже совсем не связывает школьные трудности с такими «мелочами», как собственное здоровье, течение беременности и родов, заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве, особенности его развития. И еще реже видят родители связь между состоянием здоровья ребенка (и его психическим здоровьем прежде всего) и семейным «климатом», взаимоотношениями родителей, родителей и детей. Да, конечно, многое уже забылось, многому не придавалось значения. Вспоминается все только тогда, когда начинаем расспрашивать подробно, выяснять детали, объяснять их связь с возникающими школьными трудностями. А забывать этого нельзя, ведь как раз в этот самый ранний период развития закладываются все системы в организме ребенка и определяются пути их дальнейшего развития. И часто такая забывчивость и невнимательность родителей очень дорого обходятся ребенку.

Уже давно доказано, что здоровье ребенка во многом зависит от эмоционального и психологического состояния матери во время беременности. Имеет значение все – и волнения в связи с учебой, экзаменами, бытовой неустроенностью, и отношения с мужем, родителями и т.д. Неудивительно, что в результате маминых «нервностей» малыши в течение первого года жизни бывают очень беспокойными, крикливыми, не спят ночами, плохо едят, часто срыгивают, плохо прибавляют в весе, отстают в развитии. А вечные простуды? Как правило, с поступлением в ясли или детский сад начинается цепь так называемых простудных заболеваний, а на самом деле вирусных инфекционных заболеваний. Постоянные ОРВИ, гриппы, ангины, бронхиты – это очень серьезно. Серьезно еще потому, что далеко не все родители придают им большое значение. Считается, что корь, свинка и другие инфекции – это серьезно, а простудные заболевания – нет. Какая большая ошибка! Любое из этих заболеваний, а особенно частые болезни, значительно снижают функциональные возможности организма ребенка, создают фон для возникновения других, часто хронических заболеваний, для повышенной утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушений поведения и, как следствие, низкой успеваемости. Часто болеющего ребенка отличишь сразу среди многих детей. Он бледен, малоактивен, ослаблен, плаксив. У него может быть длительное небольшое повышение температуры (субфебрилитет), плохой сон, снижение аппетита, быстрая утомляемость. Такие дети обычно отстают в физическом и нервно-психическом развитии. Таким образом, получается как бы замкнутый круг: острые болезни могут порождать хронические, а хронические заболевания, что называется, выбивая ребенка из колеи, нарушают его нормальное развитие. Но и в школе, и дома зачастую забывают, что успешность обучения ребенка определяется во многом состоянием здоровья, с которым он пришел в первый класс.

В настоящее время здоровыми начинает обучение всего лишь четверть детей. На фоне высокого физического развития и снижения уровня инфекционной заболеваемости, о которых так много говорят уже несколько лет, распространенность отклонений в состоянии здоровья учащихся весьма значительна.

 

НАРУШЕНИЯ НEPBHO – ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

Особая группа, у которых проблемы возникают с первых дней в школе, – дети с нарушениями нервно-психического здоровья.

Беседы с учителями показывают, что в каждом классе уже с первых дней выделяются дети, которым явно не по силам школьный режим и учебная нагрузка. Беспокойные, плаксивые, они не понимают, что такое урок, на котором в основном играют, очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим детям и не обращая никакого внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, письма, чтения. Взрослые, как правило объясняют это ленью, плохим воспитанием. Родители выбиваются из сил, требуя хорошего поведения, занимаясь с ребенком дополнительно до позднего вечера, а положительных результатов все равно нет. Нередко через несколько месяцев остро встает вопрос: что делать с ребенком дальше, может ли он вообще обучаться в массовой школе?

Довольно часто это трагическая ситуация. Поэтому следует более подробно разобраться, что же представляют собой эти дети. Часто ли встречается подобное? Являются ли неизбежными у них школьные трудности, когда надо было оказывать помощь ребенку?

Нарушения нервно-психического здоровья, о которых мы говорим, относятся к категории так называемых пограничных расстройств, то есть находящихся на грани нормы и болезни. В последние годы в школу поступает около 15–20% детей, имеющих подобные расстройства. В каких же случаях родители должны проявить особое внимание и беспокойство еще задолго до поступления в школу? Такие дети очень выделяются уже в детском саду, до школы. Их обычно называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. Все поведение такого ребенка основывается на эмоциях. Этих детей отличают чрезмерное беспокойство, суетливость, драчливость, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки.

Встречаются и такие дети, которые проявляют, наоборот, склонность к тормозным реакциям, – застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие. Если такие дети не справляются с заданием, то объясняют это тем, что оно было очень трудным или что «дети шумели». Всегда кто-то другой виновен в их неуспехе. В таких случаях ребенок все разбрасывает, отталкивает задание в сторону, отказывается его выполнять, ссылаясь на то, что оно не получается, что болит голова. Родители, а нередко учитель считают эти особенности избалованностью или «характером», проходящими недостатками детского возраста. В большей мере их беспокойство вызывают плохой сон, ночное недержание мочи, тики, вредные привычки. Но и в этих случаях родители не торопятся к врачу.

Все эти нарушения поведения – признаки неблагополучия в состоянии нервной системы, сигнал тревоги.

Нельзя сказать, что родители не обращают внимания на подобное поведение ребенка, но каждый борется (и не в переносном, а в прямом смысле) с ребенком так, как считает нужным, в соответствии со своими представлениями о необходимых требованиях к поведению. За советом к врачу обращаются очень редко, больше того – рекомендация показать ребенка психоневрологу (нередко об этом просят родителей и воспитатель в детском саду, и учитель в школе) вызывает бурную реакцию протеста, обиду: разве мой ребенок нервнобольной?! Родители согласны показать ребенка любому врачу, но только не психоневрологу. Чаще всего такая непреклонность вызвана непониманием и страхом: вдруг поставят на учет, узнают знакомые и т. д. А если и идут на диспансеризацию, то с одной целью – не сказать ничего, скрыть самое существенное, убедить доктора и себя, что все в порядке. Короче, честолюбие превыше всего, а страдает ребенок. Ведь если родители ничего не рассказывают врачу о своем беспокойстве, о нарушениях поведения, а даже, наоборот, подчеркивают, что «это он сейчас разнервничался», то за несколько минут приема поставить диагноз трудно. Отсюда и понятное заключение в медицинской карте: «Здоров».

Так каковы же истоки нервных расстройств у детей? Их много, и еще не известно до конца, какой из вредных факторов оказывает решающее воздействие, скорее всего здесь действует комплекс неблагоприятных факторов. Это могут быть и нарушения в течение беременности у матери (сильный токсикоз, повышение артериального давления, отеки, заболевания, прием различных лекарств, угроза выкидыша), и различные осложнения при родах, тяжелые или длительные заболевания у ребенка в раннем периоде развития, черепно-мозговые травмы. А может быть, мама во время беременности не смогла отказать себе в курении или позволяла себе чуть-чуть выпить? А ведь именно в ранние сроки беременности закладывается нервная система ребенка, определяется ее дальнейшее развитие. Здесь речь идет о развитии так называемой минимальной мозговой дисфункции (ММД), то есть о нарушении функции мозга и о развитии дефекта деятельности мозга. Дефект этот в обычных условиях дошкольной жизни оказывается часто незамеченным, так как при небольших нагрузках на нервную систему он достаточно хорошо скомпенсирован. Однако вскоре после начала учебы у детей начинает проявляться весь комплекс расстройств: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, низкая неустойчивая работоспособность. В таком состоянии явно не до учебы.

Наиболее тяжелыми для растущего организма являются неблагоприятные микросоциальные условия воспитания – конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека и, безусловно, алкоголизм родителей.

Многие отечественные и зарубежные исследователи с тревогой отмечают, что алкоголизм родителей или отягощенная алкоголизмом наследственность являются основными причинами нервно-психических нарушений у детей, так как в подобных случаях они постоянно находятся в конфликтной атмосфере, безнадзорны, являются свидетелями аморального, асоциального поведения родителей. Самым частым последствием воздействия всех этих неблагоприятных факторов на детский организм является раннее органическое поражение центральной нервной системы, которое лежит в основе большинства пограничных нервно-психических расстройств.

Небезразличными для будущих успехов ребенка, для состояния его нервной системы являются и условия семейного воспитания, климат семьи, степень социального и психологического благополучия.

Благополучные и неблагополучные семьи – это в настоящее время большая проблема. Принято считать, что благополучна та семья, где ребенка воспитывают отец и мать, высок уровень образования родителей, материальное благополучие, царит спокойная обстановка. К числу, же неблагополучных семей относят те, в которых лишь один из родителей, а чаще всего это бывает мать, воспитывает ребенка, семьи, где преобладают конфликты, ссоры, родители злоупотребляют алкоголем, низок их социальный уровень. Однако в жизни все не так просто. Ведь главное, как считает известный детский психиатр М. И. Буянов, это благополучие в отношении к ребенку. Очень часто встречаются интеллигентные семьи, в которых родители настолько погружены в свои профессиональные проблемы, общественную работу, что им не до ребенка. Все внимание, которое они ему оказывают, – это бесчисленное количество игрушек, сладости, вседозволенность. И на этом фоне ребенок, у которого, казалось бы, все есть, чувствует себя одиноким. А ведь ребенку так нужно ощущение «ниши», где его пожалеют, не только поругают, но и поймут. Как же часто мы, заверченные, загруженные, забываем о том, что ребенок нуждается во внимании, в ласке, как часто в общении с ребенком не можем скрыть своего плохого настроения, раздражения, вымещаем на нем свои неприятности. А вспомните вашу реакцию на школьные неудачи сына или дочери! Как правило, после посещения школы и не очень приятной беседы с учительницей на ребенка обрушиваются укоры, негодование, слезы, а подчас и наказание. Ведь не хватает, честно говоря, времени разобраться в истинных причинах трудностей малыша и помочь ему. Так что посмотрите на себя со стороны, тогда будете иначе относиться к детям. Можно и наказать ребенка, заставить, но главное – не унижать его. Что и говорить, мы часто об этом забываем, а когда с тревогой замечаем, что малыш стал раздражительным, беспокойным, непослушным, пугливым, то ищем какие угодно причины, но ни в коем случае не обвиняем себя. Не следует сводить все проявления нервных расстройств у детей только к «нервам», проанализируйте внимательно, может быть, у вас в семье не все благополучно. Но если вы бессильны помочь своему ребенку сами – не откладывайте визит к врачу.

Особенно бережного отношения требуют дети, у которых тяжело протекал ранний период развития, часто болеющие, страдающие хроническими заболеваниями. В результате ослабленности, низкого функционального состояния организма у них очень быстро появляется и неуклонно нарастает утомление, что приводит к серьезным срывам в здоровье и, как следствие, к стойким трудностям обучения.

Длительные соматические заболевания или частые «простуды» ослабляют компенсаторные свойства организма, истощают центральную нервную систему, и даже, казалось бы, незначительные причины (нарушение режима, перегрузка учебными и внешкольными занятиями, завышенная требовательность родителей и т.д.) могут привести к нервному срыву. Не секрет, что после сотрясения мозга, ушибов, приступов судорог родители считают необходимым обратиться к врачу-невропатологу или психиатру, в то же время не осознают, что самые «простые» ОРВИ, тем более частые и повторные, могут так же серьезно ослабить нервную систему ребенка и стать причиной и повышенной утомляемости, и рассеянности, и сниженного внимания на уроках.

Между тем давайте будем откровенны: мы еле-еле дожидаемся, когда у ребенка снизится температура (а то еще и держится!), и сразу начинаем «догонять» пропущенный материал, стараемся побыстрее отправить ребенка в школу. А если видим, что малыш не может сосредоточиться, стал вялым, раздражительным и забыл даже то, что знал, и учеба ему в тягость, тут же находим «объяснение»: «он ленив» и «не хочет». А вы поставьте себя на место ребенка, попробуйте понять его, поверьте его жалобам, и тогда, возможно, не будет многих проблем. Ведь довести своим невниманием, непониманием ребенка до нервного срыва очень легко, а восстановить здоровье значительно труднее.

Хотим подчеркнуть, что ребенок с любыми хроническими заболеваниями требует особенно внимательного и бережного отношения. Эти дети быстро устают, им нужен щадящий режим (мы более подробно расскажем об этом ниже), следует ограничить у них дополнительные нагрузки. Старайтесь не фиксировать внимание ребенка на неудачах, а, наоборот, поддерживайте, подбадривайте его. Школьные неудачи и перегрузки могут стать причиной обострения заболеваний, об этом должны помнить и родители, и учитель.

 

На детей не хватает времени

 

Родители с утра до вечера на работе, а ребенок фактически предоставлен самому себе.

Давно известно: чем меньше дети получают внимания и заботы, тем более неуверенными они вырастают. Но что же делать, если обстоятельства не позволяют? Некоторые родители покупают игрушки или дают ребенку слишком много карманных денег, пытаясь компенсировать недостаток общения. Однако это самый порочный путь: во-первых, никакие игрушки не заменят родительскую любовь, во-вторых, игрушек и развлечений нужно все больше и больше. Выдержат ли родители эту гонку в будущем?

Психологи провели интересный эксперимент: они взяли группу детей, обделенных родительским вниманием, и долгое время ежедневно проводили с ними один час (всего один!), но все это время было плотно заполнено играми, разговорами, общими делами. Результаты показали, что уровень интеллектуального развития этих детей значительно возрос.

А представляете, каких успехов вы добьетесь, если увеличите это время до полутора часов!

Актуальным на мой взгляд, будет запомнившееся мне стихотворение 11 летней Маши.

 

Я так хочу чтоб солнышко светило

А в камышах порхала стрекоза,

И чтоб всегда так ласково и мило

Мне улыбались мамины глаза,

Она меня всегда понять сумеет,

А наказать… ну, только лишь слегка!

Когда мне грустно, нежно пожалеет,

И никогда не смотрит свысока.

Мечтаю я, чтобы всегда веселой,

Спокойной, доброй мамочка была,

Чтоб никогда не ??? мне школа,

И в гости мама чтоб меня брала.

Еще хочу, чтоб часто мы гуляли,

У мамы были б ролики свои…

И чтоб меня на кухню вдруг позвали

Когда подружки к мамочке пришли.

И я хочу, чтоб счастливо на свете

Всегда мы жили и не знали бед.

И скажут даже маленькие

Дети, что никого прекрасней

Мамы нет!

 

Наивное и трогательное стихотворение, а в нем рецепт здоровья семьи – заветные мечты и чаяния ребенка. Может вашему ребенку не хватает улыбки и пятиминутного разговора перед сном. Попробуйте быть чуть-чуть внимательней и пусть в вашем доме царит гармония.

Взрослые пересмотрите свои взаимоотношения в семье, свое отношение к детям и тем самым вы сможете избежать многие проблемы, имеющиеся в вашей семье.

 

Формирование ??? у детей

 

Как бы ни желали мы оставить все сложнейшие проблемы нашею общества в прошлом тысячелетии, часть из них пересекла этот рубеж вместе с нами, требуя незамедлительного решения. Одна из них – наркомания – опасная и трудно поддающаяся лечению болезнь, но это не только болезнь, а психоэмоциональное состояние общества и его культуры.

Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Сохраняется тенденция к переходу на более «жесткие» наркотики, такие как героин – его потребляют 95% наркоманов, расширяется потребление и синтетических наркотиков. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется у 4-6-летних.

Но нельзя рассматривать проблемы наркомании в отрыве от употребления легальных наркотиков: алкоголя и табака, а также нарастающей пандемии ВИЧ (СПИД-инфекции, которая развивается у потребителей внутривенных наркотиков в силу нарушения ими гигиенических условий.

Общество, в конце концов должно осознать масштабы угрозы, которую несут наркомания, СПИД, алкоголизация, гепатиты, табакокурение.

Совершенно недостаточно для профилактики ВИЧ-инфекции банальной рекламы презервативов и обучения технике безопасного секса (программы, навязываемые нам с Запада). Нужны более активные действия, как говорится: «Лучше ударить в колокол, чем поздно вопрошать, по ком он звонит». Необходимость профилактической работы – это аксиома.

Достаточно посмотреть на уличные призывы: «Бери от жизни все,» «Лови момент.» «Живи в удовольствие.» Это элементы формирования наркокультуры.

Попробуйте под таким прессингом заниматься первичной профилактикой! А если это дети из группы риска, ситуация ещё более усугубляется. И тем не менее выжидательная тактика с просветительскими мерами не может дать положительных результатов. Сегодняшний зловещий союз наркомании и ВИЧ-инфекции, являющейся киллером для молодежи и детей, способен нарушить национальную безопасность России.

Наркотики и дети. Два эти слова, само сочетание которых кажется противоестественным, сегодня все чаще ставятся рядом. К сожалению, приходится признать, что общество оказалось бессильным перед натиском дурмана. Число юных поклонников наркотиков год от года растет. Среди них – не только дети из неблагополучных семей, т.е. традиционная группа риска, но и внешне благополучные подростки, не вызывающие особых тревог у учителей и родителей. Наркотические вещества становятся привычным среди молодежи, плащ черного дурмана может накрыть любого ребенка – большого или маленького, мальчика или девочку.

Тут же возникает вопрос: а когда нужно начинать воспитывать у детей устойчивость к пагубному соблазну? Возможно, наш ответ покажется неожиданным для многих взрослых. Но мы твердо убеждены – формировать антинаркотический «иммунитет» следует уже у дошкольников. И вот почему.

В наши дни резко снижается возраст первого знакомства детей с наркотиками. Как свидетельствуют данные наркологических служб, 12% несовершеннолетних потребителей дурмана попробовали пагубное вещество в 8–12 лет. А к 14–15 годам у каждого второго школьника в крупных российских городах имеется эпизодический опыт одурманивания.

Снижается возрастной рубеж подростков, вкушающих отравленный плод.

Между тем, золотое правило медицины – «болезнь легче предупредить, чем лечить», в полной мере справедливо в отношении наркомании (к тому же, по мнению многих специалистов, наркомания практически неизлечима). Лучший способ профилактики – антинаркогенное воспитание. Это длительный и сложный процесс, затрагивающий многие стороны жизни малыша. Поэтому он должен начинаться задолго до того как у ребенка появится реальная возможность встречи с наркотическим соблазном. Зарубежные психологи считают наиболее целесообразным организацию антинаркогенной подготовки уже в дошкольном возрасте. В большинстве стран она является обязательным компонентом воспитания и образования малышей. Ряд ученых, в их числе Л. С. Шпиленя доказывают, что делать это надо еще до рождения малыша.

Вот как объясняет он биологию появления наркозависимости. Мы участники эволюции. Природа «изобрела « специальные вещества удовольствия – эндорфины. Эти белковые вещества, выделяемые нервными клетками в микродозах, вызывают ощущение радости, удовольствия и направляют эволюцию в правильном направлении. Чувство удовольствия человек испытывает не только от физиологических актов, но и когда читает интересную для него книгу, слушает музыку, занимается любимым делом – все это повышает содержание эндорфинов. Но требует изначальных усилий. А алкоголь, наркотики вызывают мощнейший выброс вещества удовольствия и трудиться для этого не надо.

Недостаток эндорфинов у ребенка толкает его к своеобразному самолечению: он ищет, чем компенсировать дефицит вещества удовольствия и. раз попробовав психоактивное вещество, мгновенно привыкает. Хроническое недополучение эндорфина с момента развития плода повышает вероятность возникновения в будущем наркозависимости. Значит, вести профилактику наркозависимости надо еще в дородовом периоде. И продолжать ее, пока ребенок окончательно не повзрослеет. Более сложный вопрос – как это делать?

Если проблемы детской наркомании не оставляют вас равнодушными, значит мы – соратники. Попробуем вместе, объединив усилия, найти эффективные пути борьбы со злом.

«Да что это вы придумали – с малышами о наркотиках говорить» – в полупустом коридоре детского сада раздавался возмущенный голос одной из мам. Она только что узнала, что в группе, которую посещает ее девочка, будут проводить специальные профилактические занятия. «Да моя девочка-то о наркотиках ничего не слышала!».

Опасения мамы можно понять. Уверен, далеко не все мамы и папы согласятся о необходимость и важность такого разговора. Зачем нужна профилактика курения и использования алкоголя, когда мальчики и девочки об этом понятия не имеют! Вдруг столь ранее обращение к теме спровоцирует у ребенка нездоровый интерес к проблеме? Сумеют ли малыши разобраться в таких сложных вопросах? И какой должна быть профилактическая работа в этом направлении с детьми дошкольного возраста? Попробуем разобраться.

Исследования показывают: началу знакомства с наркотиками у молодых людей всегда предшествует использование алкоголя и курение. Вообще, все три группы веществ (алкоголь, никотин, наркотики) без всякого преувеличения могут быть названы родственниками: схож их механизм действия на организм, однотипны причины, по которым люди прибегают к ним. И недаром в народе говорят: «Курилка идет, горилку за собой ведет». Приобщение к одному виду одурманивания – это своеобразное протаптывание дороги для другого.

Существуют специальные термины: все формы одурманивания обозначаются словом наркотизм (повторимся, сюда относится и использование алкоголя, и курение, и применение наркотических и токсикоманических средств), а все виды одурманивающих веществ называются наркогенными.

Поэтому ранняя профилактика наркотизма среди дошкольников должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений.

Важно, чтобы содержание педагогической работы строилось с учетом реальной наркогенной ситуации в среде несовершеннолетних. Как оказывается, большинство малышей впервые узнают вкус алкоголя в 5–7 лет, пробуют курить в 7–10. Знакомство же с наркотическими и токсиманическими веществами (как уже и говорилось выше) происходит значительно позже. Поэтому при работе с дошкольниками основное внимание следует сосредотачивать на профилактике наиболее реальных для этого возраста форм наркотизма. Вопросы, связанные с наркотиками и токсиманическими веществами, рассматриваются лишь в самом общем плане (воспитатель сам решает, как и в каком объеме давать такую информацию).

Но и полностью избегать этой темы не стоит. Ведь большинство детей к 5–6 годам уже наслышаны о существовании такого рода одурманивающих веществ. Родители могут считать, что благодаря контролю и вниманию, их маленькому сыну или малышке-дочке не грозит встреча с наркотиками. Но смогут ли взрослые обеспечить антинаркотическую безопасность и позже, когда ребенок повзрослеет и станет подростком? Ясно, что стоит побеспокоиться об этом заранее и уже сейчас подготовить его к возможной встрече с дурманом.

Исследования, проводимые в Институте возрастной физиологии РАО убедительно доказывают: мамы и папы отрицающие профилактику заблуждаются. Будучи уверенными в том, что их дети «ничего не знают» об алкоголе и табаке, взрослые не считают нужным специально объяснять сыну или дочери, чем опасно знакомство с этими веществами. Между тем, установлено, что уже к 7–9 годам мальчики и девочки обнаруживают определенную осведомленность в отношении одурманивающих веществ (так в специальной литературе называют алкоголь и никотин). Младшие мальчики знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они имеют представление о том, как действуют никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет: возникает головокружение, меняется настроение и т.д. (зависит это от внушаемости ребенка). Надо сказать, что эта информированность «в теме» довольна противоречива. С одной стороны дети, конечно «в курсе», что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. Однако они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чем конкретно заключается эта опасность, повторяя традиционные «страшилки» взрослых: «Если будешь курить – заболеешь, от вина живот будет болеть и т.д.»

С другой стороны, дети почти ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ во всяком случае их безвредность: реклама пива на экране телевизора, праздничное застолье дома, красивая дама на скамейке парка с дымящей сигаретой. М. Боярский – приверженец курения… В сознании ребенка возникает так называемый когнитивный (информационный) диссонанс – об алкоголе или курении. Именно этот когнитивный диссонанс является основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Ребенку становится интересно: а что же на самом деле представляют эти «таинственные» вещества? Стоит ли удивляться тому, что почти треть опрошенных нами младших школьников утверждают, что хотели бы попробовать алкоголь, не прочь закурить. Это и приводит к тому, что возраст приобщения к одурманивающим веществам снижается.

Особенность педагогической профилактики заключается в том, что она должна носить не запрещающий, а скорее альтернативный характер. Конечно, нужно настойчиво формировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но не менее важно показать, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.

При организации профилактической работы следует соблюдать принцип «запретной информации». Это значит, что полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркогенным веществам: например, рассказ о каких-то «привлекательных» свойствах различных одурманивающих веществ или о способах их применения.

И еще одно, очень существенное, на наш взгляд, замечание. Предупреждение наркотизма должно быть тесно связано с воспитанием у детей общей культуры здоровья. Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека со средним или высшим образованием, но практическ







Сейчас читают про: