Подводные рифы возраста

 

Возрастные особенности,
способные провоцировать
риск раннего приобщения к алкоголю и курению

 

Младший школьный возраст иногда называют вершиной детства. С одной стороны, ребенок еще... ребенок: наивен, непосредствен, доверчив, взрослый для него – непререкаемый (ну почти непререкаемый) авторитет. С другой стороны, жизнь начинает требовать от него новых качеств: умения учиться, самостоятельно строить свои отношения со сверстниками, контролировать себя и управлять собственными эмоциями – приходится взрослеть!

В младшем школьном возрасте ребенок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребенка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей учителями, одноклассниками и т. д. Считается, что кризис 7 лет это рождение социального Я ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для ребенка представляет все, что так или иначе связано со школой, школьные успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т. д. Для ученика его ситуация в школе мощный источник положительных или, увы, отрицательных эмоций. К тому же и сам характер эмоций в этом возрасте тоже меняется. Ели у дошкольника они носили поверхностный характер, были мимолетными, не оставляли слишком заметного следа в памяти и не влияли на личностные оценки, то теперь все иначе. Ребенок дольше переживает радость или огорчение, успехи или неудачи формируют его самооценку.

Вот почему так важно, чтобы школьная жизнь ребенка складывалась благополучно, чтобы он получал удовольствие от учения. А возможно это лишь, при условии, если нагрузка на организм адекватна возможностям ребенка: не чрезмерно трудная – тогда у мальчика или девочки будет накапливаться опыт неудач, и волей-неволей это приведет к формированию заниженной самооценки, тревожности (возникнет стереотип «что бы я ни делал (ни делала), все равно у меня ничего не получится, можно даже не стараться); но и не чересчур легкая ведь тогда мальчик или девочка будут лишены ощущения радости победы.

Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определенного отношения к алкоголю и курению. Ребенок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя «вещества взрослых». Причем если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то впоследствии для подросла это становится и способом получения положительных ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных в том числе и со школой.

Что же можно посоветовать родителям школьников, чьи успехи в школе явно не блестящие? Во-первых, позаботиться о том, чтобы у ребенка не формировался комплекс неполноценности (или сделать все, чтобы избавить ребенка от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. Это может быть спорт, опека младшего брата – любая деятельность, главное, чтобы он имела социальную значимость (тогда ребенок сможет почувствовать свою важность, полезность). Во-вторых, важно замечать любые, даже малейшие, продвижения в учении. Если у ребенка в стройном ряду «двоек» появилась хотя бы одна «тройка» – это уже победа! Кстати, ошибаются те родители, которые сравнивают успехи своего ребенка с успехами других детей. Гораздо более эффективно и действенно сравнение его сегодняшних результатов с вчерашними.

Для каждого возраста характерны определенные поведенческие реакции – наиболее типичные схемы поведения. Одной из них, свойственных младшим школьникам, является реакция имитации, или подражания. Через стадию «маленьких обезьянок» проходит практически каждый ребенок, копируя черты человека, который служит для него образцом, наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители. И тут особое значение имеет отношение взрослого к одурманивающим веществам. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к курению (то же самое можно сказать и о семьях, где взрослые не являются приверженцами «сухого закона»). Далее приведены конкретные рекомендации взрослым, не желающим, чтобы сомнительные пристрастия членов семьи были освоены ребенком. Здесь же мы хотим подчеркнуть лишь одно: если ребенок хочет быть похожим на отца или мать – это замечательно, но взрослому нужно помочь малышу перенять те свои черты, которые действительно являются полезными и нужными. Мама или пала может научить ребенка приемам мастерства или рукоделия, заинтересовать своими увлечениями, сделать помощником в хозяйственных делах. Важно, чтобы ребенок понимал: для того чтобы стать «таким, как папа (мама)», не обязательно знакомиться с одурманивающими веществами.

Еще одна поведенческая реакция, которая начинает проявляться уже в младшем школьном возрасте, – это демонстрация своей «взрослости», отражающая стремление к самостоятельности. Увы, зачастую способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем. Что нужно сделать для того, чтобы ребенок выбрал другие способы самоутверждения? Ответ очевиден – создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значительность, самостоятельность без вреда для здоровья.

Понятно, что особенности возраста не исчерпываются описанными, мы остановились лишь на тех, которые могут способствовать раннему знакомству с одурманивающими веществами. Однако провоцировать употребление алкоголя и курение могут и индивидуальные личностные свойства ребенка.

 

Особенные дети

 

Биологические, психологические, социальные факторы,
повышающие риск курения и знакомства с алкоголем

Традиционно специалисты выделяют три группы факторов, которые могут повышать риск раннего приобщения ребенка к алкоголю и курению. Что это за факторы?

Прежде всего биологические. Ученые до сих пор не могут со стопроцентной уверенностью ответить на вопрос, существует ли генетическая предрасположенность к алкоголизму. Хотя давно замечено, в семьях алкоголиков дети гораздо чаще подвержены пагубной привычке. Но есть ли ген алкоголизма? И всегда ли виноваты гены? Ведь пристрастие к алкоголю может стать результатом домашнего воспитания, которое в пьющих семьях зачастую далеко от идеального.

В настоящее время точно установлено, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме человека вырабатывается недостаточное количество эндорфинов – веществ, «ответственных» за возникновение положительно окрашенных ощущений (недаром эти вещества называют «веществами удовольствия»). Люди с этим нарушением подсознательно постоянно ищут способ компенсировать недостаток эндорфинов, поэтому алкоголь, курение да и наркотики могут представлять для них особую привлекательность. В этом случае даже единственная проба того или иного одурманивающего вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется чрезвычайно быстро. По некоторым данным, у 70% людей, страдающих алкоголизмом или наркоманией, может быть обнаружено такое нарушение (в скобках заметим, оно не является специфическим и может стать причиной любых других форм отклоняющегося поведения, не только химической зависимости). И все же, если в роду у ребенка были люди, страдающие алкоголизмом, родителям нужно быть чрезвычайно внимательными. Опасность знакомства с алкоголем для такого ребенка многократно возрастает. Необходимо с раннего возраста учить его иным – не наносящим ущерба здоровью – способам регуляции своего состояния. Особое значение здесь приобретают занятия спортом, закаливание, повышающие общий тонус организма и стимулирующие образование эндорфинов (эффект хорошего настроения после спортивных занятий, наверное, ощущали все).

К биологическим факторам риска раннего привыкания к алкоголю и курению относят также и различные нарушения пренатального (внутриутробного) и раннего постнатального (послеродового) развития ребенка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорожденного, – все это может сыграть негативную роль в дальнейшем его развитии. Дело в том, что эти события так или иначе могут накладывать отпечаток на формирование организма, становясь причиной функциональных нарушений. Последние, в свою очередь, способствуют возникновению ощущения физиологического дискомфорта (в различной степени выраженного), и, став взрослым, человек может использовать химические стимуляторы для его компенсации.

Особо опасны нарушения формирования нервной системы ребенка. Невропатологи утверждают, что сегодня минимальные мозговые дисфункции (ММД) могут быть определены почти у 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Беда в том, что признаки наличия ММД у ребенка часто носят смазанный, неявный характер. Мало кто из родителей по собственной инициативе обращается к невропатологу из-за того, что малыш плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, он легко отвлекается и т. д. Обычно эти «недостатки» взрослые пытаются преодолевать с помощью воспитательных мер. Между тем дети с ММД нуждаются в помощи специалиста – своевременно оказанная, она очень часто полностью устраняет проблему. Напротив, без квалифицированного вмешательства ММД способны стать причиной школьной неуспеваемости, агрессивного поведения. Дети с ММД испытывают потребность во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния, а значит, у них велик риск раннего приобщения к алкоголю, наркотикам.

Помимо биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребенка. В данном случае речь идет об акцентуации характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Она не является признаком патологии, но требует дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов, поскольку в подростковом возрасте акцентуированные черты могут провоцировать приобщение к алкоголю и даже наркотикам. Так, в зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Для них характерны быстрая переключаемость, неспособность длительное время сосредоточиваться на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при не очень сложной работе. Начиная какое-то дело, они часто не доводят его до конца. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем и приобщаются к курению. Причем именно возникающий при этом эффект измененного состояния для них чрезвычайно привлекателен.

Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Их отличительной чертой является стремление постоянно быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они были «темой разговора». Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют. Поэтому такие дети могут пробовать алкоголь и курить даже не потому, что им это нравится, а чтобы выделиться, подчеркнуть свою непохожесть, «взрослость». При этом они любят преувеличить собственную «испорченность», похвалиться своей «бывалостью». Кстати, дети с истероидными чертами очень подвержены внешнему влиянию, поэтому легко соглашаются на предложение выпить или закурить, лишь бы не выглядеть в глазах компании «маленьким», «смешным».

Говоря о биологических и психологических особенностях, подчеркнем, что они могут лишь потенциально увеличить риск приобщения к алкоголю и курению. Реализуется или нет эта предрасположенность – зависит от взрослых, окружающих ребенка. Если взрослые сумеют научить мальчика или девочку регулировать свое состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счет разнообразных источников, не разрушающих их физическое и психическое здоровье, можно смело утверждать: алкогольный и никотиновый соблазн им не будет страшен.

Но спровоцировать раннее знакомство с алкоголем или начало курения могут и особенности семейного воспитания. Бытует расхожее мнение о том, что риск появления пагубных привычек выше у детей из неполных семей, где есть только мама (реже – отец). На самом деле состав семьи играет не такую уж и большую роль (как показывают исследования, среди тех, кто уже в младшей школьном возрасте получил опыт использования алкоголя, практически поровну детей из полных и неполных семей). Гораздо большее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.

Очень опасно (и не только в плане приобретения возможного «алкогольного», знакомства или опыта курения) воспитание по типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными самим себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями (когда, к примеру, гораздо привлекательнее становится общение с собутыльниками, чем с собственным ребенком), и постоянные конфликты между родителями, которые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но, увы, гораздо чаще причина гипоопеки совсем иная загруженность родителей на работе, когда на общение с сыном или дочерью в будний день выкраивается каких-нибудь 15 минут перед сном. Остальная часть вечера уходит на то, чтобы накормить ребенка, проследить за чистотой его одежды и т. п. Тут уж не до разговоров по душам... В подобном режиме живет большинство из нас найти подходящую для выполнения родительских обязанностей работу не всегда возможно (просто потому, что тогда покачнется материальный фундамент семьи). Получается, что наши дети обречены на роль «заложников улицы», или все же есть выход?.. Одну из моих коллег, работающую на трех работах и успевающую в промежутках писать интересные книги, часто спрашивают: «Как вам удалось воспитать такого замечательного сына?» Молодой человек, в отличие от многих своих сверстников, уже в школе занимается наукой, ездит в экспедиции, умный и интересный собеседник. Секрет воспитания оказался весьма прост: с раннего детства у мальчика не было «пустого» времени, он занимался в разных кружках, секциях, мог выбирать себе любые занятия, условие было одно – он не должен был бездельничать. Согласитесь, организовать таким образом времяпрепровождение своего ребенка по силам многим. К тому же нужно понимать, что успех воспитания зависит не только и столько от количества времени, проведенного с ребенком, но и прежде всего от качества общения. Пример жизни родителей, их привычки, взгляды гораздо больше влияют на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы. В конце концов воспитывает и полоска света, которая даже поздней ночью пробивается из-за двери рабочего кабинета отца!

Но опасна не только гипоопека, но и прямо противоположный тип воспитания гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребенка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребенок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка становятся подвластны любому внешнему влиянию. Они просто не могут отказаться от сомнительного предложения – ведь этому их в семье не научили.

Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Наши хорошие и плохие привычки тоже родом оттуда, и то, каких будет больше, во многом зависит от семьи. Семья вполне способна сформировать у ребенка устойчивость к алкогольному и никотиновому соблазну. Но, увы, она же может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия. Родителям стоит задуматься, какие привычки формируются у ребенка в их семье.

 

Курильщики поневоле

 

Курильщиками поневоле можно назвать тех, кому приходится ежедневно находиться рядом с курящим человеком более часа. Иными словами, если в семье хотя бы один из домочадцев – поклонник табака, то всех других тоже можно смело причислять к многочисленной армии курильщиков, правда пассивных. Нужны доказательства? Пожалуйста.

При выкуривании одной сигареты в атмосферу переходят 0,008 г никотина и другие вещества сгорания (табачные смолы, углекислый газ, сероводород и т. д.). Никотин – сильнейший нервный яд. Про судьбу бедной лошади, погибающей от капли этого вещества, известно всем. А вот о том, что для человека смертельной дозой является 0,08 г никотина (такое количество содержится всего в 10 сигаретах), знают немногие. Понятно, что далеко не весь дым поступает в легкие. Курильщику достается около 25% этого «дымного букета». Приблизительно 60% рассеивается в атмосфере, а вот 15% попадает в легкие окружающих. Кстати, если курильщик в той или иной мере защищен сигаретным фильтром, то про некурящих этого сказать нельзя. Таким образом, не разделяя увлечение табаком, они вынуждены разделять все его опасные последствия. Особенно грустной эта арифметика становится тогда, когда речь идет о детях.

Дело в том, что в организме взрослого человека уже сформированы механизмы, позволяющие за счет работы печени, почек, легких по возможности быстро освобождаться от токсических веществ или переводить их в менее токсичные. В организме ребенка такие механизмы только формируются. Отсюда и печальная статистика; заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих. Предрасположенность к гастриту, язве желудка, нарушения работы сердечно-сосудистой системы... список печальных последствий курения можно продолжать. А кто из курящих взрослых задумывался над тем, что плохой сон, раздражительность, плаксивость, трудности в школе их ребенка являются «ответом» на действие табачного дыма? Тут волей-неволей приходится соглашаться с утверждением: «Хочешь иметь здорового ребенка – не кури!»

Мы отдаем себе отчет в том, что вряд ли все курящие родители, прочитав этот призыв, тут же откажутся от своей пагубной привычки (хотя, надеемся, задумаются), и все же предлагаем обсудить рекомендации специалистов-врачей и педагогов, следование которым в той или иной мере поможет снизить вредное воздействие табачного дыма.

Во-первых, в семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребенка. Ребенок не должен находиться в комнате, где клубится сигаретный дым! Лучше, если родители вообще откажутся от курения на территории квартиры, приспособив для этого балкон или подъездный коридор. Значительно снизится «эффект защиты», если курить взрослые будут на кухне, у себя в спальне: в этом случае табачный дым будет распространяться по всей квартире.

Во-вторых, квартиру нужно регулярно проветривать, причем делать это часто. Дело в том, что если в помещении 100 кв. м (квартиры большинства из нас значительно меньше) в течение двух часов выкуривается 6 сигарет, то концентрация токсических веществ достигает предельно допустимой нормы и становится опасной для здоровья. Так что боязнь сквозняков в этом случае неоправданна – свежий воздух в квартире необходим!

В-третьих, нужно минимизировать воздействие запаха табачного дыма. Даже небольшие его концентрации, незаметные для курильщика, способны стать причиной нарушения сна, головной боли, быстрой утомляемости ребенка. Если у ребенка есть предрасположенность к аллергии, табачный залах способен ее спровоцировать. Наибольшая концентрация запаха – в одежде курящего человека. Поэтому проследите за тем, чтобы одежда ребенка находилась в отдельном шкафу и не соприкасалась с одеждой взрослых.

Запах может накапливаться и в мебели. Причем еще раз повторим, этот запах может и не ощущаться, однако действие его при этом будет вполне определенным. Поэтому не следует пренебрегать частыми уборками с использованием пылесоса. Особое внимание при этом нужно уделить постели ребенка – дивану или кровати, где он спит, подушке.

В-четвертых, следует научить ребенка правильному поведению в присутствии курящих людей. Это касается не только детей курильщиков, но и мальчиков и девочек из некурящих семей. Ребенок должен знать, что ему нельзя находиться в одном помещении с курящими. Он может выйти (из комнаты, из лифта и т. д.), он имеет право попросить взрослых людей прекратить курение в его присутствии. Родителям нужно заранее обсудить с сыном или дочерью, что именно они могут сказать, обращаясь к взрослым с просьбой не курить. Чтобы это не превращалось в скучные нравоучения, попробуйте придумать с ребенком и разыграть при помощи кукол небольшой спектакль или ролевую игру. Приведем пример организации такого действа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: