Что делать, если вы узнали, что ребенок пробовал курить

 

Надо сказать, вероятность возникновения такой ситуации довольна велика. Как показывают исследования, около 40% детей младшего школьного возраста имеют эпизодический опыт курения. Другое дело, что об этом опыте далеко не всегда узнают их родители. И это печально, потому что педагогически верное вмешательство взрослого способно значительно повлиять на дальнейшее развитие событий – предотвратить формирование вредной привычки. А каким должно быть это вмешательство?

Прежде всего поговорите с ребенком (этот разговор ни в коем случае не должен напоминать судебное разбирательство, а ваша речь – обвинения прокурора). Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Причина, названная ребенком, нередко может заставить взрослого задуматься, правильно ли вообще он строит взаимоотношения с сыном или дочерью. Только тут нужно учитывать важный момент – ребенок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение: во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулировать эту причину, во-вторых, зачастую он сам себе не отдает отчета, зачем же он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Сын или дочь должны понимать: за честным признанием не последует наказание.

Помогите сыну или дочери поразмышлять над собственным поступком, не спешите давать свои оценки происшедшему, пусть их сделает сам ребенок. Попробуйте воспользоваться приемом {активного слушания}, который рекомендует известный психолог Ю. Б. Гиппенрейтер. Секрет активного слушания заключается в том, чтобы «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначая, называя его чувства. Выглядеть такой диалог может следующим образом:

– Почему ты согласился вместе с Сашей закурить?

– Не знаю...

– Ты не можешь понять, что случилось.

– Он хвастался, что он – взрослый, а я – трус.

– Тебе стало обидно. И т. д.

Обратите внимание, взрослый в своих репликах просто по-новому формулирует ответ ребенка, находя слова для обозначения его состояния. Согласитесь, несколько необычный способ общения, чаще всего мы реагируем по-другому, стараясь сразу же делать свои оценки, давать советы, высказывать критические замечания (при этом далеко не всегда сдерживаемся в эмоциях). Почему прием активного слушания дает такой неожиданный действенный эффект? Дело в том, что «традиционные» способы реагирования, при всей их кажущейся обоснованности, имеют один общий недостаток – они оставляют ребенка наедине с его переживаниями, демонстрируют ему, что взрослого не интересуют его чувства. Напротив, активное слушание показывает, что мать или отец поняли внутреннюю ситуацию ребенка, готовы услышать о ней больше, принять ее.

Такое внимание и сочувствие взрослого производят совершенно особое впечатление на ребенка, и он уже с готовностью продолжает рассказывать о случившемся (надо сказать, прием активного слушания действен не только в ситуациях, связанных с курением, но и в других сложных для ребенка обстоятельствах – у автора накоплен довольно большой опыт, когда активное слушание помогло избежать, казалось, неминуемого конфликта или найти решение трудной проблемы).

Во время такой беседы важно соблюдать некоторые правила. Нужно непременно повернуться к ребенку лицом – ваши глаза должны быть на одном уровне. Дистанция между собеседниками тоже должна быть минимальной – сядьте рядом на диване, сдвиньте стулья, приобнимите ребенка.

Желательно, чтобы вопросы взрослого звучали в доверительной форме – как приглашение к разговору. Таким образом вы демонстрируете ребенку, что понимаете его чувства и состояние. (Вспомните, когда вас спрашивают: «Что случилось?», первая реакция – ответить: «Ничего!» А вот когда вам говорят сочувственно: «Что-то случилось...», гораздо легче начать рассказ о том, что волнует.)

И еще. В беседе очень важно «держать паузу». После каждой вашей реплики нужно дать ребенку возможность собраться с мыслями, понять свои переживания. Поэтому не стоит спешить прерывать возникшую паузу. Выдержите ее и после ответа ребенка: может быть, он что-то еще добавит.

А какую информацию важно получить из разговора?

Как мы уже отмечали выше, взрослому следует разобраться в причинах, заставивших ребенка попробовать закурить. Собственно говоря, обозначенная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться того, чтобы курение больше не повторялось. А причины могут быть разные – тут и неорганизованный досуг, и любопытство («а что будет, если...), и влияние друга, и просто растерянность, и неумение отказаться...

Обязательно выясните, каким образом попали сигареты к сыну или дочери. Это поможет вам решить, как сделать сигареты недоступными для ребенка. Если это произошло дома, скажите ему, что он взял вещь, не принадлежащую ему, что само по себе плохо. Ведь таким образом нарушается главный закон жизни семьи – закон доверия. Что хорошего, если живущие в одном доме будут прятать вещи друг от друга? Если сигареты ребенку дал кто-то из сверстников (одноклассников, друзей по двору), объясните, что и в этом случае ребята взяли чужое (у отца, брата и т. д.).

Важно, чтобы ваши сын или дочь поняли, чем опасно курение для их здоровья, реализации жизненных планов. Для этого попросите ребенка вспомнить о тех ощущениях, которые он испытал при курении. Обратите его внимание на неприятный характер этих ощущений (он может рассказывать о том, что его тошнило, кружилась голова, болели глаза от дыма, появился кашель и т. д.). Объясните, что это – явное доказательство того, что курение ему вредит. Разве он хочет испытывать такие ощущения постоянно?

Ребенок должен обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать ему ваше огорчение, растерянность. Назовите еще близких и авторитетных для ребенка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Ребенок в этом возрасте уже может и должен прогнозировать реакцию окружающих на его действия. Вместе с ребенком обсудите, стоит ли и кому признаться в происшедшем (маме, папе, бабушке), попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой проступок.

Теперь вам нужно задать вопрос себе: а в чем ваша ошибка? Может быть, вы мало уделяете времени сыну или дочери, у них слишком много свободного времени, не заполненного интересными делами? Возможно, ребенок переживает из-за своих неудач в школе и таким образом пытается самоутвердиться. А может быть, в доме малышу не очень уютно, он переживает из-за взаимоотношений взрослых. В определении причины лежит и рецепт ее исправления.

Обратите внимание на окружение ребенка – с кем он дружит, проводит свободное время. Совершенно проигрышным будет вариант с «запрещением дружбы», даже если друзья ребенка вам не нравятся и вы уверены в том, что именно благодаря этим ребятам ваш ребенок познакомился с курением. Даже если вам действительно удастся в директивном порядке прервать их отношения, ребенок надолго запомнит подобное вмешательство, и вряд ли стоит рассчитывать на ваши с ним доверительные отношения в дальнейшем. В этом случае гораздо более эффективной будет «здоровая конкуренция», которую вы, взрослый человек, вполне можете составить «неподходящей» компании. Если ребенку будет интереснее проводить время с вами, если у него не будет времени на безделье, он сумеет сам сделать правильный выбор. Кстати, часто ли ваш ребенок бывает там, где можно встретить новых друзей, – в кружке, в библиотеке, секции, на городских соревнованиях? Если нет, стоит задуматься, ведь общение со сверстниками необходимо, так позаботьтесь о том, чтобы оно было содержательным и полезным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: