Мысль от Неолита до средних веков

Возникновение науки и метода

 

Изучение любого явления требует выяснения времени его возникновения. Когда возникла наука? При ответе на этот вопрос мы сталкиваемся с проблемой неопределенности временных границ существования феномена, точки его отсчета. Например, рассматривая возникновение математики, мы можем в качестве точки отсчета указать на классический труд Евклида «Начала» (III в. до н.э.). Однако с не меньшим правом мы можем сослаться и на жрецов Древнего Египта (около трех тыс. лет до н.э.), разработавших первые методы измерения площадей и умевших осуществлять сложные геометрические и инженерные расчеты при строительстве пирамид. Никто не может запретить нам признать в качестве основоположников современной математики и древних шумеров (около двух тыс. лет до н.э.), которые положили начало алгебраическим методам в математике и изобрели различные системы исчисления. Аналогичные примеры можно привести и из других научных дисциплин. Как видим, временной разброс может быть довольно велик, что делает споры специалистов в области истории и методологии науки совершенно бесперспективными. Вот почему в профессиональной среде существует негласная конвенция, связавшая точку отсчета истории современной науки с именами двух выдающихся мыслителей начала эпохи Нового времени – Галилео Галилея (1564 – 1642) и Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626). Как аргументирована эта конвенция? Галилей заложил основы так называемого экспериментального метода: «Всякое теоретическое положение, претендующее на статус научности, должно быть обосновано экспериментально» – под этими словами подпишется любой современный ученый. Сэр Фрэнсис Бэкон, известный британский политический деятель и философ, считается основоположником методологии науки. Он полагал, что наука не может развиваться методом случайного поиска (методом проб и ошибок), но должна ориентироваться на систематическое исследование всех возможных вариантов и способов получения знания, отдавая предпочтение наблюдению и эксперименту. Он же впервые предпринял попытку разработать универсальный метод исследования, получивший название индуктивного. Ф. Бэкон сравнивал методологию науки с фонарем, освещающим дорогу во тьме. Итак, определим три основных отличия научных форм знания от вненаучных.

1. Наука (в отличие от религии, мифологии, философии и др.) ориентирована на объяснение мира, основанное на его естественных, внутренних свойствах и законах.

2. Объясняя свойства и законы окружающего мира, наука ищет подтверждения правильности понимания путем наблюдения, измерения, эксперимента, а не ссылается на авторитеты как на источник знания и не выдумывает их из головы.

3. Наука получает знания путем систематического и целенаправленного применения специальных методов, сконструированных или изобретенных для этой цели. Именно здесь пролегает демаркационная линия между наукой и всеми иными формами знания [1-3].

 

 

Развитие мысли

 

Мысль от Неолита до средних веков

 

В современном науковедении нет единого мнения в толковании научного знания, поэтому вопрос: «когда и почему возникла наука?», – остается дискуссионным. Согласно одной из точек зрения, научное знание сводится к обобщенному и выраженному знанию, которое рождается уже в глубокой предыстории, в то время, когда человек стал изготавливать орудия труда и передавать опыт его использования. Поскольку в этом случае рациональность трактуется широко – как познавательно–деятельное, преобразующее отношение человека к окружающему, – практическое, обыденное и теоретическое (собственно научное) знание оказывается равнозначным.

В этом контексте начало науки можно отнести к периоду неолита (VII тыс.до н.э.), с которым связана первая революция в системе человеческого образа жизни: переход от эпохи собирательства, охотничества и рыболовства – к скотоводству и земледелию. В истории человека период самой неолитической революции охватывает четыре тысячелетия (VII – IV тыс.до н.э.) и рассматривается как переход от дикости к цивилизации, которая характеризуется производящей экономикой. В это время отмечен резкий прирост населения в западной Европе – до 90 – 80 млн.чел. (что в 16 раз больше, чем население до неолитической революции), где плотность населения составила 2,5 чел. на один квадратный метр.

В этот период социальные отношения, а также мотивы и конкретные действия индивида определяются уже не только и не столько добыванием и потреблением готовой пищи (уже существующей в природе), сколько производством пищи и других продуктов, необходимых для поддержания жизни индивида и общности. В то же время исследователи подчеркивают социальные и лингвистические основания неолитической революции, которые усматриваются в возникновении и развитии способов сохранения и передачи информации с помощью зарубок, знаков и символов.

Символика стихийно культивируется социумом как самое эффективное средство его сплочения и самоорганизации. Прямая и непрямая манипуляция поведением и сознанием индивида осуществляется через процесс убеждения. Социальное давление на индивидуума в форме убеждения, предполагая определенный контекст и минимально необходимый интеллектуальный опыт, постоянно актуализирует рациональную деятельность, которая опирается на символические структуры знания – образные (иконические) и языковые (абстрактно–понятийные). Символика и знание, скрытое за ней, становятся естественным способом индивидуальной психической самоорганизации на основе понимания, что требует от индивида актуализации жизненного опыта, необходимого знания языка и традиций, которое формируется в процессе обучения и невозможно без интеллектуального усилия.

Первыми в истории социума складываются магическая и религиозная (мистическая) практики убеждения, стимулирующие непосредственное понимание, которое достигается с помощью экстатического действия, сопереживания, или эмпатии (вчуствования). Позже возникает другая, рациональная (или дискурсивная) практика убеждения, которая получает наибольшее развитие в становлении риторического искусства и наук. Она опирается на понимание как интерпретацию, разворачивание однозначного (и поэтому всем понятного) контекста. В современной культуре жизни без «рационального», осмысленного отношения человека к действительности, своему месту в мире и себе самому невозможно даже простое действие. Однако согласно первой точке зрения на проблему начала науки невозможно провести различие научного и ненаучного знания [4-5].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: