Этапы становления науки и методологии

 

В зависимости от степени абстрактности языка описания и методов исследования (от наблюдения и умозрения – до расчета и эксперимента) выделяют в качестве этапов становления науки: – пранауку традиционных культур (Древний Восток, Египет – древняя математика и астрономия), – античную протонауку, которая базируется на доказательстве (Древняя Греция – пифагореизм, натурфилософские школы, Платон, Аристотель, эпоха эллинизма – Евклида, Архимед, Птолемей) – протонауку Средневековья (V–VIII вв., XII–XIVвв.) – протонауку Возрождения и Нового времени (XV–XVIIвв. Коперник, Галилей, Ньютон).

Проблема соотношения религиозного и научного знания была одной из главных проблем средневековой философии. Ее принципиальное решение было дано Ф. Аквинским, канонизировано Католической церковью в XIII в.

В современном мире наука представляет собой сложное явление. С наукой связывается и совокупное знание о мире, и сфера исследовательской деятельности, и само исследование, и форма мировоззрения. В истории культуры становление науки как сложного социального явления проявляется в последовательном утверждении ее статусов. В статусе совокупного обобщенного знания и деятельности по получению такого знания наука возникает в неолитический период истории человечества (а может быть и раньше, вместе с возникновением символики и речи). В статусе формы общественного сознания и формы мировоззрения – в Античном мире вместе с натурфилософией. В статусе социального института, главная функция которого интеграции и рост знаний – наука утверждается в XVII–XVIIIвв. Как система профессиональной (академической) подготовки кадров, обеспечивающих воспроизводство самой науки как социального института – в XIXв. (появление академий). В статусе производительной силы общества – в XXв. В начале третьего тысячелетия экономическое и политическое положение государства в существенной мере определяется возможностью и способностью использовать наукоемкие технологии. Классический этап в развитии науки охватывает период с XVIIIв. (когда утверждается система точного экспериментального естествознания на базе классической механики и натурфилософии Ньютона) до первой трети XXв. (когда формулируются представления о статистическом законе и утверждается квантовая механика). Неклассический период в развитии науки (30–50гг. XXв.) характеризуется дополнительностью в описании причинных связей (динамические и статистические законы), проблемами исследования и описания микромира. Фундаментальное значение приобретает принцип неопределенности (Гейзенберг), представление о двойственной природе квантовых объектов (Луи де Бройль), принцип вероятностного описания. В «неклассической науке» подчеркивается ограниченность механической картины мира, приоритет отдается вероятностно–статистическим моделям объяснения физических явлений. В сознания ученых того времени динамическая (механическая) модель объяснения причинных связей отождествлялась с мировоззренческим принципом детерминизма. Отрицание универсальности динамического закона в квантовой механике ассоциируется с альтернативным принципом индетерминизма (отрицанием причинно–следственной связи). Постнеклассический период в развитии науки относят к концу XXв., когда фундаментальное значение в развитии естествознания и формировании научной картины мира получают междисциплинарные («нефизические») принципы системности, эволюции, самоорганизации. Переход к новому периоду в развитии науки в философии естествознания связывается с представлением о научной революции – качественном изменении стиля научного мышления (типа научной рациональности), базовых моделей описания и объяснения причинных связей (форм детерминизма), с новым категориальным и математическим аппаратом науки, сменой универсальных принципов в научной картине мира [3,5].

 

Заключение

 

Долгое время в нашей литературе по теории познания основное внимание уделялось общей характеристике процесса познания, выяснению его связей с практикой, анализу диалектики мышления, критике идеалистических и метафизических спекуляций по этому вопросу. Особенностям научного познания, средствам и методам исследования в науке уделялось значительно меньше внимания. Правда, в последние годы положение в этой области заметно изменилось. Опубликовано немало интересных журнальных статей, брошюр и отдельных книг, посвященных проблемам логики и методологии научного исследования, а также тесно связанными с ними проблемами науковедения, психологии и социологии научного творчества, эристики [2].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: