Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите

1. Повесть написана калорийным языком.

2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов.

3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология.

4. Большое значение в романе играют женские образы.

5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта.

6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю.

7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Упражнение № 4

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры.

2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения.

3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.

4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка.

5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка.

6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”.

7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

8. Им овладела ностальгия по родине.

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный).

2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный).

3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный).

4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый).

5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный).

6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия).

7. Оказаться человеком невоспитанным, …. Мало читать, быть … (невежа, невежда).

8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной).

9. В больнице работает опытный …. В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал).

10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

Упражнение № 2

Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее.

2. Через весь роман проходит фабула патриотизма.

3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука.

4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком.

5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение.

6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным.

7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

Упражнение № 3

Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

1. Повесть написана калорийным языком.

2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов.

3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология.

4. Большое значение в романе играют женские образы.

5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта.

6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю.

7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Упражнение № 4

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры.

2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения.

3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.

4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка.

5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка.

6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”.

7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

8. Им овладела ностальгия по родине.

Итоги урока.

Полученные сегодня знания очень важны для вас в жизни, а не только при написании сочинения. Любая неправильность затрудняет понимание и мешает вашему общению.

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются индивидуальные карточки с их речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по развитию речи. Задание: классифицировать допущенные речевые ошибки и исправить их.

Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б” Халилуллиной Алины):

1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями проблему умения общаться. В этом тексте автор сравнивает умение общаться русского и иностранца.

2. А русский человек, как показывает Гоголь, к начальству проявляет свое  угодничество, если кто-то выше него по чину, он ему угождает во всем…

3. Позиция автора состоит в том, что человек не  должен быть чинопочитателем, не  должен проявлять высокомерие, а должен всегда помнить о человеческом достоинстве.

4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь относиться к людям так, как они такового заслуживают.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: