VIII. Употребление лишних слов (плеоназм - от греческого “излишество”)

1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию, свою биографию).

2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию). Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине.

3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувениры). Сувенир – это подарок, сделанный на память.

4. Мы дорожим каждой минутой времени (минутой). Минута – единица времени.

IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”).

1. Этот необыкновенный случай случился (произошел) со мной в молодости.

2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел (отразил) свои впечатления о русской деревне.

3. Поэтически описывает поэт (А.С.Пушкин) наш город.

X. Неоправданное повторение слов.

1. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

2. Недавно я прочитала одну книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой

книге рассказывается…

XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны.

Он посылает эти главы книги своим друзьям. (Павел упорно работает над задуманной книгой и, когда он заканчивает три главы ее, посылает их своим друзьям.)

XII. Неудачное употребление местоимений.

1. Я вынула книгу из сумки и положила ее (книгу или сумку?) на стол.

2 После своего (совершенного) убийства им овладевает страх.

Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

(Упражнения в распечатанном виде лежат на парте у каждого ученика. Первое упражнение выполняют на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные упражнения выполняются всеми самостоятельно с последующей проверкой)

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, …. Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный …. В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

Упражнение № 2

Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

Упражнение № 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: