Что такое «Иджтиhад»?

Если мы признаем, что должны следовать Корану и Сунне, то необходимо признать и то, что понимать Коран и Сунну следует так же, как это делали сподвижники, табиины и имамы муждтахи-ды. Да, никто из сподвижников не призывал следовать за собой или за кем-либо другим. Но знайте, что истинное следование Ко­рану и Сунне будет только в том случае, если мы последуем за мне­ниями сподвижников в понимании Корана, и в этом нет никаких разногласий, разногласия имеются только в отношении того, как это делать.

Первыми иджтихадом занялись сподвижники Пророка и има­мы, последовавшие за ними. При этом некоторые из них основыва­лись на доказательствах, а другие выводили законоположения на ос­нове логических размышлений, сравнений и общеизвестных правил Шариата — например, «не наложил на вас в религии никакого затрудне­ния» (22:78) или «Не вреди и не отвечай вредом на вред». Причи­ной этого могло быть незнание доказательства, или же наличие бо­лее сильного доказательства, или же разногласия в трактовке текста, в определении статуса (считать то или иное фардом или сунной), в определении правил и принципов иджтихада. После третьего века всем ученым были известны большинство доводов, поэтому они на­чали оспаривать мнения, высказанные более ранними имамами. Некоторые из их выводов они признавали, а некоторые отменяли в связи наличием более сильного довода. Таким образом появились мазхабы, однако это не основная причина их появления. Более серьезная причина появления мазхабов заключалась в том, что у ученых были разногласия по поводу правил иджтихада и трактовки текстов.

Кто такой «муртад»?

«Вероотступник» это: «Тот, кто не верует после своего принятия ислама, добровольно не принужденно, хотя и будет подшучивающим», становится неверующим (кяфир)¹: всякий кто придает Аллаху сотоварища (ширк) что-нибудь, например: избирает Ему жену или ребенка, и всякий кто утверждает пророчество, или считает правдивым того, кто утверждает это, или: непризнает пророчество пророка из пророков, которых назвал их Всевышний Аллах в великом Коране, как Адам, Идрис, Ильяс, Ибрахим, Муса, 'Ыса и Мухаммад, мир и благословение Аллаха им всем.

И становится неверующим (кяфир): всякий кто насмехается над Всевышним Аллахом, или: Его посланниками, или: Его книгами, посредством слова, или: сочинения книги, или: действия, и становится неверующим кто, ругает, оскорбляет Всевышнего Аллаха, хотя и будет сердитым, сердитость не является оправданием (гузр), или: ругает Коран, или: ругает одного из ангелов.

И становится неверующим: кто не признает, отрицает существование ангелов, джинов, последней жизни, как рай и огонь, отчет (хысаб), весы (мизан), мост (сырот)².

Мусульманину надлежит, остерегаться, и сторонится, всякого действия, слова или: убеждения, приводящего к неверию, а кто появляется, исходит от него что-нибудь из этого, то является обязательным ему покаяться тотчас же, и покаяние (тяуба) не будет только путем истигфара (прошения прощения), а необходимо повторение посредством произношения обоих свидетельств говоря: «'Ашхаду 'алля 'иляяха илля-Л-лаха, ва 'ашхаду анна Мухаммадан 'абдуху ва расуулюху, ва 'абрау' (отрекаюсь) иля-Л-Лахы (Аллаху) мимма культу (оттого, что я сказал), ау (или): фагальту (я совершил)», и просит у Аллаха _________________________

¹Собственно арабское слово «кяфир» не означает при прямом переводе значения: «Неверный». При прямом переводе этого слова оно означает: «покрывать и скрывать, и также неверие и неблагодарность».

Если обратимся к офторитетным арабским источникам толкового словаря как «Лисану-ль араб» и прочее, то найдем что выражение «Кяфир» имеет несколько значении.

Говорится в арабском толковом словаре «Лисану-ль араб»: в шариате оно означает оборотную сторону веры (иман), также означает неблагодарность, оборотную сторону благодарности. В языке оно имеет несколько значений это: «покрывать, скрывать, ночь», означает ночь, потому что оно скрывает творения. Оно же означает «сеятель», потому что он скрывает семена в земле. В шариате оно приобрело значение «неверующий», потому что такой человек скрывает ту веру в Единого Бога, которую Аллах закладывает в душу каждого из нас.

Сказали некоторые обладатели знания: «аль-куфр – неверие» бывает четырех видов: «куфр-неверие»: «непризнание», такой, что совсем не знает Аллаха и не признает Его, и куфр-неверие: отрицание, куфр-неверие: упорство, упрямство, и куфр-неверие: лицемерие; кто встретится со своим Господом с чем-нибудь из этого не простит ему и простит ему то, что помимо, ниже этого кому пожелает.

Что касается «куфра-неверия»: «непризнания»: то это: неверие сердцем и языком, и не знает то, что ему упоминается из единобожия (таухид), в этом смысле передается в отношений слова Его Всевышнего: ﴾ Воистину, неверующим безразлично, предостерег ты их или не предостерег. Они все равно не уверуют﴿, [2:6]; то есть которые не веруют в единобожие (таухид).

Что касается «куфра-неверия»: «отрицания»: то это: признание своим сердцем, и не признаёт своим языком, то он является неверующим (кяфир) отрицающим, подобно неверию Иблиса, и неверию Умаиия Ибн Аби Ас-Сольт, и из Его слова Всевышнего: ﴾ И когда пришел к ним с тем, что они знали, не уверовали в него﴿; то есть «куфр-неверие»: «отрицание».

Что касается «куфра-неверия»: «упорства, упрямства»: то это: знание Аллаха своим сердцем, и признание языком, и не исповедует ислам, не покоряется, не подчиняется ему, завидуя, и притесняя, подобно «куфру-неверию»: Абу Джахля и ему подобные; и приводится в «ат-тахзибе»: признает своим сердцем и языком и отказывается принимать подобно Абу Толибу – дяде пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Что касается «куфра-неверия»: «лицемерия»: то это признание своим языком и не верит своим сердцем и не является убежденным своим сердцем.

²Так как подобные вещи ясно приводятся в Коране, поэтому неверие в эти вещи, означает неверие в Коран, потому что не правильным будет верить в некоторую часть Корана и не верить в другую часть, Аллах предостерегает относительно этого в Коране. Аллах в Коране повелевает верить в каждое слово, каждую букву в коране, потому что неверие во что-нибудь в отношений Корана ведет к неверию. Это касается также самого выражения «куфр, кяфир и т. д.» истинный мусульманин должен признавать, верить, и не отрицать существование подобных выражений и верить также в их смысл, в противном случае это ведет к неверию.

прощения и помилования, после этого. Нет ничего дороже и драгоценнее чем вера «иман»…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: