Подобная трактовка права нации на самоопределение соответствует консенсусному подходу толкования термина

Его основные постулаты:

- признание того, что отделение не должно обладать приоритетностью по сравнению с другими вариантами самоопределения (федерализмом, культурной автономией, территориальной автономией);

- понимание того, что сохранение государственных структур не означает, что концепция государственного суверенитета не может быть изменена; возможны варианты частичной передачи власти подгосударственным, надгосударственным или международным структурам;

- осознание того, что в случае, если самоопределение народа представляет очевидную опасность для жизненных интересов других народов, оно может быть отложено, а в экстремальных случаях – отменено.

Существуют и иные подходы к рассмотрению данного, на наш взгляд фундаментального права многонациональных государств.

Негативистский поход, рассматривает право наций на самоопределение как угрозу стабильности внутригосударственной и международной политической системе. Здесь акцентируется внимание на нереальности одновременного сосуществования права наций на самоопределение и принципа территориальной целостности. Невозможно сохранить территориальную целостность государства, когда этносы настаивают на суверенитете, считают сторонники данного подхода. Предоставив нациям право на самоопределение, политико-властные структуры способствуют возникновению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военные столкновения в государстве. В силу обозначенных обстоятельств органы государственной власти должны провозгласить принцип территориальной целостности приоритетным, а принцип права наций на самоопределение устаревшим или ошибочным.

Позитивистский подход в противовес только что рассмотренному подходу признает приоритет и фундаментальность права наций на самоопределение в сравнении с принципами суверенитета и целостности государства, либо рассматривают данные принципы как взаимодополняющие и не противоречащие друг другу.

Например, И. Блишенко – профессор, ректор Института Международного Права – полагает, что никакого противоречия между принципами территориальной целостности и правом наций на самоопределение нет в силу того, что самоопределение есть возможность представителей различных этнических групп мирным путем внести изменения в систему государственного управления и изменить территориальную целостность любого государства.

Безусловно, каждый из вышерассмотренных подходов имеет право на существование. Вместе с тем позитивистский и негативистский подходы прелагают крайние варианты трактовки термина. Только консенсусный подход учитывает специфику времени и места, предлагая, на наш взгляд, наиболее оптимальные варианты реагирования правительственных и неправительственных структур на различные формы реализации права этнических групп на самоопределение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: