Относительно юридического значения признания для нового государства есть две теории: конститутивная и декларативная

Конститутивная теория несовместима с международным правом, поскольку игнорирует тот факт, что государство еще до признания пользуется всеми правами и обязанностями, вытекающими из принципа суверенитета. Непризнание каким-либо государством другого государства не означает, что оно может не считаться с правами государства, которое им не признано.

Декларативной теории признания придерживается подавляющее большинство юристов-международников. Ее сущность в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. При этом государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, т.е. независимо от признания. Но это не должно принижать политико-юридического значения самого акта признания нового государства, поскольку данный акт есть также выражение признающим государствам своей готовности уважать суверенитет и независимость признаваемого государства, поддерживать с ним нормальные международно-правовые отношения.

В силу принципа суверенного равенства все государства юридически равны, независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь образованное государство становится субъектом международного права в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права. Признание или непризнание не влияет на существование нового государства, поэтому признание имеет лишь декларативное значение.

Непризнанное государство имеет возможность осуществлять свою правосубъектность, участвовать в многосторонних конференциях, договорах, международных организациях. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения.

Хотя признание обычно адресуется вновь возникшему государству, но может предоставляться и правительству государства, когда оно приходит к власти неконституционным путем -- в результате гражданской войны, переворота и т.п. Каких либо критериев признания такого рода правительств не существует. Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, если оно эффективно осуществляет власть на территории государства, контролирует ситуацию в стране, проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, выражает готовность к мирному урегулированию конфликта, если таковой имеет место внутри страны, и заявляет о готовности соблюдать международные обязательства. Однако признание правительства не может истолковываться как его одобрение. Государства, объявляющие о признании нового правительства, должны исходить из того, что только народ каждого государства в праве решать вопрос о правительстве и форме правления.

Признание правительства является либо окончательным и полным, либо временным или ограниченным лишь некоторыми юридическими отношениями. Признание де-юре нового правительства вытекает или из определенного заявления, или из положительного факта, ясно означающего намерения предоставить это признание. При отсутствии такого заявления или факта признание не может считаться полученным. Признание де - факто нового правительства выражается определенным заявлением, подписанием соглашений, имеющих ограниченное значение либо временный характер, или поддержанием отношений с новым правительством по текущим делам.

Достаточно просто либо продолжать поддерживать дипломатические отношения, либо отозвать дипломатическое представительство, что позволяет избегать принятия или непринятия нового режима. Проблема признания борющейся за независимость нации или национально-освободительного движения, может возникать приминительно к национально-освободительному движению в лице его органов.

Национально-освободительное движение основано на реализации права народа (нации) на самоопределение. Народ, борющийся за свою государственность, является субъектом международного права. В ходе этой борьбы он создает органы, выступающие от его имени. Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию международной правосубъектности. Это облетает реализацию права на получение помощи как от государств, так и от международных организаций, а также на осуществление других основных прав. Признание органов и организаций национально-освободительного движения может сопровождаться установлением официальных отношений и учреждением их представительств в признающем государстве. Признание восставшей и воюющей стороны относится к признанию повстанцев на различных ступенях гражданской и национально-освободительной войны.

 

Правопреемство государств: основания возникновения вопроса о правопреемстве (деколонизация, объединение, разъединение государств). Виды правопреемства. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров (1978 г.). Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной волей этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Правопреемство считается древнейшим институтом международного права.

Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств:

1. теория универсального правопреемства;

2. теория частичного правопреемства;

3. теория правопреемственности;

4. теория «неправопреемственности»;

5. теория tabularasa («чистой доски»);

6. теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходят к его правопреемнику прав.

Основное содержание частичного правопреемства сводится к следующему. Государство-предшественник сохраняет такие договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Государство-преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении.

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

Согласно теории «неправопреемственности» обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства.

В соответствии с теорией tabularasa («чистой доски») новое государство не связано международными договорами государства-предшественника.

По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного государства и международной организации в качестве субъекта международного права. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника. Например, 25 декабря 1991 г. страна — председатель ЕС (тогда Нидерланды) опубликовала заявление, в котором констатировалось, что с этого дня Россия считается имеющей международные права и несущей международные обязательства бывшего СССР, включая вытекающие из Устава ООН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: