Что такое «Ирадаи-Джузийя»?

Ирадаи-джузьийя – это данная Всевышним Аллаhом ограниченная свобода выбора пути Своему рабу. Это понятие имеет очень важное значение. Потому что если человек направит свою волю (желание) на благо, то Всевышний Аллаh сотворит благо, если он ее направит на зло – Всевышний Аллаh сотворит зло. С этой точки зрения человек заслуживает и Рай, и Ад по собственной воле. Безусловно, единственным Творцом является только Всевышний Аллаh. Если не пожелает и не сотворит Он, то ничто и не возникнет. Так что рабу Аллаhа предоставлен выбор – делать добро или зло (Касиб), а Творцом или Создателем является только Аллаh (Халик).

Проявляющий непокорность, совершающий грех человек не сможет снять с себя ответственность за свои поступки, говоря: «Что же я могу поделать, если Аллаh так пожелал, если так Он сотворил?» Да, Аллаh пожелал, потому что человек сам направил свою волю и старался совершить этот грех. Если бы человеку не было дано право на свободу выбора, то это означало бы, что Всевышний Аллаh не дал Своему рабу никакой возможности испытать самого себя, и что Он принуждает его делать добро или зло. В действительности Аллаhу абсолютно не присуще (мунэззэh) заставлять Своих рабов совершать грех, а затем наказывать их за это.

Кое-кто утверждает: «Еще в безначальности (азаль) души некоторых совершили саджда Всевышнему Аллаhу, а некоторые от этого отказались. Те, у кого души не поклонились, уйдут из жизни неверующими (кяфирами)». На самом деле это вовсе не так. Подобный взгляд полностью отрицает веру человека. Безначальность (азаль) не может быть предметом спора. Там вольно или невольно все души совершили саджда. Когда в безначальности (азаль), испытывая души людей, Всевышний Аллаh спросил: «Алясту бираббикум?» («Разве не я ваш Господь?!»), все души без исключения ответили, и тем самым дали обещание: «Баля!» («Да, Ты наш Господь!»).

А еще некоторые заблуждающиеся говорят так: «Как бы ты ни старался, Аллаh все равно направит кого по истинному, а кого по ложному пути». В корне неверна и эта точка зрения. Многие неправильно освещают и толкуют аят Кур’ана, где говорится об этом. Этот аят раскрывается так: «Аллаh направляет по истинному пути тех, кто сам хочет следовать по такому пути, а по гибельному пути – тех, кто сам желает этого». В безначальности (азаль) нет никакого предписания о том, что, конкретно, как личность, Ахмад должен попасть в Рай, а Махмад – в Ад. Сказано, что там лишь раскроены одеяния: те, кто будет носить одежду веры (иман), послушания (ита´ат) и света (нур), заслужат Рай, а кто одежду неверия (куфр), непокорности (´ысйян) и несправедливости (зульмат) – тех ждет Ад. Рабу Аллаhа, наделенному Ирадаи-джузьиййя (свобода воли), предоставлена полная возможность выбора той или иной «одежды». Иными словами, исходя из Ирадаи-джузьиййя, какую «одежду» человек предпочтет, то и определит его место в последующей жизни.

Раз человек сам отвечает за свои поступки, то он не должен роптать на них, а обязан покоряться судьбе и соглашаться с тем, что выпадет на его долю. Вместе с темна нас лежит обязанность молиться Всевышнему Аллаhу для спасения от видимых и невидимых бед и просить здоровья и благополучия в жизни. В одном из священных хадисов нашего Пророка (с.а.в.) говорится: «Милостыня (садака) отводит беду и продлевает жизнь».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: