Каков порядок переноса и захоронения покойного?

Порядок несения покойника:

После окончания заупокойной молитвы, носилки (табут), на которых лежит покойник, поднимают за четыре ручки и несут на плечах 4 человека по 40 шагов, если это возможно. Это для мусульман является сунной, так как сказано в хадисе: "Кто пронесёт покойника 40 шагов, тому бут прощены 40 больших грехов".

Нести надо осторожно (но, как можно быстрее), не

раскачивая, не произнося вслух такбир или тахлиль, или другой зикр. На кладбище не желательно садиться, пока не положат на землю носилки с покойником.

Мусульманин, увидевший похоронную процессию, не должен стоять как вкопанный, в ожидании пока все пройдут. Весьма желательно принять участие и пронести покойного 40 шагов и ещё немного пройти следом. Пророк Аллаха (мир ему) участвовал в несении тела Сагъада бин Муъаза.

Носилки с телом нужно носить на плечах, или на руках, но только на уровне плеч и в четвером. Весьма нежелательно нести покойника как носят обычные носилки - один человек спереди, другой сзади. Такое несение близко к запрету. Не разрешается также нести на спине или на животном.

[Без крайней необходимости, не следует везти покойника к месту захоронения на повозке или автомобиле. Это причинит покойнику мучения, а организаторы получат грех. Во времена Пророка (мир ему) и его сподвижников носили покойников только способом тарбиъ, то есть на плечах. Другое дело, если местная власть издала указ о форме похорон, о доставке покойников на кладбище на средствах передвижения. Указам законно избранной власти необходимо подчиниться.]

Тело ребёнка (грудного или чуть старше) до места захоронения несёт на руках один человек. Он может быть и верхом на животном. Тела детей постарше и подростков несут также как и взрослых.

Нести покойника надо как можно быстрее, но так, чтобы тело покойного не раскачивалось и не тряслось. Нельзя задерживаться с похоронами в пятницу. Откладывать похороны до окончания пятничной молитвы, чтобы собрать больше народа весьма и весьма нежелательно. Откладывать можно лишь в том случае, когда есть опасность пропустить пятничную молитву из-за похорон.

Задерживаться с похоронами на день или более, в связи с ожиданием приезда родственника запрещено. Это принесет вред не только родственникам умершего, но и самому покойнику.

Сопровождающие покойника на кладбище, должны идти за телом, и как можно ближе к несущим табут. (По мазхабу Шафии идут впереди покойника). Женщины не сопровождают тело покойника. Идти надо молча. В книгах " Халеби-и кабир", "Меракиль-фалях", "Нигъмати Ислам" и других пишется, что не дозволяется при сопровождении покойника произносить вслух (а тем более громко) такбиры, тахлили и другие зикры. Отказываться от участия в такой процессии не следует, ведь это сопровождение тела мусульманина. новшествами, необходимо отказаться.

Ещё при жизни, мусульманин может заранее подготовить себе могилу. По сунне, весьма желательно хоронить тело мусульманина на большом кладбище. И лучше это сделать ближе к могилам людей праведных, благочестивых мусульман.

Место для захоронения желательно выбрать сухое. Тело, захороненное во влажной, сырой могиле, быстрее подвергнется разложению. По шариату, необходимо предпринимать все действия, предотвращающие быстрое разложение тела. Если могила слишком сырая, то допускается захоронение вместе с табутом.

Запрещено осыпать цветами носилки с телом покойника и нести за ним цветы или венки, а после захоронения, класть всё это на могилу. Запрещается участникам похорон вешать себе на петлицы траурные банты. Тем более запрещено устанавливать на могилах портреты покойного. Все эти действия являются не относящих Исламу обычаем. В хадисе от Ибн-и Маджа, Пророк (мир ему), сказал: "При сопровождении покойника (к месту захоронения), не восклицайте громко и не несите в руках ни свечей, ни факелов, ни что-либо ещё!".

Порядок захоронения:

Согласно шариату, тело умершего мусульманина должно быть захоронено в землю. То есть, непременно должна быть вырыта могила, и тело должно быть опущено внутрь могилы.

Как уже говорилось выше, обязанности, связанные с похоронами, являются "фард кифаййа", обозначающее, что если эти обязанности выполнит часть мусульман, то остальные освобождаются от них. Если же, к примеру, никто не пришёл рыть могилу, то для всех мусульман, получивших известие о смерти мусульманина, эта обязанность становится "фард айн". Это обозначает, что в этом случае, для всех мусульман, получивших известие, рытьё могилы становится обязательным предписанием. Невыполнение обязательного предписания ведёт к греху. Таким образом, если не найдётся ни одного человека, который бы согласился добровольно вырыть могилу ради Аллаха субхана ва Тагаля, и для рытья могилы придётся нанимать человека (или кладбищенскую бригаду) за специальное вознаграждение, все мусульмане, обязанные были это сделать, станут грешниками. Они должны будут согласиться с фактом, что сами причислили себя к мусульманам, с очень низким нравственным уровнем, которые называются - "ФАСЫК" - нечестивый. Не надо забывать, что рытьё могилы, такая же обязанность, как и омовение тела покойного, заупокойная молитва и захоронение. И это поклонение надо совершать не за плату. Да, чтобы исполнить предписание шариата, можно нанять для этой цели какого-либо бедного мусульманина за вознаграждение. И эта плата для бедняка будет считаться халял. Но это обстоятельство малоутешительно для тех, кто обязан был вырыть могилу бесплатно. Ведь они то стали фасык. Сжигать же покойников категорично запрещено и является нечестием.

Не дозволено захоронение без рытья могилы (в помещении над поверхностью земли; в мраморном саркофаге). Если человек умер на судне и нет возможности доставить тело на берег, то только в этом случае производится захоронение в воде.

Без крайней необходимости не разрешено захоронение двух умерших в одну могилу. Старую могилу можно использовать лишь в том случае, если прежнее тело полностью истлело, и кости превратились в труху (землю). В крайнем случае, когда нет возможности для захоронения покойника в новую могилу, используется старая могила. Оставшиеся кости прежнего покойника аккуратно складываются в одну сторону могилы, и засыпается землёй. Новый покойник хоронится в противоположной стороне могилы.

Если земля старого кладбища является частной собственностью, то владелец может производить постройки на этом месте. Может так же эту землю распахать под какие-либо насаждения. Но только с одним условием, кладбище должно быть очень старым и тела (кости) покойников должны быть полностью истлевшими. Если старое кладбище было повреждено наводнением или другими стихийными бедствиями, то не дозволяется перезахоронение останков в другое место. Старая, ненужная одежда умершего не кладется в могилу, а уничтожается.

В книге "Джамигуль-фатава" Абуль-Касыма Самарканди (ум. в 556/1161) говорится, что могила должна быть вырыта на глубину не менее чем в половину человеческого роста. Ещё лучше, если глубина будет в человеческий рост, а ширина могилы - в половину роста. Во всяком случае, ширина должна быть достаточной, для того чтобы свободно опустить тело. После того, как могила выкопана в глубину, в стене со стороны киблы, чуть выше дна, делается горизонтальная выемка (лахд). Два человека (или один, или три) укладывают тело в лахд на правый бок лицом внутрь лахда (а значит в сторону Киблы) со словами: «Бисмиллахи ва галя миллати расулюллах». Азан при этом не читается. После помещения тела в лахд, кафан надо развязать. Наружную сторону выемки (позади тела) подсыпают землёй и закладывают простыми досками, кирпичом (лучше самодельным), а если нет, то толстым камышом и т.п. Нежелательно закрывать лахд жжёным кирпичом или обработанными на станке досками. После этого могилу засыпают вынутой из неё землёй. Сначала глиной, а потом только черноземом. Холмик над могилой должен быть высотой не более пяди (около 20 см). Нельзя сооружать длинный холмик, или делать верх в форме четырёхугольника.

Если выкопанная могила не позволяет сделать лахд из-за неплотной структуры (песок) земли или из-за большой влажности, то хоронить можно и без лахда. В этом случае выкапывается шакха (выемка по середине могилы) и умершего хоронят там. Причём, если влажность слишком большая, то можно хоронить мужчин и вместе с табутом. То есть, не вынимая тело из носилок. При захоронении тела женщины, необходимо огородить могилу ширмой из большого куска материи. Хоронить тела мужчин вместе с носилками дозволено лишь в случае крайней необходимости. Нежелательно подкладывать под тело покойника какую-либо подушку. Если при захоронении в могиле была забыта какая-либо ценная вещь, то дозволяется вскрыть могилу. При неверном положении тела (позе) покойника в могиле, вскрывать захоронение и перекладывать тело нельзя.

Чтобы могила не затерялась, можно на камне надписать имя и год смерти по хиджре. Не дозволено шариатом надписывать на надгробных камнях аяты Корана, помещать портреты, хвалебные оды и т. д. Не смотря на то, что такие обычаи соблюдались на протяжении веков, они не соответствуют Исламу, и не могут быть дозволены.

Нежелательно захоронение внутри помещения. Это позволялось при захоронении пророков. Не дозволяется захоронение вблизи медресе и т. п. Захоронение мусульманина производится на мусульманском кладбище. На чужой земле хоронят только с разрешения владельца.

Нежелательно переносить тело покойника из одного города в другой. Лучше хоронить в той же местности, где человек умер. Многие учёные рекомендуют производить захоронение тела в пределах четырех километров от места смерти. Перезахоронение не разрешается, даже в случае наличия завещания.

Если мусульман умрёт на судне, то в случае, когда невозможно доставить тело на берег до появления запахов, его омывают, заворачивают в кафан, читают заупокойную молитву. Если ближайший берег является исламским, то тело просто опускают в воду. Если же вблизи расположено государство неверных, то к телу привязывают какой-либо тяжёлый предмет.

В книге "Ширъатуль-Ислам" М. бин Аби Бакра (муфтий Бухары; ум. в 573/1178 г.) говорится: "Когда носилки с телом покойного поставят у края могилы, все присутствующие, не занятые захоронением, должны сесть на что-нибудь или присесть на корточки. В момент захоронения, присутствующим желательно бросить в могилу со стороны головы покойника три горсти земли и читать следующие семь сур: суру 97 - "Кадр"; 109 - "Кяфирун"; 110 - "Наср"; 112 - "Ихлас"; 113 - "Фаляк"; 114 - "Нас" и суру 1 - "Фатиха". После похорон желательно в течение недели, ежедневно давать милостыню и возможные благости посвящать душе умершего".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: