double arrow

Большим дорогам - крупных экспедиторов


Вероятно, наиболее развитой из экспедиторских кампаний такого типа выступает белорусско—польская кампания «Миртранс». Она была создана в 1993 году белорусской и Польской железными дорогами, портами Гдыни и Гданьска, китайско—польской судоходной кампанией «Чипольброк» и рядом других подобных государственных рыночных структур. Кампания получила льготные тарифам и благорасположение государственных чиновников. Предполагалось, что порт Гдыня станет портом базирования морского флота Беларуси, к Гдыне будет проведена от Гродно ширококолейная железная дорога, а «Миртранс»—будет своего рода тоннелем из Беларуси к Гдыне и Гданьску.

Эти грандиозные планы в полной мере реализованы не были, но «Миртранс» все таки превратил Беларусь во вторую по объему транзита через порт Гдыня страну после Словакии. При том, что до 1993 года Беларусь торговли через этот порт практически не вела. Кампания также отклонила на Гдыню и Гданьск часть товаропотоков, которые следовали из западной Европы в порты Мууга (Новоталлинн), Санкт-Петербург, и особенно Котка в Финляндии и направила их по белорусским магистралям. Естественно, «Миртранс» практически монополизировал белорусский транзит через эти порты.




С 1994 года кампания перешла к активной деятельности на континентальных магистралях Польши. Доля транзита по этим дорогам в Чехию, Словакию, Южную Германию к середине 1995 года достигла примерно половины всех перевозок корпорации. причем и в этом случае корпорация отклонила на Беларусь часть грузопотоков из России, которые ранее шли в страны Центральной Европы через Украину. Так, в 1995 году практически весь транзит химических продуктов из России в Словакию осуществлялся не через Чоп в Закарпатье, как ранее, а—через Брест.

Всего за три года кампания вышла но проекты оборудования за свой счет пограничных переходов на польско—белорусской границе и—после заключения белорусско—российского Таможенного Союза перешла активной деятельности на российском экспедиторском рынке.

Такого рода корпорации тяжело считать коммерческими предприятиями. Они , скорее, напоминают своеобразные межгосударственные ведомства, приспособленные к активной деятельности за пределами национального экономического пространства. Пока эта практика себя оправдала и, видимо, стоит рассчитывать, что белорусская деятельность в портах стран Балтии и далее будет в основном осуществляться через крупные, близкие государству коммерческие структуры, напоминающие транснациональные корпорации в зачаточном состоянии.







Сейчас читают про: