Будущее экономических реформ - ТНК

Во-первых экономическое реформирование Беларуси должно начинаться не с малой приватизации, а с крупной промышленности. Пока не раскачается крупная промышленность, малая приватизация должна быть государством сдержана. Если малую приватизацию не сдержать, то она в состоянии вырвать из промышленности, пока та испытывает трудности, заметную часть рабочего класса. А, значит, затруднить и затянуть реформирование крупных заводов.

Во-вторых, экономические реформы в крупной промышленности могут начаться только после того, как белорусская индустрия с помощью государства и активной внешней политики получит юридические возможности для доступа к новым для нее обширным рыночным пространствам. Белорусская промышленность сама по себе в кризисе. ее продукция не всегда конкурентоспособна. Для выхода на новые рынки и первоначального закрепления там Беларуси необходимо использовать весь набор имеющихся у нее в распоряжении экономических и внеэкономических средств и возможностей.

В-третьих, после получения юридических возможностей для доступа на новые рынки должна проводиться перестройка системы управления теми комплексами предприятий, которые непосредственно получили от государства этот доступ. Перестройка системы управления этими предприятиями должна первоначально вестись государством и привязываться к потребностям и специфике тех рыночных пространств, где окажутся заводы.

Реально, очевидно, эта перестройка будет включать в себя несколько общих для всех рыночных пространств параметров:

акционирование комплексов взаимосвязанных в технологическом плане предприятий при сохранении за государством по крайней мере на первых порах контрольных пакетов акций или иной формы контроля за этим комплексом. По мере закрепления предприятий на новых рынках вмешательство государства в их дела должно падать.

2. изначальная привязка к этим комплексам определенных государством финансовых структур, способных обеспечить устойчивость на новых рынках не только технологически взаимосвязанной группы предприятий, но и любых связанных с нею деловыми интересами на этом рынке хозяйственных структур. Возможно, на начальной стадии Беларуси придется стимулировать создание своего рода территориальных кампаний или деловых ассоциаций для работы на закрепленных за ними рынках. Может быть, вариантами таких структур станут сегодняшние межведомственные комиссии или торговые дома.

3. привлечение в получившие «свое» рыночное пространство производственно - финансовые комплексы иностранных инвестиций при государственном контроле за деятельностью инвесторов и координации инвестиционного процессов в масштабе республики с тем, чтобы не выпустить контроль за экономическими преобразованиями из рук нации.

Фактически речь идет о становлении с помощью государства нескольких крупных Транснациональных Корпораций с Беларусью в качестве страны базирования. Страна базирования ТНК, как известно определяется по нескольким параметрам. Ею является государство, где находятся:

1. органы управления данной ТНК;

2. центры НИОКР (научных исследований и конструкторских разработок), которые обеспечивают постоянную разработку новых технологических решений и образцов продукции;

3. центральные финансовые институты корпорации.

4. иногда для относительно небольших ТНК, в которых выделяется головное сборочное предприятие имеет значение место расположения этого завода или комплекса сборочных производств.

Белорусская промышленность по своей структуре уже представляет из себя несколько таких ТНК, которые просто необходимо юридически оформить и закрепить на новых рынках. Очевидно белорусскому государству придется сконцентрировать свои усилия на становления всего лишь четырех-пяти таких национальных ТНК на базе уже существующих промышленных гигантов: тракторной на базе МТЗ и, возможно, Гомсельмаша, автомобилестроительной на базе МАЗа и БелАЗа, радиоэлектронной на базе ПО «Интеграл» и, быть может, нефтехимической на базе имеющихся НПЗ. И именно этим путем Беларусь сегодня движется, пусть и не всегда последовательно и зачастую не сознательно, а рефлексивно.

По крайней мере, именно в такую схемы укладывается поведение РБ в вопросе о малой приватизации, чековой приватизации и привлечении иностранного капитала в свои предприятия в рамках соответствующих государственных программ. Именно в этом направлении, в немалой степени, действует и белорусская внешняя политика, особенно активная в последнее время в слаборазвитых странах Азии.

Необходимость действий в странах третьего мира требует от белорусской внешней политики поиска новых дипломатических конфигураций и алгоритмов внешнеполитических шагов.

Некоторые общие закономерности политики Беларуси за пределами России можно выделить уже сейчас. Вероятно, РБ будет стремиться закрепиться на рынках не развитых, а развивающихся стран, которые способные принять среднюю по качеству продукцию белорусской промышленности в необходимых Беларуси объемах. Минску будет проще закрепиться в бывшей сфере влияния Советского Союза, где еще далеко не всюду успели осесть западные конкуренты. По мере продолжающегося падения внешнеполитического веса России Беларусь будет вынуждена искать точки соприкосновения с развитыми западными государствами, влиятельными в регионах коммерческих интересов Минска. Прежде всего речь идет о США, Великобритании, Франции. наконец, выход к морской торговле потребует от Беларуси налаживания устойчивых отношений с соседними государствами, которые обладают портами. В силу того, что эти государства настроены преимущественно прозападно стоит ожидать, что и внешняя политика Беларуси реально не будет антизападной.

Если не вдаваться в подробности уже происходящего политического процесса, то можно только отметить, что сегодня Беларусь вынуждена выходить на рынки стран третьего мира в тени внешней политики России. Но Беларусь останется на этих рынках только, если сумеет найти точки соприкосновения с куда более влиятельными в мире западными державами и закачать в свою экспортную промышленность западный капитал и технологии.

Спасти Россию

Понимаемая таким образом суть происходящих в Беларуси перемен позволяет по-новому взглянуть и на характер белорусско-российских отношений.

Чтобы ни утверждалось официальной пропагандой о белорусско-российской дружбе и стремлении РБ к восстановлению «бездарно порванных связей», а экономическая разруха в России заставляет Беларусь искать выходы на нероссийские экономические пространства. иначе Беларусь ждет социальный и политический коллапс. В этом смысле курс на интеграцию с Россией, постоянно декларируемый белорусским руководством - - не более, чем внешний флер, благодаря которому Минск усыпляет «бдительность» российских государственников и уходит из сферы геополитического притяжения России относительно безболезненно и тихо.

С другой стороны, в условиях наставшего в России экономического кризиса интеграция между двумя странами создает преимущества экономике именно Беларуси за счет российских производителей, ибо:

белорусская экономика представляет собою взаимосвязанный комплекс, который сохранил свою управляемость и единство. В России таких регионов практически нет. Конкурентная борьба российских производителей с этой многоголовой и многообразной «гидрой» практически невозможна. Ведь Беларусь использует для их подавления не только факт относительно низкого износа своего оборудования, относительно высокую квалификацию своей рабочей силы и тому подобные экономические факторы. Минск не менее активно пользуется и политическими формами подавления конкурентов.

Скажем, в обмен на политическую лояльность или транспортные «поблажки» Беларусь может относительно безболезненно задерживать выплату топливной задолженности, тем самым получая от Москвы скрытое дотирование своей экономики.

Проекты типа таможенного Союза только вводят этого своеобразного «монстра» внутрь российской экономики, подавляют во имя идеологического комфорта российских патриотов или коммунистов наиболее передовые производства самой России в угоду их белорусским партнерам.

Беларусь в силу специфики ее экономической структуры практически нельзя расколоть. Ее надо «проглатывать» либо всю сразу либо, в случае ее раскола, скажем, по региональному признаку, получить упадок здесь крупной промышленности и политический коллапс. Такой коллапс не нужен ни России ни Западу в силу стратегической важности проходящих через РБ транспортных артерий. А потому любые российские инвестиции в РБ самой Беларуси потерей идентичности и цельности не угрожают. эти инвестиции просто превращают инвестора в зависимую от стабильности и успеха Беларуси силу. потому вхождение Минска в структуры типа таможенного или Платежного Союзов с Россией просто влекут за собою перекачивание капиталов из разных российских регионов в Беларусь, укрепляют именно Беларусь в ущерб регионам России.

Обреченная благодаря своему геополитическому положению на политическую стабильность и насыщение за чужой счет все новыми инфраструктурными объектами европейского значения Беларусь поневоле имеет шансы превратиться в весьма привлекательное поле для западных инвестиций. Тем самым конкурентоспособность белорусских промышленных предприятий относительно их российских конкурентов может дополнительно увеличиться.

В конечном счете, Россия угрозы Беларуси не представляет. Скорее Беларусь в силу специфики ее социально-экономической структуры способна создать множество совершенно неожиданных сложностей для своего восточного соседа.

Если посмотреть на перспективы белорусско-российских отношений, то создается впечатление, что после начала в России экономического кризиса и возникновения Европейского Союза, Беларусь оказалась в сфере геополитического притяжения Запада. Интеграция России и Беларуси какими бы красивыми словами ни прикрывалась истощает экономику России, способствует выживанию в Беларуси наиболее передовых производств, которые в свою очередь будут действовать на рынках стран третьего мира и получать заметные скрытые и явные дотации со стороны западного капитала. Тем самым Беларусь поневоле выполняет функцию стратегического партнера Запада в деле удержания России в сфере западного геополитического влияния и обеспечения широкого использования западными государствами российского топлива и иного сырья.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: