Торговать—не ссориться

Возможные приоритеты Беларуси среди портов Балтии, скорее всего, определяются успехами или неуспехами продвижения крупной промышленности на рынки стран третьего мира. В случае успеха, Минску понадобится решать вопрос о стабильном и долговременном транзите регулярных крупных партий машиностроительной продукции на дальние расстояния по морю.

Для этих целей дешевле использовать крупные океанские суда, которые могут заходить только в глубоководные порты. Близ Беларуси находится всего семь таких глубоководных портов: Гданьск, Гдыня, Калининград, Балтийск (возле Калининграда), Мууга, Санкт-Петербург и черноморская Одесса (с Ильичевском). Лишь эти порты в состоянии принимать суда с осадкой в 15 метров (максимально возможная осадка для допустимая для прохода по Зундскому проливу в Балтийское море) стран. Остальные порты рассчитаны на корабли с осадкой около 10 метров.

Мууга и Петербург находятся вдали от Беларуси и потому маловероятна серьезная белорусская деятельность через них. Одесса - зачастую перегружена. Калининградские порты - к сожалению, длительное время были в основном военными базами и у них пока неразвита торговая инфраструктура. Потому наиболее вероятно, что для транспортировки крупных партий грузов Беларусь будет склоняться к Гдыне и Гданьску, а для транзита небольших партий, особенно на близкие расстояния - к портам Латвии и Литвы.

В любом случае - Беларусь исходя из ее транспортных потребностей не заинтересована ни в какой форме обострения политических проблем с соседними с нею приморскими государствами. Более того, чем значительнее будет транзит Беларуси через соседние порты, тем более республика будет интегрироваться в региональные экономические и политические структуры, а - через них - получать дополнительные точки соприкосновения с политическими интересами Европейского Союза.

Брестский транзит

Самой сложной внутренней задачей Беларуси, связанной с ее транспортной сетью, вероятно, является функционирование комплекса пограничных переходов в районе Бреста. Эти переходы сегодня работают с крайней перегрузкой. Временами автомобильные очереди достигают на 20 - 30 км длины. Ситуация дошла до того, что вопрос урегулирования проблемы Брестских переходов в ноябре 1995 года обсуждался даже на уровне премьер - министров двух стран.

В этой проблеме словно концентрируется все значение еще немодернизированной магистрали Берлин - Москва для нестабильного постсоветского политического пространства восточной части Европы и место Беларуси на этом фоне.

Прежде всего, надо помнить, что после заключения между Беларусью и Россией таможенного Союза резко вырос поток европейско - российского транзита через Беларусь. Точные цифры о доле Беларуси в этом транзите привести сложно, так как сложно его учесть. Но высокие российские чиновники (вице-премьер А. Чубайс) иногда утверждали, что эта доля доходит даже до 70 процентов.

70 процентов - это, вероятно, преувеличение. Или, по крайней мере, эта цифра не может быть реальной с учетом поставок на Запад российского топлива. Но, в любом случае, речь идет о заметных поставках и прежде всего в российскую столицу.

Так, известно, что доля западного продовольствия в потреблении Москвы колеблется на уровне 40 - 60 процентов. Вряд ли будет преувеличением утверждение, что большая его часть доставляется в Москву через Беларусь по железной дороге.

Производство продуктов в России и других странах СНГ неумолимо падает. Машинный парк в сельском хозяйстве изнашивается, удобрений в почвы кладется все меньше, а стариков в деревнях становится все больше. Никакие протекционистские пошлины, введенные в начале 1995 года в России ситуацию принципиально изменить не могут. Значит логично сделать вывод, что вопрос о поставках западного продовольствия в Российскую Федерацию будет постоянным камнем преткновения в политической борьбе в этой огромной стране. А, значит, быстрая или медленная работа в Бресте, например, пункта по перестановке вагонов с западной колеи на восточную может существенно влиять на розничные цены на продовольствие и на политические симпатии по крайней мере населения Москвы.

Беларуси непосредственно касается и один из самых крупных американских проектов по увеличению поставок в страны СНГ зерна и других видов продовольствия. В порту Гданьска самым крупным проектов, вероятно, является зерновой терминал мощностью в три миллиона тонн зерна в год. Он должен быть введен в строй к концу 1997 года.

Украина покупателем этого зерна наверняка не будет. Даже в 1995 неурожайном году Киев запланировал продажу свыше двух миллионов тонн зерна. Вероятно, при всех проблемах, Украина будет обеспечивать себя зерном сама. Американские же поставки могут быть направлены только в Россию через Беларусь прежде всего по трассе Берлин—Москва.

А, значит, Беларусь должна будет, как минимум обеспечить безопасный транзит этого продовольствия в будущем в Россию или иметь проблемы с русским руководством, каким бы близким оно ни было Минску по идеологии...

<!--[if!supportEmptyParas]--> <!--[endif]-->

<!--[if!supportEmptyParas]--> <!--[endif]-->

 

3. Страна базирования

Экспортная промышленность в структуре внешней политики РБ

Едва ли не главной особенностью социально-экономической структуры Беларуси, которая принципиально отличает белорусское общество от всех постсоветских государств, выступает исключительное значение в ее экономике крупной экспортной промышленности.

Перед началом экономического кризиса в 1988 году около 80 процентов всей производимой в БССР промышленной продукции уходило за пределы республики. Подобной доли экспорта не имело ни одно государство в советской сфере влияния в Европе и ни одна республика бывшего СССР.

Промышленный очаг

Белорусский промышленный очаг также обладал рядом специфичных черт, которые, по сути, предопределили абсолютно необычную природу переживаемого сегодня Беларусью экономического кризиса и необходимость поиска оригинальных путей выхода из него.

Прежде всего, экспортная промышленность была высококонцентрированной. Выделялись и выделяется лишь несколько так называемых головных предприятий («гигантов»), на которых собиралось готовое изделие. К этим предприятиям технологически были привязаны несколько десятков предприятий-поставщиков полуфабрикатов и комплектующих деталей. Наиболее крупными из таких технологических комплексов выступает Минский Тракторный Завод (МТЗ), Минский Автомобильный Завод (МАЗ), Белорусский автомобильный Завод (БелАЗ), Гомсельмаш.

Во всех отраслях белорусской промышленности занято около 2 млн рабочих. Основные предприятия экспортного машиностроения обслуживали и продолжают обслуживать около 50% процентов белорусских промышленных рабочих. Причем до 300 тысяч были в той или иной степени заняты только в технологической цепочке МТЗ.

Сложнее определить долю промышленных рабочих, занятых в электронной промышленности Беларуси, ибо эта отрасль экономики РБ выпускала преимущественно продукцию двойного назначения и истинная статистика занятости в ней была засекречена. Однако известно, что БССР занимала третье место в бывшем Советском Союзе по уровню концентрации и масштабу электронного производства после Московского и Ленинградского промышленных районов. Здесь располагалось около трети всех советских радиоэлектронных производств.

Наиболее крупным объектом этой отрасли выступало и выступает Минское ПО «Интеграл». Всего в РБ насчитывается около 20 электронных ПО, которые выпускают зачастую технологически совместимую продукцию и во многих случаях взаимопереплетаются, выпуская совместными усилиями общие конечные продукты. В электронной промышленности занято около 100 тысяч человек.

Примерно столько же промышленных рабочих заняты в нефте-перерабатывающей и химической промышленности, которая также работает преимущественно на экспорт.

Кроме того, в РБ располагается соответствующая образовательная и научная инфраструктура, призванная обеспечивать постоянное обновление выпускаемой конечной продукции. С учетом занятых в этой сфере работников доля экспортной промышленности достигнет 50-60% всего занятого населения РБ. По советским меркам Беларусь обладала высокоразвитой промышленностью и прекрасной научно-образовательной базой. Причем технологический уровень экспортных производств был достаточно однороден, ибо создавалась эта индустрия после войны на практически пустом месте и примерно одно время.

Как видим, крах экспортных производств в силу любых обстоятельств угрожает крайней быстро ввергнуть Беларусь в колоссальной силы социально-политический кризис, ибо безработными в таком случае быстро становятся огромные массы людей.

Региональный фактор

Дополнительно усложняет белорусскую ситуацию региональный фактор.

Большая часть промышленных производств концентрируется в той части Беларуси, которая входила в состав СССР до присоединения в 1939 году находившейся под властью Польши Западной Беларуси.

Это обстоятельство прекрасно иллюстрируется демографическими выкладками. В Восточной Беларуси (60 процентов территории республики) проживает около шести миллионов человек. Из них около трех четвертей (4 - 4,5 млн человек) - в городах. Здесь находятся крупнейшие города РБ: Минск (1,8 млн человек), Гомель (500 тысяч человек), Могилев (360 тысяч), Витебск (340 тысяч).

В Западной Беларуси в городах вовремя последней всеобщей переписи населения в 1989 году проживало около 50-55 процентов жителей. Здесь всего два города с численностью населения около трехсот тысяч человек: Гродно и Брест. В городах с численностью жителей свыше ста тысяч человек тут проживает лишь около 30% жителей из 4 млн человек населения западной части РБ.

То есть в отличие от промышленного Востока Западная Беларусь является регионом в значительной мере аграрным. А потому любые сложности в функционировании крупных экспортных промышленных производств в Беларуси влекут за собою не просто рост безработицы в промышленных центрах, а - полный социальный обвал в одном из регионов государства. Тем самым рискуют вырасти до опасных размеров социально-экономические отличия разных регионов РБ, а межрегиональные противоречия превратиться в один из наиболее уязвимых элементов внутренней политической структуры РБ.

С другой стороны, сельское хозяйство РБ также развито крайне неравномерно. На Востоке Беларуси колхозы были традиционно отсталыми. К тому же доля лиц пенсионного и предпенсионного возраста в восточнобелорусской деревне сегодня достигает примерно 70 процентов.

На Западе Беларуси ситуация обратная. Здесь в послевоенные годы было создано относительно производительное и высокотехнологичное сельскохозяйственное производство. Брестская и Гродненская области БССР регулярно занимали в СССР первые места по уровню развития с/х. Доля пожилых людей составляет в этом регионе порядка 15-20%. Вплоть до начала 90-х годов здесь в целом продолжалось расширенное самовоспроизводство населения в то время как в масштабе всей БССР-РБ в основном за счет восточных областей физический прирост населения стал отрицательным еще в конце 70-х годов..

Особенность сельского хозяйства Западной Беларуси в высокой степени зависимости от скрытых и явных дотаций на его развитие со стороны промышленного Востока. Причинами, этой зависимости, в частности, выступают две крупные программы, осуществленные в западнобелорусской деревне в течение последних тридцати лет.

Во-первых, здесь была проведена широкомасштабная мелиорация полесских болот. Полесье занимает в целом от 30 до 40 процентов территории Беларуси, протянувшись полосой вдоль всей южной границы республики. Часть Полесья охватывает и южную часть Западной Беларуси.

Еще более важно то, что за счет мелиорации на Полесье была развита транспортная инфраструктура. В результате сельские районы Брестской области стали наиболее густонаселенными сельскими районами РБ, а уровень жизни здесь перед началом экономического кризиса в 1988 году был в среднем, вероятно, самым высоким в государстве.

Однако поддержание мелиоративных земель в порядке требует постоянной координации на республиканском уровне наличия эффективной централизованно управляемой системы мелиоративных служб подразделений. А это, в свою очередь, является делом весьма дорогостоящим и обременительным.

Во-вторых, в Западной Беларуси за десять лет до распада СССР была развернута программа строительства крупных животноводческих комплексов, рассчитанных более чем на сто тысяч голов скота каждый. таких комплексов было построено около 20. Под их потребности было в значительной мере перестроено хозяйство окружающих их групп колхозов (по 20-30 колхозов на комплекс).

Безусловно, у этих животноводческих комплексов, также как и у мелиорации имеется множество отрицательных последствий, особенно в области экологии. Однако именно благодаря им Беларусь смогла довести производство мяса в западной части республики на душу до одного из наиболее высоких в Европе показателей.

Функционирование крупных животноводческих комплексов без скрытых и явных дотаций со стороны промышленных районов невозможно себе даже представить.

Таким образом, если несколько утрировать ситуацию, то к моменту начала экономического кризиса Беларусь обладала удивительно целостным экономическим комплексом, где высокоспециализированное и высокотехнологичное сельское хозяйство Западной Беларуси «кормило» промышленный Восток и поставляло часть своей продукции за пределы республик, а промышленный Восток за счет доходов от высокотехнологичной «экспортной» промышленности поддерживал функционирование сельского хозяйства на Западе и обеспечивал проведение там быстрой индустриализации.

Что будет, если...

Структура белорусской экономики такова, что в случае падения производства в экспортных отраслях белорусской промышленности это государство ожидает вал безработицы в промышленных центрах Востока, а затем—быстрое падение сельскохозяйственного производства на животноводческих комплексах в Западной Беларуси и заболачивание на Полесье. Тем самым может быть стимулирована быстрая миграция части сельских жителей в и так охваченные безработицей города со всеми вытекающими из этого разрушительными политическими последствиями.

Потому проблема сохранения белорусской крупной промышленности, независимо от того осознается она политической элитой как задача или нет, является едва ли не единственным способом элементарно сохранить политический мир и стабильность в обществе и государстве.

Наконец, надо иметь ввиду, что в Беларуси еще перед началом кризиса оказался запущен механизм урбанизации в ее западной части. Если не вдаваться подробно в процесс функционирования этого механизма, то достаточно напомнить, что в развитых странах доля сельского населения составляет от трех до двенадцати процентов населения. Значит, любая экономическая стабилизация в РБ обязательно будет вести к оттоку населения из западнобелорусских деревень в города. На Востоке же Беларуси процент трудоспособного сельского населения и так приближается десяти—пятнадцати процентам.

Для нашей схемы это обстоятельство важно в том смысле, что Беларуси для достижения политической стабильности важно не просто сохранить сегодняшний уровень промышленного развития. Необходимо реализовать программы промышленного развития исходя из резервов рабочей силы в западнобелорусских деревнях, либо создать условия для безвозвратной миграции части избыточного населения из этого региона за пределы государства. Подобная миграция—дело в реальности маловероятное. Потому сохранение и развитие промышленного потенциала РБ может быть определено как естественная задача этого государства и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: