Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован.предложения не следуют логически друг за другом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Поскольку это сочинение-рассуждение запомните типичную структуру абзаца текста – рассуждения:
- тезис
- развитие мысли
- иллюстративная часть (доказательства, примеры)
- микровывод
Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.
Основными средствами выражения логических связей в тексте-рассуждении являются специальные средства связи, указывающие на различные виды смысловых отношений между предложениями, абзацами:
|
|
- последовательность развития мысли: вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.,
- отношения противоречия, противопоставления: однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.,
- причинно-следственные отношения: следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого; кроме того, к тому же и др.,
- переход от одной мысли к другой: обратимся к …, вспомним также, остановимся на …, перейдём к …, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть…,
- итог, вывод: итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать….
Разнообразие используемых автором сочинения логических связок свидетельствует о хорошем владении письменной речью.
Таким образом, построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья.
ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от учащегося потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.
- ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ на произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание.
|
|
- СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
- ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений.
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ. Предложение с косвенной речью представляет собой СПП, в котором главная часть передаёт слова автора, а придаточная – чьё-либо высказывание. Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.
ПОМНИТЕ! Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок.