Смысловая цельность сочинения определяется тем, насколько продумано построение работы. И оценивается по критерию №3 «Композиция».
КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.
Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны.
Композиционная структура | Логическая структура |
Вступление | Подготовка к восприятию основных мыслей работы |
Основная часть | Тезис 1 Доказательства, примеры (один или несколько) Микровывод (обобщение сказанного) Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Логический переход к новой мысли Тезис 3 Доказательства, примеры (…) |
Заключение | Обобщение по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой строки). |
Традиционно выделяют три части сочинения:
- ВСТУПЛЕНИЕ, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором подводится итог, обобщается сказанное.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображениями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим.
ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ | |
ИСТОРИЧЕСКОЕ | Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. |
АНАЛИТИЧЕСКОЕ | Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.). |
БИОГРАФИЧЕСКОЕ | Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. |
ЦИТАТНОЕ | В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. |
ЛИЧНОСТНОЕ | Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. |
КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над темой сочинения. Заключение должно быть органично связано с основным текстом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вывод – это не простое повторение аргументов, это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
ЗАПОМНИТЕ! Общий объём вступления и заключения не должен превышать 1/4 всего сочинения. Вступительная и заключительная часть сочинения не должны быть слишком большими и могут состоять из 5 – 8 предложений. В любом случае необходимый объём каждой части сочинения должен определяться не механическим подсчётом слов и предложений, а логикой развёртывания мысли.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
Работая над сочинениями, постарайтесь найти для себя те варианты вступлений и заключений, которые хорошо удаются и не требуют больших затрат сил и времени.
ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ | |
ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО | Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке возвращаются к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС | Вопросительное предложение, в т.ч. риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. |
ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ | Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. |
ЦИТАТА | Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысль. |