double arrow

Как анализировать художественное произведение

Сочинение на литературную тему невозможно без анализа художественного произведения. Для подтверждения своей позиции необходимо привести в пример художественное произведение, охарактеризовать его в целом, проанализировать отдельные эпизоды или образы конкретных героев.

ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

  1. Какова история создания произведения?
  2. Как связано произведение с исторической эпохой?
  3. Какое место занимает произведение в творчестве писателя и в русской литературе?
  4. Какие факты из биографии автора связаны с созданием данного произведения?
  5. К какому жанру принадлежит произведение? (Поэма, роман, повесть, рассказ)
  6. В чём смысл названия произведения?
  7. Какова тема (о чём?) и идея (что хотел сказать автор этим произведением, чему научить?) произведения?
  8. Какие проблемы поднимает автор в произведении?
  9. Какой конфликт (противопоставление, противоречие) лежит в основе произведения? Когда он произошёл? Между какими героями, в связи с чем, что послужило поводом?
  10. Какие ключевые (главные) эпизоды?
  11. В чём особенность системы образов произведения (главные, второстепенные, положительные, отрицательные персонажи)?
  12. Как выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме)? Как автор видит решение поставленных в произведении проблем?

Все эти вопросы нацелены на комплексный анализ произведения в единстве его формы и содержания. Однако на экзамене может потребоваться не только целостный анализ конкретного произведения, но и умение привлекать отдельные сведения, в том числе и литературоведческого характера, для пояснения, подтверждения своей мысли.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, необходимо отобрать те сведения о художественном произведении, которые помогут раскрыть основную мысль, доказать тезис.

НАПРИМЕР, вначале можно кратко охарактеризовать произведение в целом, обозначив тему, проблему(-ы), идейную направленность произведения, сюжет, а затем перейти к анализу системы персонажей, отдельных эпизодов или конкретных героев.

 

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.

К сожалению, ученики часто не знают имён даже самых известных литературных героев. Что приводит к досадным фактическим ошибкам. А вы знаете, как зовут Чацкого, Печорина, Чичикова, Плюшкина, Базарова, Раскольникова? Загляните в учебники или справочники, чтобы освежить память.

Запомните: в сочинении можно и нужно использовать характеристику героя.

В этом случае в центре внимания будут следующие вопросы.

 

ПЛАН АНАЛИЗА ПЕРСОНАЖА.

  1. Как зовут героя?
  2. Каков его социальный статус (происхождение, образование, род занятий)?
  3. Каков его характер, индивидуальные и типические черты (герой-резонёр, «маленький человек», «лишний человек», «новый человек»)?
  4. Какое место занимает этот герой в системе персонажей произведения (главный, один из главных, второстепенный, эпизодический, «двойник» главного героя)?
  5. Какое участие принимает этот герой в конфликте произведения? С кем сталкивается, спорит?
  6. Какие приёмы и средства использует писатель при изображении этого героя (портрет, речевая характеристика, характеристика со стороны других персонажей, поступки и действия, характеризующие героя)?

 

РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: