Все корпусные изделия можно разбить на два больших класса: симметричные и не симметричные. В качестве примера рассмотрим 3D моделирование корпуса наиболее распространенного двухступенчатого горизонтального цилиндрического редуктора, который часто является одним из основных элементов трансмиссии машины.
На рис. 1 представлен чертеж двухступенчатого цилиндрического редуктора Ц2-650 с расстоянием между входным и выходными валами – 650 мм.
Рис. 1. Двухступенчатый цилиндрический редуктор Ц2-650. Вид сверху
Корпус такого редуктора состоит из нижней части – основания и верхней части – крышки, которая в свою очередь имеет смотровую крышку рис. 2.
Рис. 2. 3D модели корпуса двухступенчатого цилиндрического редуктора: а) нижняя часть – основание: 1 – полка основания для крепления крашки на основании; 2 – торцевые стенки; 3 – боковые стенки; 4 – ниша под подшипник выходного вала; 5 – ниша под подшипник промежуточного вала; 6 – ниша под подшипник входного вала; 7 – отверстия крепления редуктора; 8 – ребра жесткости; 9 – корпус слива масла; 10 – полка крепления редуктора к раме; 11 – боковые приливы; 12 – отверстия крепления основания и крышки; б) верхняя часть – крышка: 13 – полка крышки; 14 – торцевые стенки крышки; 15 – люк в крышке; 16 – боковые стенки крышки; 17 – строповочный прилив
Как видно из рис. 2, в нашем примере, как нижняя часть корпуса редуктора - основание, так и его верхняя часть – крышка симметричны относительно продольной вертикальной плоскости (плоскости симметрии), проходящей через середину корпуса редуктора.
Если создаваемые 3D модели корпусных изделий симметричны, относительно какой-либо плоскости, то часто легче и быстрее создавать половину модели, а затем, используя симметричное зеркальное отображение относительно плоскости симметрии, создать их полные модели.
Вначале создадим первую половину нижней части корпуса редуктора – основания, а затем вторую путем симметричного отображения первой.
Процесс создания половины основания корпуса редуктора включает последовательное создание эскизов и 3D моделей половин его элементов:
- верхней полки основания корпуса редуктора;
- боковых и торцевых стенок основания корпуса редуктора;
- боковых приливов на верхней полке;
- ниш в приливах верхней полки под подшипники валов;
- полки крепления редуктора к раме;
- корпус в дне для слива масла;
- отверстия на верхней и нижней полках основания корпуса редуктора;
- ребер жесткости под боковыми круговыми приливами;
- и т.д..