1. Нормативно-законодательная база музейного дела в России: история становления и современное состояние музейного права в России.
2. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»: характеристика основных статей.
3. Выработка юридических норм о национальном музейном фонде. Понятие государственного музейного фонда. Структура и состав музейных фондов.
4. Организационно-правовые документы деятельности музея.
5. Типовой устав музея: общие положения (некоммерческий характер, характеристика учредителя), цели и предмет деятельности, имущество и фонды хранения, организация деятельности, управление организацией, ликвидация и реорганизация учреждения.
6. Положение о музее образовательного учреждения: основные элементы содержания.
7. Правовые основы деятельности муниципального музея.
8. Лицензирование деятельности музеев: порядок получения лицензии.
9. Финансово-хозяйственная деятельность.
10. Принципы музейного маркетинга и менеджмента.
11. Музей и производство материальных и духовных благ. Понятие услуги в музее.
12. Культурная политика ЮНЕСКО.
13. Международный совет музеев (ICOM): сущность, основные задачи организации и направления деятельности.
14. Конференции ИКОМ: тематика и содержание проблем. Кодекс профессиональной этики ИКОМ.
15. Этика музейного работника: основные качества. Личная ответственность за коллекции.
16. Основные задачи ИКОМ на современном этапе.
17. Глобализация и деятельность музеев.
18. ИКОМ и защита культурного наследия.
19. Новые тенденции в музейном менеджменте.
20. Комитет по музейной документации (СИДОК).
Примерная тематика курсовых работ по направлению подготовки «Музеология и охрана памятников…»
1. История создания и развития музея (по выбору).
2. Изучение музейного собрания – важнейшая задача научно-исследовательской деятельности музеев.
3. Атрибуция музейных предметов как вид научно-исследовательской работы в музее.
4. Методы атрибуции в музее, их эффективность.
5. Социологические исследования как фактор повышения эффективности работы музея.
6. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях. 7. Организация научно-фондовой работы в музее.
8. Учет и хранение музейных фондов.
9. Музейная экспозиция: история и тенденции развития на современном этапе. 10. Роль научного комплектования в экспозиционной и выставочной деятельности музея.
11. Выставочная деятельность музеев.
12. Основные этапы проектирования музейных экспозиций.
13. Архитектурно-художественное построение экспозиции.
14. Основные формы культурно-образовательной деятельности.
15. Музейная аудитория и ее изучение.
16. Музейная педагогика.
17. Взаимосвязь экскурсионной деятельности с другими направлениями работы в музее.
18. Музейный менеджмент.
19. Маркетинг в музейном деле.
20. История возникновения российских музеев.
21. История знаменитых музеев России.
22. Музеи США: общее и особенное.
23. Музеи Австралии.
24. Африканские музеи.
25. Музеи стран Азии (Индия, Турция, Япония, Китай).
26. Западноевропейские музеи.
27. Музей в тоталитарном обществе.
28. Новые тенденции в развитии музейной сферы во второй половине XX столетия.
29. Художественные музеи мира.
30. Музеи под открытым небом.
31. Археологические музеи.
32. Экомузеи.
33. Детские музеи.
34. Музеи национальной истории и культуры.
35. Мемориальные музеи.
36. Развитие усадебного туризма в России.
37. Музеи Ростовской области.
38. Генезис и эволюция музея и музейного дела.
39. Концепция «Воображаемого Музея» Андре Мальро.
40. Необычные музеи.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Амулеты-змеевики в России в средние века.
2. Роль Кунсткамеры в формировании геологических музеев России (курс «Естественноисторическая музеология»).
3. Комплектование археологических коллекций в музеях России (курс «Учет, хранение и комплектование музейных предметов»)
4. Московского археологическое общество и разработка проекта закона об охране памятников старины;
5. Музеефикация объекта культурного и природного наследия (на конкретном примере - городской или сельской усадьбе, памятнике архитектуры, памятнике природы);
6. Промышленные комплексы как объекты культурного наследия: проблемы и перспективы.
7. Н.И. Троцкая во главе Музейного отдела Наркомпроса РФ (курс «История музейного дела в России»)
8. Игорь Грабарь - директор Третьяковской галереи: превращение частной коллекции в музей европейского типа (курс «История музейного дела в России»)
9. Развитие музееведческой мысли в трудах Н.М. Могилянского (По материалам журнала "Живая старина") (курс «История музейного дела в России»)
10. Предмет музеологии как науки: международные дискуссии 1960-х годов (курс «Основы музеологии»)
11. Классификация музеев в отечественном музееведении XX в. (курс «Основы музеологии»)
12. Базовые понятия музеологии в трудах З. Странского (курс «Основы музеологии»)
13. Работа с детской аудиторией в музее (на материале конкретного музея)
14. Музейный каркас в формировании туристического маршрута «Маршруты православного молодёжного туризма».
15. Русская материальная культура XVII в. в экспозициях смоленских музеев (курс «Материальная культура русского города»)
16. Современные тенденции в работе с музейным посетителем (курс "Музейная педагогика")
17. Особенности работы с посетителем в малых музеях (курс "Музейная педагогика")
18. Музей и школа: дидактические возможности музейных сайтов (курс "Музейная педагогика")
19. Частные коллекции России: история, роль в культурной жизни страны ( По курсу «История коллекционирования»)
20. Российские и международные художественные ярмарки: история и роль на арт-рынке ( По курсу «История коллекционирования»)
По курсу «Художественные музеи»:
21. Новые художественные музеи Москвы: поиск формы
22. Эволюция представлений о задачах художественных музеев: XVIII-XXI вв.
«Музеи Франции: история и современность»
23. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья как научный и политический проект
24. Объединение национальных музеев (RMN) и развитие музейной отрасли во Франции.
25. Посетительский опыт: работа с восприятием посетителей через визуальные и звуковые эффекты (курс "Музеологические исследования за рубежом").
26. Передовые экспозиционные практики в музеях франкофонного мира (курс «Социокультурные аспекты выставочной деятельности»).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА